Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг - страница 20
.RU

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг - страница 20



Я не могу удержаться, чтобы не прибавить к этим замечаниям высказывания другого философски мыслящего естествоиспытателя. Дело зашло настолько далеко, что философские основания, выдвигаемые в подобных случаях, отклоняются как неприемлемые под тем

439

предлогом, что они таковы. Однако философии подобает решать, что в наших познаниях объективно, а что есть только ощущение. Полезно будет доказать (ибо сейчас считается, что философия опыта не могла бы ни на что сгодиться), что и естествоиспытатель - эмпирик вынужден обратиться к философским принципам, если он не хочет слепо следовать фикциям чисто эмпирического учения о природе.

«Сила притяжения, — говорит господин Линк,* — которую обнаруживают тела по отношению к теплороду, совершенно непохожа на химическое сродство. В последнем случае одно тело полностью или же большей частью лишает другое его составной части, в первом — одно тело забирает у другого лишь столько теплорода, сколько требуется для того, чтобы абсолютная упругость теплорода в обоих телах стала одинаковой. Столь же невозможно утверждать, что это притяжение тождественно с всеобщим притяжением. Последнее действует на расстоянии, уменьшается обратно пропорционально увеличению квадрата расстояния и зависит от количества материи, обнаруживающей силу тяготения с обеих сторон. Из всего этого мы ничего здесь не замечаем, не наблюдаем, чтобы более плотные тела сильнее притягивали теплород, чем менее плотные, а также, чтобы распределение теплорода происходило сообразно его плотности, как этого следовало бы ожидать, если бы здесь была замешана всеобщая сила притяжения».

«Если бы стали утверждать, что теплород, который составляет большее количество тепла в каком-либо теле, химически связан в нем, то это было бы ложным употреблением точно определенных выражений. Этот

• Я заимствую эти места из указанной работы господина Шерера (С. 138—140).

440

теплород исходит из более теплого тела в более холодное, точно так же он возвращается в первое, как только оно в свою очередь становится холоднее. Ничего из этого мы не наблюдаем при химических соединениях. Ни одна составная часть не отделяется от другой потому, что она составляет вместе с ней большее количество, и никогда она не возвращается в прежнее тело, если это тело испытывает в ней недостаток. Химические разделения и соединения проявляются определеннее; они являются следствиями избирательного притяжения и могут быть выстроены согласно таблицам сродства, а теплород, по крайней мере, в данном случае, не подчиняется всем этим правилам. И если бы существовал теплород, который настолько прочно соединялся бы с телом, что было бы нельзя отделить его или уменьшить его количество с помощью более холодного тела, то выражение „химически связанный" все же могло бы быть ошибочным, поскольку при соединениях тел были бы возможны ступени, которые сильно различались бы между собой, но и весьма разнились бы от химического сродства».

Полагаю, что прежде я достаточно высказался относительно вопроса, уже много раз поднимавшегося за последнее время: «Действительно ли свет является материей?». Так как теперь я ознакомился с исследованиями господина Ш. «Об имматериальности теплорода и светорода», то здесь дополнительно приведу основания, которые, как мне все еще кажется, могут быть приведены в пользу материальности света.*

Основания, которыми автор подкрепляет свое мнение, собственно говоря, имеют силу только против ут-

· В первом издании: «которые все же вынуждают меня настаивать на материальности света».

441

верждения существования светорода, а не против световой материи. Это различие (которое для настоящего исследования немаловажно) а, как полагаю, отчетливо привел выше. Я указал, что элементы вообще, а не только то или иное определенное вещество, есть нечто совершенно мнимое. Это утверждение доказывает само себя, как только узнают химические элементы, ибо ни один из них до сих пор не представим в созерцании и нельзя надеяться когда-либо их представить. А то, что созерцается, называется уже не элементом, а материей. Следовательно, заранее понятно, что и светород (т. е. не световая материя, а воображаемая причина свойств этой материи) точно так же, но и не больше, чем любой другой элемент химии, относится к химическим функциям (которые, как я считаю, в определенных границах даже неизбежны).

Я надеюсь также, что если философские принципы в будущем будут иметь большую силу в эмпирических науках, чем теперь, предположение материй, должных отличаться друг от друга внутренними (постольку скрытыми) качествами, совершенно исчезнет из наших теорий. Согласно этим принципам, любая отдельная материя есть всего лишь модификация материи вообще, и все качества материи, как бы они ни различались, есть не что иное, как различные соотношения ее основных сил. Это относится к любой материи, а не только к свету, и в случае если исходя из положения: «Свет есть только модификация материи», захотели бы доказать его имматериальность, то с тем же правом можно было бы доказывать имматериальность всех других материй, ибо где мы когда-либо видели материю вообще, а не лишь модификации материи?

Таким образом, исследования, произведенные в указанной работе относительно материальности или

442

имматериальности света, нуждаются, пожалуй, только в философском расширении, чтобы полностью согласоваться с результатами философии. Я делаю такой вывод, так как сам автор для доказательства своей теории тепла ссылается на основоположения философской динамики, «Если доказано, — говорит он,* — что возможность материи (как движущегося в пространстве) основывается на двух основных силах, притягивающей и отталкивающей, если, наконец, специфическое различие материй, возможное до бесконечности, объяснимо только различием в связывании этих изначальных сил, что же вынуждает нас тогда и дальше выводить различные формы тел из вещественного соотношения между теплородом и субстанциями? Разве форма соединения (Aggregation) не может зависеть только от взаимного влияния основных сил и их соответствующей интенсивности?».

«Важнейшим возражением, которое можно было бы сделать против данного положения, бесспорно, является то, что отличающаяся форма, которую мы получаем посредством нагревания твердых тел, по-видимому, могла бы быть результатом соединения изменившегося в своей форме тела с причиной тепла. Я сознаю, что это обстоятельство, разумеется, на первый взгляд, делает излишним всякое дальнейшее рассуждение вследствие того, что здесь нельзя не признать величайшей очевидности. Тем нее менее я все же отваживаюсь утверждать, что эта очевидность лишь приписывается; она основывается на однобоком рассуждении атомистической философии, согласно которой всякое явление должно иметь свое основание только в соединении или связывании имеющих различную форму элементарных частей

\Шерер А. И.\ С. 164—166.

443

(атомов) составных тел, как будто бы кроме этой предпосылки немыслимо никакое более простое, соответствующее природе объяснение».

«Мне кажется весьма вероятным, что при нагревании тела в него не входит нечто, а только изменяется соотношение основных сил друг с другом так, что отталкивающая сила получает перевес над притягивающей. При помощи чего это происходит? Я считаю, что при помощи толчка со стороны весомых частей воздуха, который посредством нагревания (т. е. посредством приведенных в действие основных сил) становится способным к его осуществлению. Я полагаю эту способность [совершать толчок] во время нагревания тел в воздухе только у весомых частей воздуха, потому что это воздействие может относиться только к материи, следовательно, к чему-то весомому, движущемуся в пространстве. Согласно этому тепло — это явление, которое всякий раз связано с таким проявлением силы. По моему мнению, толчок действует постольку, поскольку посредством него нарушается равновесие между силами, равно как ему же мы вынуждены уверенно приписать такие всеобщие явления, как движение и т. д. Как легко заметят, тут я приближаюсь к представлениям некоего Лесажа(?), что я также охотно признаю, только полагаю, что здесь царство механического нужно четко отделить от области химического и не следует совершенно упускать из виду законы динамики. Ибо на данный момент нам еще не позволительно полностью устранять различие между химическими и механическими силами, как это уже тут и там пытались делать».

Я привел это место в качестве доказательства того, что подобные спорные сейчас исследования в химии, в конце концов, с необходимостью восходят к философ-

444

ским принципам относительно сущности материи и самого основания ее качеств, а не то что бы я был совершенно согласен с высказываниями автора (который, кажется, хочет довольно странным образом скомбинировать динамическую и механическую физику). Ибо если он, например, нагревание твердых тел выводит из некоего толчка весомых частей воздуха, то спрашивается: «Что же вызвало сам этот толчок?». Без сомнения, вновь нагревание, однако ведь именно оно и должно быть объяснено. Далее, каким образом посредством (механического) толчка может изменяться «соотношение основных сил (которое исключительно динамическое) так, чтобы отталкивающая сила получила перевес над притягивающей»? Ибо сам толчок может действовать опять-таки только механически и т. д.

Прежним исследованиям этих предметов сильно мешало совершенно одинаковое отношение к свету и теплу, несмотря на то, что относительно последнего достаточно давно было доказано, что оно вовсе не есть что-то само по себе — что-то абсолютное, а есть только модификация тел и вдобавок нечто совершенно относительное. Разумеется, свет также есть только модификация, но такая, к которой способна не всякая материя. Он есть своеобразная модификация — нечто, что само имеет качества, а не только является качеством, как тепло.

Именно поэтому (если происхождение света должно быть объяснено) нельзя удовольствоваться общим философским объяснением: «Он есть некая модификация материи, приведенных в действие основных сил вообще». К счастью, здесь нам идет навстречу сам опыт, который не оставляет нас неосведомленными относительно подлинного источника света.

Некоторые знаменитые естествоиспытатели (имя Бэкона может заменить здесь все остальные) отрицали

445

субстанциальность огня и смотрели на феномен в целом лишь как на своеобразное движение, в которое приводятся тела. Но ясно, что нельзя было думать, что это движение вызывается только механически. Оно должно было быть объяснено химически, т. е. через воздействие на соотношение основных сил в теле, Однако тогда опыт еще не дал достаточно данных, чтобы пролить свет на такое химическое движение. Теперь же эмпирическая химия настолько продвинулась вперед, что уже не следует опасаться невыполнимости подобного предприятия.

Что здесь попробовал сделать господин Ш., я привожу из указанной работы и воздерживаюсь от всех дальнейших замечаний, поскольку сам автор смотрит на свое объяснение только как на первый и постольку самый несовершенный опыт.

«Свойства тел, — говорится на с. 286, — нужно рассматривать как результат приведенных в действие их основных сил».

«Благодаря приведенным в действие основным силам производится движение тел, посредством которого они получают возможность воздействовать друг на друга».

«Каждому химическому проникновению предшествует механическое соприкосновение; отсюда объясняется необходимость изменения формы, которое нужно для того, чтобы проявилось химическое сродство».

«Различные формы соединения (Aggregation) тел зависят от отношения основных сил друг к другу. Сообразно тому, получает перевес отталкивающая или притягивающая сила во время нарушения их взаимного равновесия, порождается более жидкая или более твердая форма».

«Благодаря проявлениям химического сродства формы изменяются, по большей части более жидкие — в

446

более твердые, при этом обычно заметны тепло, свет или огонь. Простые растворения или механические соединения (смешения) обыкновенно сопровождаются сменой более твердой формы на более жидкую, поэтому при этом возникает холод».

«В то время, когда возникает огонь, деятельны кислород и окисляемые вещества, таким образом, огонь как кажется, имеет основание только в движении, в которое приходят соединяющиеся субстанции благодаря уничтожению равновесия их основных сил. Если при этом получает перевес притягивающая сила, то возникает тепло; если, напротив, преобладает отталкивающая сила, то эти явления либо совсем незаметны, либо заметны в очень незначительной степени».

Также я замечу, что господин Щ. сообщил несколько весьма интересных замечаний относительно тепла и света, поскольку они вырабатываются при помощи трения. Согласно тому, что сказано на сей счет, трудно считать, что их источник нужно искать в самих телах. Я отмечаю это потому, что это мне кажется важным для вышевыдвинутой теории электричества.

Еще важнее в этом отношении высказывание Лавуазье, которое приводится на с. 492 [Шерер А. И. Указ. соч. ] из его «Физико-химических сочинений» [Грейфсвальд, 1785]. Ч. III, с. 270: «Когда-нибудь я думаю, — говорит он, — дать отчет об основаниях, которые побуждают меня считать, что электрические явления, которые мы воспринимаем, являются результатом только разложения воздуха», главной причиной, как мне кажется, является распределение обеих электрических материй на трущихся телах, а оно происходит в соответствии с отношением более близкого или более далекого сродства с кислородом, «что электричество есть лишь вид горения, при котором воздух производит

447

электрическое вещество точно так же, как он, по моему мнению, производит вещество огня и света при обычном горении. Удивительно, насколько это новое учение применимо для объяснения подавляющего большинства явлений».

Господин Ш. согласен с такой гипотезой. «Уже давно, — говорит он,* — меня занимало предположение, что между явлениями огня и электричества имеет место очень большое сходство. Пережигание в известь амальгамы во время трения стеклянной части электрической машины о нее еще больше обратило мое внимание на это соответствие. Под конец я не смог найти ничего более вероятного, чем то, что электричество является видом огня, получение которого могло бы базироваться, пожалуй, на тех же основаниях, что и производство обычного огня. Это подозрение стало для меня в высшей степени вероятным отчасти благодаря той точке зрения, которую занимает Лавуазье в приведенном месте из его сочинений, отчасти благодаря опыту некоего ван Марума, которые более четко свидетельствуют о соответствии между явлениями электричества и явлениями тепла».

«Крайне вероятно, что при помощи всех тех манипуляций, посредством которых мы возбуждаем так называемую электрическую материю, мы вызываем не что иное, как разложение атмосферного воздуха. Разумеется, этот вид разложения резко отличен от того, который совершается при горении и пережигании в известь, весьма вероятно, что оно происходит гораздо медленнее, зато тем ярче его результат».** Я, как полагаю, доказал, что это разложение воздуха происходит

· [Шерер Л. Я.] С. 493—494. ** [Шерер Л.Н.] С 496.

448

механически и что этот механизм (трения) без участия используемых здесь разнородных тел мог бы вызвать феномены тепла или огня, но не феномены электричества.

Наконец, господин Шерер на с. 199 сообщает предположение из письма химика ван Мопса, что электрический флюид, может быть, проистекает от сжатия воздуха. Без сомнения, говорит он, оба вида газа, составляющие атмосферный воздух, при этом разделяются и вновь соединяются. А пережигание металлов в известь при помощи электричества он равным образом объясняет присутствием кислорода.

Я намеренно собрал вместе все, что к настоящему моменту стало известно в пользу выдвинутой гипотезы, потому что я во что бы то ни стало хочу побудить к ее проверке при помощи проведенных экспериментов.

Еще я с большим удовольствием назову прекрасную академическую работу, заслужившую право стать более известной, чем обычно становятся работы подобного рода, в которой автор — первый, насколько я знаю, — взялся применить принципы динамики (как они были установлены Кантом) к эмпирическому учению о природе, прежде всего к химии, в подлинно философском духе-*

* Eschenmayer С A Pnncipia quaedam disciplmae nalurali, in pnmis Chemiae, ex Metaphysica naturae substernenda Tubingae, 1796

В доказательство вышеприведенного суждения здесь могут быть приведены некоторые из главных положений автора

«Qualttas matcnae sequitur rationem mutuara vinum atlraclivamra et re-pulsivarum

Omnis matenae vanetas hoc respeclu earundem vinum diversa unice proportione absolvitur, atque adeo ad graduum discnmen redit

Quia matena поп sola existentia, scd vinbus spatium implel, vinum aiilero earundem vanans uniceproportio nonmsigraduate discnmenafferl,

449

О веществах в химии

(Дополнение к восьмой главе)

Каким образом совершенно одна и та же материя рождается в многообразии форм, в достаточной степени изложено выше. Как в частном, так и в целом она преобразует свое единство в различие только в форме магнетизма. Внутреннее и сущностное тождество посредством этого не уничтожается, а остается одним и тем же во всех формах, или потенциях, которые оно получает при превращении. Как листья, цветки и все органы растения относятся к тождеству растения, точно так же и все различия тел относятся к единой субстанции, из которой они происходят посредством постепенного превращения. Если факторы формы мы, в общем, обозначаем как потенции, то необходимо, чтобы наибольший

omnesmatenaediversitatesadgraduumdiversitatemdemumredeunt Quali-tates igitur mate пае sunt relationes graduates

Operaliones chemicae versantur circa mulationes gradualium relation-ura matenae

Victoria vis vel attractivae vel repulsivae cheroices nititur motus, lllarum-que pace chemica qutes

Adraitti debet maximum et minimum ш gradualibus relationibus, quibus tanquam intermedu retiqui gradus inlerjecti sunt

Naturae metaphysica vi attractivae infinite parvi, repulsivae infinite magm, notionemapplical Signeturvis attractive litt A, repulsiva 1Ш B,etent

A-—, B-« Ul igitur — x co-1, itaelA x Baliquidfiniti dal Cumvero

matena connubio vis repulsivae cum attractive constet, ent A x В - M, si M pro matena ponimus

Repulsiva vis empincae nostrae intuitioni positivum prodit ragenium, quia spatium implet, vis attractive vero negativum, quia limitationem imple-tionis affert

Pro positivi vel negativi element! praepollentia in duos ordines matena mm scala descnbi potest, cujus medium, quod plane exaequata utriusque elementi potestas tenel, tanquam ad potentiam - 0 evectum expnmi debel

15 Ф 13 Й Шеллинг

450

перевес одной потенции над другой приходился на пределы этой магнитной линии, и так как (согласно «Дополнению» к шестой главе) мы должны допустить двойную точку неразличенности, то материя также должна заканчиваться полюсами в четырех различных направлениях (как четырех сторонах света) так, чтобы в любом направлении тождество материи сохранялось, а неразличенность формы все больше и больше уничтожалась.

Полюса абсолютного сцепления представляются, с одной стороны, — максимумом расширения, с другой — максимумом сжатия. Полюса относительного сцепления, поскольку в его точке неразличенности само сцепление прекращается, представляются только в расширенном состоянии, однако так, что внутри него один полюс является как сжатый, а другой — как расширенный.

От этих пределов материи, где определенности формы являются в наибольшей разделенности (Geschieden-hcit), химический эмпиризм заимствует свои вещества (Stoffe). Если исследовать, какое понятие руководит им при этом, то им окажется понятие составное™ (Zusam-mengesetzheit) материи вообще и непредставимости особенной материи как таковой. Всякое его так называемое вещество, согласно ему, соединено с некоторым другим, например, теплородом, таким образом, что если оно высвобождается из какого-то соединения, то тут

Solulio chemica duarum maicnarum, dynamica duorum graduum dis-tnbuiione fit; unde characieres homogeneitatis et neutralitatis prodire debent.

Admisso positivi ordinis eminente gradu in natura phlogisti, negativi con-lra conspicuo gradu in basi aens, phaenomena combustionis ex principiis proposilis facile exphcantur, simui auient concifiandis Phlogisticorum et Anliphlogisticorura theoriis viaaperiiur» 25

451

же переходит в какое-то другое. Поскольку эти вещества не являются сами по себе, они, очевидно, есть вымышленные сущности, так как эмпирия не имеет права выйти за пределы явления. На это возразят, что они все же представимы благодаря весу, и что эта непредставимость имеет место только в отношении к применяемым нами средствам, следовательно, больше случайна, чем необходима. Однако предположим, что такое представление действительно случилось и удалось, тогда то, что прежде было веществом, теперь вступило бы в ряд материй, а подлинный принцип качества, который искали бы в этой материи, отступил бы еще дальше. Следовательно, характер непредставимости для понятия вещества является существенным, но для данного случая — совершенно случайным. Существенным, поскольку, как только вещество представляется как совершенно обособленное само по себе, оно становится материей, которую теперь, в свою очередь, можно мыслить составной. Случайным, так как непредставимость вещества следует [здесь] предположить для того, чтобы при допущении его существования не выйти за пределы опыта.

Наивысшей инстанцией в подобной затее, конечно, является вес и единственно реальным — весящее; однако в нем не заключается сущность ни одного химического процесса. То, что здесь действует, нельзя положить на весы. Это — то, органами и членами чего являются единичные вещи и все тела. Следовательно, хотя этот вид химии и назвал себя пневматическим, он вес же не является ни духовным, ни одухотворенным, а [весьма] материален (handgreiflich) и слеп относительно сущности вещей.

452

Девятая глава

^ ОПЫТ ПЕРВЫХ ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ ХИМИИ

После того, как мы подвергли критике первые принципы химии, нам остается еще исследовать, могут ли эти принципы быть представлены научно.

Обязательным условием подобного представления является возможность математической конструкции таких понятий. «До тех пор, — говорит Кант,* — пока для химических действий материй друг на друга не найдено понятие, которое можно сконструировать, химия как систематическое искусство или экспериментальное учение никогда не сможет стать подлинной наукой, потому что ее принципы лишь эмпиричны и не позволяют никакого представления a priori в созерцании, следовательно, ни в малейшей степени не объясняют основоположений химических явлений согласно их возможности, поскольку к ним нельзя применить математику». В случае если результат данной попытки будет негативным, предшествующие исследования будут иметь по крайней мере ту отрицательную заслугу, что они вернули химию к ее определенным границам (исключительно опыта).

ПРИНЦИП

Всякое качество тел основывается на количественном (степенном) соотношении их основных сил.

Качество имеется только по отношению к ощущению. А ощущаться может только то, что имеет сте-

· Там же. [Кант И. Метафизические начала...] Предисловие, с. X.

453

пень, в материи же немыслима никакая иная степень, кроме степени сил, причем только в их отношении друг к другу. Таким образом, всякое качество основывается на силах в той мере, в какой они имеют определенное количество (степень), и (поскольку материя, для того чтобы быть возможной предполагает противоположные силы) на соотношении этих сил сообразно его степени.

РАЗЪЯСНЕНИЯ

1. Однородными называются такие вещества, у которых количественное соотношение основных сил

одно и то же.

Ибо однородность обозначает равные качества. А всякое качество основывается на количественном соотношении основных сил, следовательно...

Само собой понятно, что абсолютная однородность была бы тождеством качеств. Однако выражением «однородный» пользуются в более широком значении, поскольку оно обозначает лишь приближение к тождеству.

2. Разнородными называются два вещества, если

количественное соотношение основных сил в одном

обратно соотношению основных сил в другом.

Следовательно, элементы могут называться однородными еще и тогда, когда количественное соотношение их основных сил различно, но до тех пор, пока оно не противоположно. Из этого само собой явствует, что должно быть гораздо больше однородных элементов, чем разнородных. Кроме того, ясно, что существует постепенное приближение к абсолютной разнородности, которая, вероятно, нигде в природе не встречается.

454


ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ

I. Общие условии химического процесса

1. Химический процесс есть не что иное, как взаимодействие основных сил двух тел.

Ни один химический процесс не происходит без качественного притяжения между двумя телами. Следовательно, он является взаимодействием качеств. Качество же есть не что иное, как...

2. Химический процесс не имеет места между однородными элементами.

Количественное соотношение основных сил у обоих более или менее одинаково, таким образом, никакая перемена этих соотношений, следовательно, и никакой химический процесс между ними не может иметь места.

3. Химический процесс имеет место только между разнородными элементами.

Ибо только между ними возможно взаимодействие основных сил. Поскольку же имеется постепенное приближение к абсолютной разнородности, то между химическими процессами будет существовать различие в отношении легкости, с которой они вызываются,

4. Химический процесс между двумя телами возможен только тогда, когда количественное соотношение основных сил в одном обратно подобному соотношению в другом.

(Мерой отталкивающей силы является упругость, мерой притягивающей — масса. Поэтому это положение может быть выражено и таким образом: химический процесс имеет место только в том случае, когда масса и упругость в одном теле соотносятся обратно тому, как они соотносятся в другом.)

455

Ибо только в этом случае возможна перемена основных сил — уравновешивание упругостей и масс.

На этих основоположениях основывается искусство вызывать химический процесс. Поскольку в природе не существует абсолютной разнородности, а также имеются различия в отношении легкости химических процессов, то предметом химического искусства является вызывать те процессы, которые в противном случае были бы невозможны, и облегчать те, которые в противном случае осуществлялись бы очень трудно. Сюда относится, например, повышение температуры, служащее лишь тому, чтобы породить в обоих телах соотношение основных сил, требуемое для химического процесса.

Любое химическое движение есть стремление к равновесию, следовательно, чтобы вызвать такое движение, равновесие сил в обоих телах должно быть нарушено.

Отсюда старый принцип химии: Chemica non agunt nisi soluta,26 т. е. между двумя твердыми телами невозможно никакое химическое соединение. Даже там, где не должно произойти никакого химического соединения в узком смысле слова, однородные тела должны быть переведены в жидкое состояние прежде, чем они будут соединяться друг с другом. А там, где должно вызываться соединение между неоднородными телами, или одно из них должно быть изначально жидким, или оно, если не оба, должно быть переведено в жидкое состояние при помощи огня. Следовательно, данное положение можно было бы выразить так: химический процесс возможен только между пределами. По крайней мере, для большинства химических процессов природа установила пределы: жидкие и твердые тела.

456

Так как химический процесс есть не что иное, как восстановление нарушенного равновесия сил, то можно выдвинуть приведенное ниже всеобщее основоположение.

5. Если между двумя телами должен возникнуть химический процесс, то сила, с которой они связаны внутри себя, в обоих телах должна быть меньше, чем сила, с которой они стремятся прийти в равновесие между собой.

Из этого следует один закон, к которому мы вернемся позже. Всякий химический процесс совершается последовательно. Прежде чем дойти до того пункта, где только и начинается сам химический процесс, тела должны пройти через несколько ступеней. Так, для того, чтобы раствориться в кислотах, металлы сначала должны быть пережжены в известь (окислены), только после этого начнется растворение. В случае если использовали не надлежащее количество кислоты, процесс останавливается на пережигании в известь.

Будет существовать столько различных способов вызывать химический процесс, сколько имеется средств изменять равновесие сил в теле, или, что то же самое, ослаблять силу сцепления тела. Но главным средством являются жидкости, которые соединяются с твердыми телами сообразно своему сродству с ними и тем самым изменяют связь их частичек между собой. Сюда относятся воздухообразные жидкости отчасти как проводники тепла, отчасти как проводники того элемента, по отношению к которому обнаруживают сродство все остальные. При помощи огня твердые тела превращаются в жидкие. Уже само это превращение обычно рассматривается как химический процесс и постольку называется растворением, а именно растворением сухим способом. Другим средством изменить связность тел слу-

457

жит пережигание в известь, которое также происходит сухим способом, при помощи огня, являясь само химическим процессом и одновременно средством ускорения тотального растворения.

Кроме того, к ним надо причислить капельные жидкости, в качестве проводника кислорода служащие тому, чтобы твердые тела, например металлы, сначала пережигать в известь, а затем растворять, такое растворение называется растворением сырым способом.

6. Тела, в которых равновесие основных сил не может быть уничтожено, не способны ни к какому химическому отношению.

Понятно, что подобная невозможность только относительна, а именно она есть невозможность относительно имеющихся химических средств.

II. Результат химического процесса

1. Результатом химического процесса является продукт взаимодействия основных сил, которые воз вращаются в равновесие, будучи приведены в действие искусственными средствами.

2. Химический продукт, рассмотренный со стороны его качества, суть среднее динамическое соотношение основных сил, приводимых в действие в данном процессе.

Основные силы взаимоограничиваются до тех пор, пока не имеется тождества степени. Продукт из упруго-жидкого и твердого тел, например, можно выразить через среднее отношение между массой твердого тела и упругостью жидкого, и наоборот.

1. Химический продукт по своим качественным свойствам совершенно отличен от тех составных частей, из которых он образовался.

458

Его можно рассматривать как среднее качество между обоими пределами, из которых он возник.

4. В химическом продукте должно иметь место

тождество степени, или качества.

Понятно, что так как полный химический процесс есть идея, в опыте это положение допускает ограничения.

5. Химическим называется только то действие

тел друг на друга, посредством которого возникают

или уничтожаются качества, а не то, при котором

изменяется состояние только одного тела.

Химическое уничтожение одного качества другим называется связыванием. Так, водород и кислород связываются в воду, кислоты и щелочи — в нейтральную соль и т. д. (понятие нейтрализации).

6. Все химические процессы можно свести к химическому соединению.

Ибо и химическое разделение происходит только посредством избирательного притяжения некоего третьего тела по отношению к определенной составной части химического продукта.

1. Между твердыми телами невозможно никакое химическое соединение, разве что они прежде растворяются.

Это происходит либо с помощью капельных жидкостей (кислот), и тела называются растворенными (в узком смысле слова), либо силой огня, и это называется плавить тела. Следовательно, здесь, по крайней мере, в первом случае, химический процесс двойной. Что касается плавления тел, то это — только одностороннее изменение соотношения их основных сил. Кроме того, спрашивается, может ли совместное растворение двух тел или их сплавление называться химическим процессом? Строго говоря, химическим может называться только такой процесс, продукт которого по качеству от-

459

личен от его составных частей. Но этого не происходит, когда соединяются совершенно однородные тела. Поэтому сюда относится только сплавление разнородных тел, которое очень часто возможно только при посредстве третьего.

8. Между жидким и твердым телом полный химический процесс не имеет места без того, чтобы оба не пришли к общей степени упругости таким образом, что твердое тело получает столько упругости, сколько теряет жидкое.

Мы имеем здесь понятие растворения в узком смысле. Согласно понятиям атомистов, растворение всегда только частично, т. е. оно продолжается только до наименьших частичек твердых тел, распространяющихся в растворителе (Auflosungsmittel) на бесконечно малые расстояния друг от друга. Однако это предположение можно объяснить только с помощью гипотезы, что все тела являются агрегатами частичек, физически разделить которые более невозможно. В противном случае непонятно, почему сила растворителя (при условии, что его количественное соотношение с растворяемым телом полностью соблюдено) имеет границу, и растворение где-то останавливается.

Эта теория выдает себя как противоестественная также вследствие того, что для объяснения растворения она вынуждена прибегать к непонятным вещам, к примеру, растворитель должен проникать в самые глубокие поры самых плотных тел (но это все еще оставляет не-объясненным, каким образом проникновение может иметь такую большую мощь, какая необходима, чтобы разрушить твердое тело) или и вовсе — маленькие частички растворителя (Menstruums) должны действовать как маленькие клинья, рассеивающие твердые части тела и т. д.

460

Так же мало понятно, каким образом некоторые новые авторы могут по примеру Канта* допускать пронизывание (твердого тела жидким), не допуская одновременно, что химический процесс является самой переменой динамических сил. Ибо тело, в котором динамические силы находятся в равновесии, может действовать только как масса благодаря механически отталкивающим (толкающим) силам. Следовательно, если растворение не является взаимодействием сил, растворитель должен был бы механически пронизывать твердое тело, т. е. он должен был бы свести его силу отталкивания к нулю, что нелепо.

Для объяснения возможности растворения необходимо допустить, что при химическом процессе (в узком смысле слова) сами динамические силы выходят из равновесия и вместе с тем принимают совершенно другой способ действия, чем тот, который им присущ в состоянии покоя или равновесия.**

Так как возникновение материи мы можем представить себе только благодаря столкновению динамических сил, то каждый такой процесс мы вынуждены представлять себе как становление некоей материи, химия же является наукой об элементах потому, что то, что в динамике составляет только предмет рассудка, с ее помощью становится предметом созерцания. Она

* Смотри работу, на которую я часто ссылаюсь, с 96 [Кант И. Метафизические начала естествознания]

** (В указанной работе) Кант нигде ясно не разъясняет своего понятия химии, но это выражение (о необходимости допущения химического пронизывания) явно предполагает понятие, что химические операции возможны только благодаря динамическим силам, поскольку они мыслятся в движении, ибо пронизывание двух материй друг другом совершенно немыслимо, разве что благодаря взаимодействию (взаимному ограничению) основных сил их обеих материй получается одна

461

есть чувственная (сделанная наглядной) динамика, таким образом она подтверждает те основоположения, от которых зависит.

Этот ошибочный способ представления пронизывания твердого тела жидким также предполагает ложное понятие о растворителе (которое некоторые естествоиспытатели уже по праву порицали*), а именно, будто бы при процессе растворения последний является единственно деятельным, твердое же тело исключительно страдательно.

Впрочем, идея полного растворения уже подразумевает, что ее нельзя доказать никакими опытами. То, что в растворе даже при максимально возможном увеличении уже нельзя обнаружить ни единой частички твердого тела, еще не доказывает, что растворение (в указанном смысле) полное; напротив, то, что растворение должно мыслить бесконечным, доказывается из того, что оно вообще возможно, механически оно не объяснимо, следовательно, объяснимо динамически, через движение динамических сил.

Но тогда речь уже не идет о частях материи; здесь не материя дается при помощи ее частей (как при механическом соединении), а наоборот, части даются при помощи материи, и поэтому растворение называется бесконечным. Если я иду от частей материи к целому, синтез конечен; если же я иду наоборот — от целого к частям — анализ бесконечен. Поэтому ясно, что при каждом растворении мне дано совершенно однородное химическое целое, которое, как и любое другое бесконечно делимое [целое], не принуждает меня где-нибудь остановиться в делении именно потому, что я бес-

· Например, господин профессор Грен в своем «Систематическом справочнике по всей химии» (Галле, 1794 Ч 1 С 55)

462

конечно, сталкиваюсь с однородными, следовательно, вес еще одинаково делимыми частицами.

Таким образом, основные силы материй, растворенных друг в друге, являются общими. Поскольку масса и упругость этих материй общие, они наполняют, как говорит Кант, одно и то же пространство, и невозможно найти ни одной части, которая не была бы составлена из растворителя и растворяемого тела.

Именно потому, что такое растворение непосредственно не доказуемо никаким опытом, никогда нельзя утверждать, что отдельное растворение адекватно идее полного растворения; это касается не понятия о растворении, а средств, которые мы применили или которые мы вообще можем применять.

Если задумаются над тем, какое мощное воздействие оказывают жидкости на металлы (например, пара капель кислоты мгновенно превращает металлы в порошок или порошкообразную известь), то полностью откажутся от привычных понятий материи и будут вынуждены признать, что для рассудка материя есть нечто совершенно другое, чем для чувств. Та же самая трудность в обхождении с обыденными понятиями о материи проявляется и в другом месте. В этой связи Кант напоминает, что мнимо свободное прохождение определенных материй (например, магнитной) сквозь другие можно представлять себе подобным образом {как пронизывание), не приготовляя для них открытых ходов и промежутков во всех, даже самых плотных, материях. В самом деле, если взвесить гипотезы Декарта, Эйлера и им подобные, касающиеся магнитной материи, то вполне отчетливо видно, к каким убогим представлениям с необходимостью ведет максима подчинять все в природе механическим законам.

463

Гораздо плодовитее и полезнее для необходимого расширения нашего мышления закон равновесия в природе, которым управляются как самое великое, так и самое малое, закон, который вообще только и делает природу возможной. Лишь там, где более высокие силы находятся в покое, действует толчок, давление и то, что еще можно причислить к механическим причинам. [Но только] там, где приводятся в действие первые, имеется внутреннее движение в материи, перемена и первая ступень образования; ибо вместе с ними возникают и сменяются не только формы (могущие отпечатываться на материи и извне), но и качества и свойства, которые никакая внешняя сила не в состоянии разрушить. Что же еще обеспечивает постоянное направление относительно полюсов Земли руде, которую мы называем магнитом, если не стремление к равновесию? Нам кажется удивительным, что царящее различие наших полушарий воздействует на такой невзрачный металл, но непонятным это становится только тогда, когда ограниченные понятия о природе заставляют нас забывать, что она есть не что иное, как это вечное равновесие, которое находит свое продолжение в чередовании борющихся сил.

Однако я возвращаюсь туда, откуда отправлялся. Имеются различные виды растворения. Различие между растворением сухим и сырым путем здесь уже предполагается. Важнее различение между растворениями механическими (называемыми так в несобственном смысле) и химическими. Неоспоримо, что возможны и механические растворения материй, которые действительно содержат пустые пространства и слабо связаны, и поэтому они распадаются, когда в них проникает жидкость. Такие растворения по праву называются поверхностными (superficiales); ибо хотя они и могут

464

разделять материю на однородные частички, распространяя их по всему флюиду определенного качества, однако действие, которое они на нее оказывают, имеет место исключительно на ее поверхности и разделение очень часто может вызываться лишь механическими средствами.

Растворение в собственном смысле слова имеет место лишь там, где происходит изменение степени упругости, расширяемости, емкости растворителя и растворяемого тела, однако такое, что оба приводятся (zuriickgebracht werden) к общей степени. Поэтому большинство химических растворений связано с вскипаниями и выделением тепла и газов.

Между тем и между химическими растворениями можно провести различение. Они могут быть химическими растворениями только в отношении средств, которые для них использовали, химического лее соединения в строгом смысле слова (или разделения разнородных составных частей) при этом не происходит. Примером тому являются однородные металлы, сплавляющиеся силой огня (химического средства); сюда же относится растворение солей, например, селитры в воде, которая труднорастворима в холодной, зато в теплой растворима очень легко. Но при этом химически действующее средство не вызывает химического соединения воды и соли, а в давнем случае растворенная теплом соль, кажется, только равномерно распространяется в воде. Поэтому и происходит так, что некоторые соли кристаллизуются лишь благодаря часто весьма незначительному отнятию теплорода, не лишаясь воды.

К полному химическому пронизыванию можно отнести то состояние, когда ни одна часть раствора не содержит растворенного [вещества] меньше, чем она

465

могла бы содержать, т. е. оба тела насыщены друг другом.* Однако если допускают возможность механического растворения, то понятно, что и оно имеет свои границы, и тогда данная отличительная черта не свойственна только химическому растворению.

Главным основоположением для всех растворений (в собственном смысле слова) является нижеуказанное.

9. Всякое растворение твердого и жидкого тела друг в друге дает среднее степенное соотношение между упругостью одного и массой другого,

10. Соединение однородных жидких тел называется смешением.**

11. Плотность жидкостей при смешении равна среднему отношению плотностей обеих до смешения.

12. Пространство, занимаемое химической смесью, как правило, составляет среднее отношение пространств, которые оба флюида занимали перед

растворением.

* Так следует выражаться, как только допускается, что при растворении деятелен не только растворитель.

** В первом издании это положение под номером 11. Ему предшествовало следующее:

«10. Пространство, которое тела заполняют при растворении, как правило, будет средним между двумя пространствами, которые они занимали до растворения.

Это необходимо, когда растворение полное. Там, где закон не выполняется, оно не таково. А для полного химического растворения требуется, чтобы имело место полное проникновение обоих тел друг в друга (в вышеопределенном смысле) так, чтобы ни одна часть раствора не могла содержать больше растворенного, чем она действительно содержит (т. е. чтобы оба тела были насыщены друг другом).

Таким образом, пространство, которое занимает раствор, как правило, больше, чем пространство, которое занимало каждое отдельное тело, но меньше, чем сумма пространств, которые занимали оба тела до растворения».

466

Не всякое смешение (также и разнородных жидкостей) является химическим. Химическим можно назвать только такое, при котором оба его ингредиента теряют свои свойства или приобретают новые.

Самой надежной отличительной чертой этого служит уменьшение или увеличение емкости, так что тепло либо поглощается, либо становится свободным. Так, смешение винного спирта и воды, а еще более смешение горючих жидкостей с кислотами, например, масел с азотной кислотой и т. д., — химического рода.

Напротив, виды воздуха, полностью разнородные сами по себе (например, жизненный и азотный воздух), могут смешиваться друг с другом, не изменяя каждый своих свойств, только удельный вес смеси равен сумме удельных весов обоих до смешения.

Некоторые жидкие тела смешиваются друг с другом совершенно без помощи какого-то третьего, а вода и масло — только при посредстве солей или мыла (последнее действует в силу своего происхождения из масел и поташа). Посредствующее тело называется (как и в случае посредства между твердыми телами) посредствующей примесью (Aneignungsmittel).

Жидкие тела отличаются друг от друга только степенью их жидкого состояния, а не структурой частей, разницей поверхностей, пустых пространств, которые они содержат, и т. д.; поэтому они наиболее пригодны для экспериментов, касающихся передачи тепла.

Степень теплоты, которую может получать флюид, не меняя своего состояния (в узком смысле этого слова), определяет его теплоспособность (Warmefahig-keit), емкость. Различие степени тепла, которое способны получать различные тела одинаковой массы, есть различие их удельной емкости.

467

Правилом смешения однородных, но по-разному нагретых жидкостей является знаменитое рихмановское положение,27, что тепло смеси есть среднее арифметическое между теплом обеих жидкостей.

Для неоднородных жидкостей существует следующий всеобщий закон их смешения. Для того чтобы привести две неоднородные жидкости к одинаковой степени теплоты, необходимо, чтобы либо количественное соотношение жидкостей, либо соотношение количества теплоты, которое подводится к обеим, было пропорционально различию их емкостей. Последнее, однако, должно быть найдено экспериментально. Впрочем, то, что было отмечено выше, и здесь находит свое применение: не называется химическим то смешение, при котором качества ни пропадают, ни производятся. Тепло же есть не постоянное качество, а лишь случайное свойство тел.

13. Соединение капельных и воздухообразных жидкостей обычно называется растворением.

Как известно, это положение недавно было очень остроумно оспорено. Даже при условии, что оно ничего не сулило бы метеорологии (что до сих пор еще не доказано), все же нельзя отрицать тот факт, что капельные жидкости, по крайней мере по видимости, растворяются при помощи воздуха.

Однако я признаю, что, несмотря на многочисленные обсуждения этого предмета, я до сих пор нигде не смог найти определенного понятия этого вида растворения.

Воздух не может растворять (если употреблять это слово в обычном смысле) воду без того, чтобы последняя не получала соответственно более высокой степени упругости. Но благодаря чему она этого достигает? Вода не распространяется сама по себе (в отличие от силь-

468

непахнущих и вообще всех спиртных веществ) в силу изначальной центробежной силы своих частей — разве лишь при помощи тепла? Но тогда это уже не воздух, а тепло растворяет воду. Однако в таком случае спрашивается, что стало водой: испарение или воздух? Я не нахожу ничего нелепого в том, чтобы остановиться на первом. Ибо в пользу этого говорят некоторые опыты. Так, углекислый газ, с выделением которого, без сомнения, всегда связано и выделение водяных частей, содержит растворенную воду (голландские естествоиспытатели разложили его посредством электрической искры). Большой объем, в который расширяется вода в виде испарения или пара, объясняет то, что она свободно распространяется и пронизывает более плотный воздух. Далее можно допустить, что большая упругость испарений (которую следует предположить, если они должны подниматься в воздух) благодаря меньшей упругости воздуха постепенно уничтожается, и в то время как воздух и вода наполняют пространство атмосферы в пропорциональных количествах, оба могут постепенно прийти к одинаковой степени упругости. Тогда непропорциональное увеличение упругости воздуха могло бы повлечь обратный процесс, и вода могла бы вновь осесть в капельной форме. То, что вода осаждается из воздуха вследствие его быстрого охлаждения, согласно простейшим опытам, мало вероятно, так как хотя предшествующее дождю тепло можно вывести из высвобождения тепла из воздуха, все же само высвобождение еще никак не объясняется. Самым естественным остается предположить быстрое увеличение упругости воздуха, которое, как и многие процессы этого рода, может протекать долго, однако в данном случае происходит внезапно и сразу, благодаря чему испарения, теперь уже не имеющие одинаковой упругости с

469

воздухом, следовательно, уже не поддерживаемые им, осаждаются в форме облаков и, в конце концов, выпадают в форме капель.

14. Процесс, обратный предыдущему, когда воздухообразные жидкости соединяются с капельными, называется поглощением (абсорбцией).

Здесь химическое соединение становится весьма сомнительным. Примером этому положению может служить [процесс с] атмосферным воздухом, но не в том виде, как это обычно происходит, ибо атмосферный воздух поглощается водой только в случае если этому предшествовало сильное движение обоих. (Пристли очень рано заметил, что когда воздух и вода смешиваются в закрытом сосуде, первый разрушается. Уже из этого он заключил, что вода должна содержать флогистон.) Поглощение углекислого газа водой — наглядный пример данного положения.

15. Соединение света с различными жидкостями является истинно химическим соединением.

Ибо при этом происходит все, что совершается при всяком химическом соединении. Свет, своеобразная материя, теряет столько упругости, сколько приобретает другое тело. Выделяя из растений, окислившихся тел и т. д. жизненный воздух, он перестает светить, теряет качество, которое он обнаруживал до сих пор; с другой стороны, в растениях должно происходить разделение воды, с тем, чтобы она соединялась со светом, следовательно, здесь происходит все, что имеет место при любом химическом процессе.

Рассматривать свет исключительно как модификацию материи вообще не годится потому, что он действительно достаточно очевидно проявляется как определенная модификация и постольку как определенная материя.

470

Химического же соединения тепла с какой-то другой материей не может быть, так как тепло есть только модификация материи вообще. Отсюда ясно, что хотя одна материя может сообщать другой теплоту, т. е. вызывать в другой данную модификацию, согласно известному закону: «Одно тело сообщает другому тепло до тех пор, пока тепло обоих не сравняется», однако тем самым возникает лишь случайное изменение состояния, а не продукт, который отличался бы новыми качествами. Так, вода при помощи тепла становится паром, т. е. она меняет свое состояние, а не свои качества. Но если я пропускаю воду над раскаленным железом, она изменяет не только свое состояние, но и свои качества. Выделяющийся газ является результатом химического притяжения; то, что в этом процессе есть химического, имеет место только между водой и металлом, а не между водой и теплом.

Относительно химических соединений между изначально упругими материями (я называю так свет и т. п.) мы не знаем ничего достоверного; ибо допускаемое некоторыми соединение горючего вещества в телах с теплородом жизненного воздуха при горении все еще сомнительно. Единственным примером такого рода являются электрические феномены, которые вызываются благодаря разделению обеих электрических материй, и прекращаются, как только последние взаимно уничтожают свои упругости. Однако этот пример сюда не относится, так как, насколько мы осознаем, эти материи не изначально разнородны, а лишь искусственно раздвоены.

Процессом, обратным химическому соединению

471

(как бы химическим пробным камнем — Rechenprobe), является химическое разделение.

16. Полное химическое соединение сделало бы не

возможным всякое разделение (следовательно, первое

есть только идея, к которой действительность более или

менее приближается).

Если бы химическое соединение двух тел было полным, то между обоими телами должно было бы иметь место тождество степени и качества. Но если бы это было так, то химический продукт должен был бы иметь совершенно безразличное химическое отношение к третьему телу, т. е. его никогда нельзя было бы химически разделить.

То, что здесь выдвигаются идеи химического соединения, растворения и т. д., не может вызвать недоумения у того, кто помнит о том, что в опытных науках вообще возможны только приближения к всеобщим основоположениям.

Средства, необходимые для разделения соединенных элементов, суть те же самые, посредством которых вызывается их соединение. (Смотри выше.)

Сила, с которой связаны соединенные вещества, должна ослабляться, их равновесие должно уничтожаться. Последнее не может происходить без чего-то третьего, посредством которого равновесие нарушается. Это третье есть либо третье тело, обнаруживающее притяжение по отношению к одному из связанных элементов, либо всеобщее растворяющее средство, огонь.

17. Тела с абсолютным тождеством степени и качества называются неразложимыми телами.

Обычно это простые [тела], как например, свет и т. п. Ни об одном теле нельзя достоверно утверждать,

472

что оно неразложимо, хотя в отношении многих (например, света) это крайне вероятно. Разлагать тела до сих пор означало в соответствии с большей или меньшей степенью правдоподобия [раскладывать их вплоть до] неразложенных, или простых (лучше — неразложенных, или неразложимых), тел. Слово «элемент» (Element), даже если употреблять его только относительно последних, идет вразрез с его первоначальным смыслом. Если брать это слово в самом древнем значении, то нет ни единого элемента, ибо, согласно нашей философии, не существует никакой первоначальной материи.

18. Твердые тела отделяются от твердых с помощью огня и избирательного притяжения.

Что называется избирательным притяжением, предполагается известным, а также и что такое химическое притяжение вообще и на чем оно основывается (так как установленные выше законы имеют силу и здесь). Избирательное притяжение имеет место только тогда, когда между двумя телами (преимущественно перед одним или несколькими другими) нарушено равновесие сил. Стремление восстановить это равновесие называется притяжением, в данном случае — избирательным притяжением.

Известно также, что есть простое и двойное избирательное притяжение, и установленные выше законы вдвойне действеннее в последнем случае.

Горение тел, насколько теперь ясно, является примером простого избирательного притяжения.

19. Результатом разделения твердых и жидких

тел являются кристаллизация, свертывание, выпадение осадка (Anschlag) или оседание (Niederschlag) жидкого тела.

Что из двух последних происходит, зависит от соот-

473

ношения удельного веса растворенного тела с удельным весом растворителя.

Если бы растворение было полным, то никакого оседания не могло бы последовать. Оно имеет место только когда раствор насыщен неполностью (ибо то, что обычно называется насыщением, бывает больше или меньше). Разделение влечет либо стремление растворителя растворить добавляемое тело, либо притяжение, которое растворенное тело обнаруживает по отношению к добавляемому. Но ни то, ни другое не имело бы места, если бы взаимное пронизывание (насыщение) было полным.

20. Жидкие тела также могут быть разделены при помощи огня, или избирательного средства, если они способны к различному отношению к теплу или к какому-то третьему телу.

Жидкие тела дают примеры более полного смешения, поскольку они вообще по своей природе более способны к тождеству степени, чем другие тела.

Может ли называться оседанием, например, выделение воды из воздуха (при дожде), определяется понятиями, которые я уже разъяснил выше.

Изначально упругие жидкости, к примеру свет, мы до сих пор можем выделять из соединения только при помощи простого избирательного притяжения.

111. Конструкция химических движений

Само собой понятно, что всеобщий закон инертности применим и к химическим движениям.

21. Ни одно химическое движение не происходит

без возбуждения (Sollicitation) извне; и

22. Во всяком химическом движении действие и

противодействие равны друг другу.

474

Здесь предполагается, что эти законы, поскольку они относятся к механике, [уже] разобраны.*

Что касается их применения к химии, то все вышеустановленные законы есть не что иное, как применения этого всеобщего закона химического взаимодействия.

23. Химическое движение, как таковое, не может быть сконструировано чисто форономически, ибо оно, как таковое, есть не экстенсивная, а исключительно интенсивная величина.

Это основоположение должно быть доказано; из него же можно легко вывести все остальные положения, касающиеся конструкции химического движения.

Всякое химическое движение есть лишь перемена степенных соотношений. Оно заключается только в изменениях степени, так как одно тело по степени теряет то, что приобретает другое, и наоборот.

Поэтому химическое движение, как таковое, можно сконструировать только как интенсивную величину согласно законам непрерывности.

Как интенсивная величина оно может быть представлено только как последовательное приближение степени с обеих сторон к общему продукту. Следовательно, хотя приближения обоих тел к общему продукту и могут быть сконструированы, но лишь, поскольку они вообще непрерывны, а не поскольку они в каждом отдельном моменте постепенно продвигаются, ибо степень вообще нельзя представить a priori.

Однако спрашивается, можно ли обнаружить закон этого непрерывного приближения? Таковым является закон ускорения: ускорение химического движе-

· Важно, чтобы знали, какое значение они получили благодаря Канту. См. в указанной работе [«Метафизические начала естествознания»] третий раздел — «Механику».

475

ния бесконечно возрастает прямо пропорционально сумме поверхностей. Этому закону практическая химия следует, по крайней мере, при растворениях твердых тел, при которых она пытается максимально увеличить поверхность растворяемого тела. Понятно, что так как сумма поверхностей растворяемого тела должна представляться растущей в бесконечность, то и ускорение увеличивается также бесконечно (ведь растворение происходит за конечное время), подобное совершенно не может быть представлено как-либо иначе, кроме как согласно закону непрерывности (так как ни одно мгновение не есть минимально возможное).

Но именно потому, что данный закон выходит на бесконечное деление материи, он не находит никакого конститутивного применения и служит единственно для возможного представления, которое можно противопоставить притязаниям атомистики, рассматривающей растворение твердых тел в жидких как основание, дающее право составлять материю из последних частей. Следовательно, он должен служить только тому, чтобы обеспечивать свободу исследования. Ибо если материя состоит из последних частей, то это — границы, которые естествознание не признает. Таким образом, если бы этот принцип применяли конститутивно, то тем самым сами перешли бы к атомистическим предпосылкам. Поэтому именно не признание при растворении тела того, что было бы последней частью, является чисто теоретической максимой, а не утверждение, что, поскольку растворение полное, бесконечное деление действительно произошло. Напротив, когда растворение полное, не целое может быть дано нам посредством своих частей (ибо в противном случае растворение было бы конечным), а,

476

скорее, наоборот, части должны быть даны посредством целого.

Что касается количества химического движения, то оно не может быть измерено согласно отношению, составленному из количества материи и ее скорости, как количество механического движения; ибо химическое движение, как таковое, должно быть отнесено к определенному качеству как продукту этого движения. Поэтому хотя оно и есть непрерывно растущая, однако, все же только интенсивная величина.

В механическом движении тело рассматривается, поскольку оно движется как масса. Двигаясь по отношению к другим телам, оно по отношению к самому себе находится в покое (движение по отношению к своим частям есть абсолютное движение). Следовательно, оно в данный момент есть материя внутри определенных границ и (при одинаковой скорости) может сравниваться по количеству движения с любым другим телом. Совершенно иначе обстоит дело с химическим движением. Здесь материя не существует внутри определенных границ, тело находится в становлении, и только результат химического движения является определенным наполненным пространством.

Далее, любое движение представимо только относительно и постольку конструируемо (согласно форономическим основоположениям). Если спросят, можно ли сконструировать химическое движение, как таковое, то этот вопрос будет означать следующее: «Конструируются ли химические движения отнесенными взаимно друг к другу (а не, например, к телу, которое не подвержено химическому процессу)?». Если вопрос будет выражен таким образом, то тут же станет понятным, что на него следует ответить отрицательно, ибо химические движения, как таковые, не определяют никакого мате-

477

риального пространства, к которому я мог бы их отнести. Это материальное пространство само есть только результат химического движения, т. е. оно не форономически описывается, а динамически порождается (благодаря взаимодействию сил).

Понятия же, которые вообще относятся к степени (качество, сила и т. п.), не представимы, а priori ни в каком созерцании.

Лишь поскольку силы, приведенные во взаимодействие, имеют некоторую степень, они являются предметами синтеза, но только по отношению к внутреннему чувству. А все, что соответствует ощущению, схватывается (wird apprehendiert) только как единство; не целое возникает благодаря сложению частей, а наоборот, части, или лучше, множество предста-вимо в нем через приближение к нулю. Однако любая конструкция предполагает порождение величин при помощи частей, следовательно, никакая конструкция химического движения невозможна', оно вообще может быть схвачено только согласно закону непрерывности как порождение интенсивной (не экстенсивной) величины.*

· Здесь в качестве «Заключения и перехода к следующей части» в первом издании следовало: «Мы исходили из происхождения материи из природы нашего созерцания. Из принципов, apriori мы доказываем, что она есть продукт противоположных сил, и что эти силы наполняют пространство только вследствие их взаимодействия. Из этих основоположений развивается динамика. Согласно принципам а posteriori, мы доказали то же самое положение исходя из опытов, которые объяснимы только через взаимодействие основных сил. Этими опытами занимается химия, или прикладная динамика. Только теперь мы можем рассматривать материю как целое, которое, поскольку его основные силы находятся в покое, повинуется законам количественного притяжения (тяготения) либо механических воздействий. Эти законы являются предметом статики механики, двух наук, к которым мы теперь переходим».

478

Конструкция химического процесса

(Дополнение к девятой главе)

Химический процесс во всех случаях необходимо постигать только в связи с другими формами динамического процесса. Ибо если магнитный процесс определяет нам линию, или первое измерение, электрический добавляет второе, то химический завершает треугольник, делая положенное в электрическом процессе различие единым (eins) посредством третьего, которое одновременно в себе самом есть одно (eins).

Согласно этим основаниям изначальной схемой представленного в чистоте химического процесса является целое, составленное в простейшей конструкции из двух различных твердых тел и третьего, жидкого тела. Так как первые полагают в себе взаимные и относительные изменения сцепления таким образом, что у одного оно увеличивается, а у другого уменьшается, и оба вместе ведут себя как одна тотальность и подобно магниту, каждый полюс которого может полагать вне себя только противоположный себе полюс, то в этом взаимоотношении появится третье, которое само по себе не-различено (gleichgiiltig), но одновременно потенцировано, или поляризовано, на две стороны, однако (поскольку оно как жидкое есть только точка вера зли ценности относительного сцепления) таким образом, что в моменте возникающего различия тождество обоих полюсов уничтожается и оба представляются посредством различных материй, что в привычном виде предстает как разложение жидкого.

Так как все, что может называться разложением и химическим процессом, всегда сводится к взаимодействию жидкого и твердого, причем оба меняют свое состо-

479

яние, то очевидно, что предположенное нами отношение является самым простым, при котором вообще может иметь место химический процесс.

Достаточно известно и предполагается и теперь, что случай, когда третий член является животным органом, есть лишь особенная модификация всеобщего случая, поскольку здесь, собственно говоря, одновременно имеют место два процесса: вполне всеобщий, как бы неорганический, в котором животный орган выступает лишь во всеобщем свойстве жидкого, и особенный, который обнаруживается в последнем [т. е. органе] как сокращение и который хотя и не отличается от первого по своим условиям, однако по способу действия определен его [т. е. этого органа] особой органической природой.

Так как любая форма динамического процесса определяется единственно посредством того, что всеобщее, особенное и то, в чем они едины, различны и вне положны (auseinandergesetzt sind), то это может происходить либо в форме магнетизма, где три фактора располагаются как три точки на одной и той же линии, либо в форме электричества, где два тела обозначают противоположные факторы, а точка их соприкосновения — неразличенность, либо, в конце концов, в форме химического процесса, где каждый из них выражается через особенный продукт.

Следовательно, так как эта тройственность всеобщего, особенного и их неразличенности, выраженная в тождестве, есть магнетизм, в различии — электричество, в тотальности — химический процесс, то эти три формы есть только одна форма, а химический процесс — лишь смешение трех точек магнетизма в треугольник химического процесса.

Поэтому не стоит удивляться тому, что в более полной форме химического процесса вы натолкне-

480

тесь на тотальность всех форм динамического, так что так называемый гальванизм в вольтовом столбе вполне можно понимать и как магнетизм, и как электричество, и как химический процесс. Это зависит только от того, какой момент целого хотят зафиксировать. Процесс в этом целом необходимо схватывать согласно тем определениям, которые мы дали относительно магнитной линии («Журнал спекулятивной физики», том II, тетрадь 2, § 46, дополнение).28. Внутри целого постоянно полагается то же самое, а именно та же самая неразличенность, поляризованная на две стороны. То, что имеет силу в отношении целого, имеет силу и в отношении каждой части, так что каждый член сам по себе положителен, отрицателен и неразличен. Целое бесконечно делимо, и все внутри него определимо только относительно, так что тот самый член, который в одном отношении неразличен, в другом может мыслиться положительным или отрицательным, а тот, который в известном отношении отрицателен, в другом может мыслиться положительным, и наоборот.

Процесс в вольтовом целом (Voltaischen Ganzen), определенный как повторяющаяся схема магнетизма, так же верно может пониматься как электричество, как это сделал Вольта, а именно так, что электричество не зависит от химического процесса и не опосредуется им вследствие того, что, скорее, оно является посредником между ним и формой, которую он необходимо проходит.

Если процесс схватывают в более позднем моменте и одновременно хотят выразить в его тотальности, то его следует обозначить как химический процесс, поскольку тем самым, с нашей точки зрения, электрический процесс никоим образом не исключается, а, на-

481

против, категорически полагается. Мое утверждение, что - так называемый гальванизм есть химический процесс, некоторыми было понято совершенно превратно, ибо они истолковали его, таким образом, будто бы я рассматривал гальваническое электричество порождаемым химическим процессом как таковым, что полностью идет вразрез с типом моей конструкции, предпосылающей электричество химическому процессу, равно как явно противоречит опыту. Окисление настолько мало служит условием электричества, что, напротив, явления последнего находятся в известном обратном отношении к нему (как это необходимо, если электрический процесс предшествует химическому и переходит в него).

Если бы спросили, как это делают некоторые, зачем в вольтовом целом для электрических явлений нужна вода, поскольку, с моей точки зрения, электричество-де в достаточной степени сообщается (vermittelt sei) уже посредством контакта различных твердых тел самих по себе и должно увеличиваться благодаря неоднократному повторению этого отношения, то я отвечу, что два различных твердых тела сами по себе благодаря контакту непосредственно приходят в равновесие друг с другом, которое могло бы быть нарушено только прекращением этого контакта, и то же самое происходило бы внутри ряда членов, состоящего из различных твердых тел, и что для того, чтобы получить процесс живым и находящимся в беспрерывной деятельности, требуется постоянно меняющийся средний член, подобный воде, и свободный доступ кислородного воздуха для поддержания последнего в состоянии непрерывной изменчивости.

После этих объяснений мы возвратимся к рассмотрению хода химического процесса, как такового.

16 Ф. В. Й. Шеллинг

482


То, что мы говорили о возможности сведения химического треугольника к магнитной линии, уже в достаточной степени убеждает нас в том, что в химическом процессе претерпевает превращения не субстанция материи сама по себе, а только потенции формы, или сцепления, что, следовательно, в смысле эмпиризма нет ни истинно химического соединения, ни истинного разложения. Всякое соединение заключается во взаимном уничтожении противоположных потенций друг другом, так что самое полное соединение есть совершеннейшее депотенцирование. Напротив, всякое разложение как представление одной и той же субстанции в различных формах является потенцированием в различных направлениях.

Поэтому всякая материя сама по себе проста, ибо всякое возможное раздвоение в ней всегда полагается только посредством прибавления чего-то другого. Кислота, например, есть тело, которое определено через потенцию отрицательного фактора относительного сцепления, и постольку она проста, и только добавляемое тело — металл — полагает в ней раздвоение твердого и жидкого, так что первое [т. е. твердое], пытаясь восстановиться из своего расширения, уменьшает сцепление добавляемого тела и побуждает [его] перейти из абсолютного сцепления в относительное. При наименьшей степени окисления происходит распад первого [т. е. абсолютного сцепления], при следующей — полное его растворение, равно как при наивысшей степени, которая, однако, достигается только при горении, полагается наивысшая степень относительного сцепления.

О процессе горения речь шла выше (см. «Дополнение» к первой главе первой книги).

483

Заключительное замечание и переход к следующей части

Единственной конечной целью всякого рассмотрения природы и науки о ней может быть только познание абсолютного единства, которое обнимает целое и которое в природе дает себя познать только с одной своей стороны. Природа является как бы его орудием, с помощью которого абсолютное единство вечным образом приводит сформированное (Vorgebildete) во всеобщем рассудке к осуществленности и действительности. Поэтому в природе познаваем весь абсолют, хотя то, что в истинной природе заключается сразу и вечным образом, являющаяся природа рождает лишь последовательно и в бесконечных (для нас) образованиях (Ent-wicklungen).

Корнем и сущностью природы является то, что связывает бесконечную возможность всех вещей с действительностью особенных и потому составляет вечное стремление к зачатию и его первопричину. Поэтому если мы до сих пор рассматривали лишь раздельные стороны этой самой совершенной из всех органической сущности, одновременно представляющей собой возможность и действительность всех вещей (раздельные стороны, в которых она является — свет и материю), то теперь нам открывается доступ к истинной сердцевине при снятии покровов с органической природы, посредством которого мы, в конце концов, доберемся до самого совершенного познания в разуме божественной природы как неразличенности, в которой все вещи в равной мере находятся как одно, а эта оболочка, в которую закутывается акт вечного продуцирования, растворяется в сущности абсолютной идеальности.

484

Наивысшее наслаждение для души — добраться с помощью науки до созерцания этой самой совершенной, удовлетворяющей всё и всё в себе охватывающей гармонии, познание которой настолько превосходит всё другое, насколько целое предпочтительнее части, сущность лучше единичного, основание познания прекраснее самого познания.

485

ПРИЛОЖЕНИЯ

486

487

ПРИМЕЧАНИЯ

Из «великой четверки» философов немецкого классического идеализма Шеллингу менее всего повезло с переводами на русский язык, особенно в части того, что касается его натурфилософского учения. Все изданное к настоящему времени представляет собой либо очень небольшие по объему цельные работы, либо произвольно выбранные фрагменты больших сочинений. Сюда относятся появившиеся в журнале «Философские науки» (1973. № 1) 3-страничные извлечения из 270-страничной работы «Первый набросок системы натурфилософии» (1799), а также сокращенное «Дополнение к введению» к работе «Идеи к философии природы», изданное под названием «Начала учения о природе в системе философии тождества» в книге Лазарева В. В. «Шеллинг» (М., 1976). Вышедший в свет в 1987—1989 годах двухтомник сочинений Шеллинга предоставил русскому читателю возможность более детального знакомства с разными периодами творчества философа. Однако натурфилософские студии представлены в нем лишь переведенной со значительными купюрами работой «О мировой душе» (1798) и дополнением к ней — «Об отношении реального к идеальному в природе» (1806), а также небольшими по объему «Введением к наброску системы натурфилософии» (1799) и произнесенной на заседании Баварской академии наук в 1832 году речью «О новейшем открытии Фарадея». Все это не позволяет составить целостное представление как о замысле, так и о этапах развития натурфилософского учения, зани-

488

мающего значительное место в философии Шеллинга в целом. Надеюсь, что этому послужит публикация данной работы.

Настоящий перевод выполнен по изданию: Scheffing F. W. J. Fruhschriften. Eine Auswahl in 2 Banden. Hrsg. von H. Seidel und L. Kleine. Bd 1. Berlin, 1971; сверен с изданием F. W. J. Schellings sammtiiche Werke (в дальнейшем — SW), hrsg. von K. F. A. Schelling. 1 Abtheilung. Bd 2. Stuttgart—Augsburg, 1857. В ходе сверки исправлены некоторые ошибки, допущенные в немецком издании 1971 года, включены выпущенные варианты первого издания 1797 года.

Текст в квадратных скобках принадлежит переводчику.

На русском языке публикуется впервые.

^ ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

1 По всей вероятности, в такой форме Шеллинг самостоятельно излагает выводы кантовской философии.

3 Продолжение «Идей к философии природы», которое должно было содержать в себе принципы статики, механики, а также учения об органической природе, так и не было написано Шеллингом, См. также с. 68, 70 и 477.

ВВЕДЕНИЕ

а «Порочная забота восходит на обитые медью корабли и не оставляет отряды всадников». Цит. из: Horat. Carm. И, 16, 21—22 (см.: Гораций. Поли. собр. соч. М.; Л., 1936). (Перевод с лат. А. Я. Тыжова.)

2 Шеллинг имеет в виду кантовскую таблицу категорий рассудка, данную в «Критике чистого разума» {Кант И. Критика чистого разума. М: Мысль, 1994. С. 86—87).

3 Шеллинг ссылается на работу Ф. Якоби «David Hume uber den Glauben, oder Idealismus und Realismus» (Давид Юм о вере, или идеализм и реализм. 1787).

4 Sensorium (лат.) — чувствилище, центральный орган

чувств. 489

5 Natura naturans (лат.) — природа творящая.

6 Natura natural а (лат.) •— природа сотворенная.

7 Лесаж Жорж Луи (1724—1803) — швейцарский математик и физик.

8 «Все, что только может быть представляемо бесконечным умом как составляющее сущность субстанции, относится только к одной субстанции, и, следовательно, субстанция мыслящая и субстанция протяженная составляют одну и ту же субстанцию, понимаемую в одном случае под одним атрибутом, в другом — под другим» (лат.). Цит. по: Спиноза Б. Избранные произведения в двух томах. М., 1957. Т. 1. С. 407.

9. Имеется в виду произведение Фихте «Основа общего наукоучения». См.: Фихте И. Г. Соч.: В 2 т. Т. 1: «Мифрил». СПб., 1993. С. 106-107.

^ ПЕРВАЯ КНИГА

1 Гиртаннер Христиан (Кристоф) (1760—1800) — немецкий химик и медик. Шеллинг ссылается на «Anfangsgrunde der antiphlogistischen Chemie», neue verb, und verm. Ausgabe (Berlin, 1795).

2 Фуркруа Антуан Франсуа (1755—1809) — французский химик и политический деятель, член Парижской АН, почетный член Петербургской АН. Совместно с Лавуазье и другими учеными принимал участие в разработке новой химической номенклатуры. Содействовал распространению антифлогистической теории.

3 Грен Фридрих Альберт Карл (1760—1798) — профессор химии и медицины в Галле, издатель «Журнала физики* (Journal der Physik) и «Нового журнала физики» (Neues Journal der Physik).

4 Результаты опытов, касающихся раздражимости растительных тканей, питания и дыхания растений, представлены Александром фон Гумбольдтом (1769—1859) в работе «Aphorismen aus der chemischen Physiologie der Pflanzen» (Афоризмы из области химической физиологии растений. 1794).

17 Ф. В. Й. Шеллинг

490

5 Бюффон Жорж Луи Лекяеркце (1707—1788)— французский естествоиспытатель, директор Ботанического сада в Париже. 6 «Знаменитый флогистон химиков (вытекающий, скорее, из их метода, чем из природы) не есть простая и достоверная первопричина, какой они нам его представляют; это некий состав, продукт сплава, результат комбинации из двух элементов, из воздуха и воды, обосновавшихся в теле. Не останавливаясь, таким образом, на смутных и неполных идеях, которые внушило бы нам рассмотрение этого шаткого бытия, обратимся лучше к рассмотрению наших четырех реальных элементов, к которым химики со всеми их новыми принципами будут всегда вынуждены в дальнейшем возвращаться». (Перевод с франц. А. Я. Тыжова.)

Основной труд Бюффона «Всеобщая и частная естественная история» (ок. 40 томов) издавался в течение всей его жизни. Здесь и на с. 184 Шеллинг ссылается на 6-й том: «Введение в историю минералов» (Vol. VI: Introduction a 1'Histoire des Mineraux. Aux Deux-Ponts, 1785).

7 Стеффенс Генрих (Хенрик) (1773—1845) — немецкий натурфилософ, последователь Шеллинга и беллетрист. Шеллинг ссылается на «Beitragen zur inneren Naturgeschichle der Erde» (Freyberg, 1801).

8 «Журнал спекулятивной физики» Шеллинг издавал в 1800—1801 гг. (Zeitschrift fur spekulative Physik. Hrsg. Von Scheiling. Jena und Leipzig). В данном случае Шеллинг ссылается на опубликованную в этом журнале собственную работу «Всеобщая дедукция динамического процесса, или категорий физики»,


glava-15-himikati-rasteniya-i-chelovek-net-nichego-prekrasnej-na-etoj-planete-chem-cvetok-za-isklyucheniem-pozhaluj.html
glava-15-igra-na-vizhivanie-ot.html
glava-15-ispolnenie-zhelanij-igra-v-poddavki-s-t-a-l-k-e-r-40.html
glava-15-jen-pirs-byust-bernini.html
glava-15-kniga-proroka-isaii.html
glava-15-kogda-nebo-soedinyalos-s-zemlej-graham-hancock-robert-bauval.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-konferencii-registraciya-uchastnikov-konferencii-vidacha-sbornika-tezisov-dokladov-26-aprelya-foje-malogo-zala-dkit-mai-s-9-20-do-10-00-plenarnoe-zasedanie-26-aprelya-malij-zal-dkit-mai-nachalo-v-10-00.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/m-arlazorova-ciolkovskij-nekachestvennij-ocr-stranica-9.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7sistema-vnutrishkolnogo-kontrolya-plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-mobu-sosh-s-usman-tashli-municipalnogo-rajona.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-vvedenie-vozrastnaya-psihologiya-drevnej-grecii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-psihologii.html
  • college.bystrickaya.ru/1-vrachebnij-kontrol.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predlozhennij-plan-k-kazhdoj-teme-i-spisok-literaturi-primerni-referati-prinesti-na-zachet.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-sinteticheskij-uchet-kommercheskih-rashodov-konspekt-lekcij-po-kursu-buhgalterskij-uchet-soderzhanie-tema-organizaciya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/92-oblozhka-poyasnitelnoj-zapiski-diplomnogo-proekta-raboti-polozhenie-o-diplomnom-proektirovanii-v-dvuh-chastyah.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-tendencii-globalizacii-v-razvitii-mirovoj-ekonomiki-v-konce-hh-nachale-hhi-vekov.html
  • crib.bystrickaya.ru/istochnik-materialov-sajt-voronezhskogo-centra-nlp-tehnologij-stranica-23.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bazovie-obsheobrazovatelnie-predmeti-obrazovatelnaya-programma-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-p-vitim.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-3-annotaciya-5.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-13-harakter-tema-predmet-psihologii-zadachi-metodi-sovremennoj-psihologii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istorichekoe-ekonomikogeograficheskoe-polozhenie-velikobritanii-stranica-5.html
  • znanie.bystrickaya.ru/andrej-platonov-stranica-25.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-oplate-truda-rabotnikov-gosudarstvennih-uchrezhdenij-kulturi-i-iskusstva-i-uchrezhdenij-obrazovaniya-sferi-kulturi-yaroslavskoj-oblasti.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-dissertacii-izlozheni-v-sleduyushih-publikaciyah-sudebnaya-reforma-1864-g-v-orlovskoj-gubernii.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-3-obsheteoreticheskie-aspekti-otechestvennoj-kriminalistiki-na-sovremennom-etape-5-zaklyuchenie-26.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-revizionnoj-komissii-oao-severstal-avto.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-zasedanii-us-ti-f-svfu-stranica-7.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raspisanie-obzornih-lekcij-k-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-slushatelej.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-deyatelnosti-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-i-vneshnih-svyazej-kraya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sau-nagrevom-vozuhonagrevatelya-domennoj-pechi-chast-6.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-iy-obyazatelstva-ezhekvartalnij-otchet-otkritogo-strahovogo-akcionernogo-obshestva-ingosstrah-ukazivaetsya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/religioznij-turizm-nauchnaya-biblioteka.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mtnd-lingvotaldau-pnne-arnalan-ou-dstemelk-materialdar-2013-zhili-3-basilim-5-v-0117-aza-tl-men-debiet-mamandiina-arnalan.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-a-gorskij-o-titule-car-v-srednevekovoj-rusi-do-seredini-xvi-v.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-timoi-4-kurs-ozo.html
  • essay.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-iyun-iyul-avgust-2009-goda.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shestirazovoe-pitanie-katalog-detskih-organizacij-otdiha-i-ozdorovleniya-respubliki-bashkortostan-na-2010-god.html
  • shkola.bystrickaya.ru/monografiya-evolyuciya-soslovno-predstavitelnoj-vlasti-stranica-7.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-edinaya-transportnaya-sistema-nazvanie-stranica-6.html
  • testyi.bystrickaya.ru/akcii-i-akcionernie-obshestva-chast-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizaciya-i-provedenie-proizvodstvennogo-kontrolya-skorostnoj-elektropoezd-sputnik-kak-napravlenie-povisheniya.html
  • books.bystrickaya.ru/bibliotechnij-vestnik-vipusk-130-sentyabr-2008-goda.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.