.RU

Философский энциклопедический словарь - страница 48


феномен.

НОЭЗИС и НОЭМА (греч. noesis и поста – мысль, смысл) – термины, которые Гуссерль применяет для обозначения акта, полагающего смысл (см. Смысловое содержание), и созданного благодаря этому акту смыслового единства восприятия, причем каждый такой акт в итоге придает тому, на что он направлен, характер предмета.

НОЭТИКА (от греч. noein – мыслить) – учение о мышлении, теория познания.

НРАВСТВЕННОСТЬ – один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление нравственности. Нравственное чувство является, по Канту, «некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей». Сущность нравственности является предметом этики.

НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН (моральный закон) – предписание делать добро и не делать зла. Согласно Канту, нравственный закон благодаря свободе является каузальным законом и предписывается безусловно, категорически (см. Категорический), не считаясь с эмпирическими целями.

НРАВЫ – обычаи, имеющие нравственное значение. Проистекают из постоянных норм, которыми люди руководствуются в отношениях между собой и с обществом, при условии, что эти нормы не вводятся принудительными предписаниями власти или закона или являются результатом влияния религиозных догм, а регулируются традициями. Когда последние упорядочивают политическую (отношение к власти), умственную (отношение к Богу и культу), экономическую (отношение к природе, ее дарам и пр.) стороны жизни, то такие нормы относят к моральным и нравственным обычаям. Значение нравов в историческом процессе состоит в том, что они запечатлевают нравственный прогресс, уже достигнутый, превращаясь в навык. Власть нравов над толпой огромна, и действия немалой части человечества регулируются именно господствующими в данное время нравами. При росте уровня цивилизации и повышении нравственности смягчаются и нравы. Напротив, огрубение нравов происходит при дегенеративных процессах и деморализации общества, что выражается в увеличении актов насилия, в ослаблении солидарности между членами общества, возрождении жестокости и др. пороков.

НУКЛЕАРНЫЙ (от лат. nukleus ядро) – относящийся к атомному ядру, принадлежащий к области ядерной физики. Нуклеоны – общее обозначение для протонов, мезонов и нейтронов.

НУМЕНИЙ ИЗ АПАМЕИ (жил ок. 150 после Р. X.) – античный философ, представитель неопифагореизма и среднего платонизма. Стремился доказать, что философия Платона вытекает из философии Пифагора, а последняя – из мудрости Востока. Утверждал, что Бог проявляется в трех ипостасях: как чистый дух (первый ум – нус), как творец мира (второй ум) и как космос (третий ум). По др. источникам, третьим Богом, по Нумению, является злая мировая душа, тесно связанная с материей, от нее произошла смертная часть человеческой души, или неразумная душа. Высшая часть человеческой души (разумная душа) сопричастна первому уму и познает его «один на один». Отрывки из его соч. в «Fragmenta philosophorum Graecorum».

НУМИНОЗ (от лат. numen – божественная воля, власть, сила божества) – так Р. otto («Das Heilige», 1917) называет силу, исходящую от божества.

НУС (греч. nus – ум, мысль, разум) – дух, интеллект, мировая душа в философии Анаксагора. Согласно Платону и Аристотелю, нус представляет собой «мыслящую душу», выделяющую человека из животного мира. Кроме того, у Аристотеля нус – обозначение Бога, или демиурга.

НЬЮМЕН (Newman) Джон Генри (род. 21 февр. 1801, Лондон – ум. 11 авг. 1890, Эджбастон, Бирмингем) – наиболее известный представитель англ, католицизма, оказавший огромное влияние на англ. религиозную философию, с 1879 – кардинал. Осн. произв.: «The arians of the 4th century», 1833; «Apologia pro vita sua being a history of his religious opinions», 1865; «Essays, critical and historical», 1871.

НЬЮТОН (Newton) Исаак (род. 4 янв. 1643, Вулсторп, Линкольншир – ум. 31 марта 1727, Кенсингтон) – англ, математик, физик и философ; Ньютон настаивал на необходимости строго механистического, каузального и математического объяснения природы. Этим объяснением, которому Ньютон сам немало способствовал открытием закона тяготения, устранялись все бесполезные гипотезы («Гипотез я не измышляю» – «Hypothesis поп fingo»). Но, несмотря на это, Ньютон, находившийся, очевидно, под влиянием Якоба Бёме, пытался изобразить время и пространство, внутри которых физические процессы совершаются строго закономерно, так же и как чувствилище Бога, считая, что в остальном таинственная действительность Бога необъяснима. Ньютону принадлежат также мистические размышления об откровении Иоанна. С Ньютоном как сторонником механистического объяснения природы в течение всей своей жизни полемизировал Гёте. По мнению Гёте, сторонники такого объяснения при помощи своих понятий не могут постигнуть действительный характер «жизни». См. также Масса. Главное произв. Ньютона – «Математические начала натуральной философии», 1687.


ОБМАН – в психологии обман чувств.

ОБМАН ЧУВСТВ – ложное истолкование восприятий, которое имеет место при особых (субъективных или объективных) условиях. Анормальными формами обмана чувств являются некоторые иллюзии и галлюцинация. Обманы чувств, которые остаются в рамках «нормы», отчасти обусловлены нормальной структурой и функциями органов чувств, а отчасти – своеобразием чувственного поля (см. Поле).

ОБОБЩЕНИЕ (от лат. generalisatio) мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (и н д у к тивное обобщение); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Производя соответствующие отвлечения, переходят от, допустим, геометрии Евклида к геометрии Лобачевского, а это означает, что обобщать можно как суждения, так и научные теории. Вырисовывается даже такая схема как результат процесса обобщения: единичное понятие – обобщенное понятие – суждение – закон науки – теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности. Противоположность обобщения – ограничение.

ОБОСОБЛЕНИЕ – философское понятие, за которым прочно сохранилось значение дифференцирования, индивидуации.

ОБРАЗОВАНИЕ – духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. При этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. В образовании имеется всегда как форма'льная сторона, т.е. духовная деятельность или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от соответствующего данному времени материала), так и материальная, т.е. содержание образования. Значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в кон. 18 в., особенно под влиянием Гёте, Песталоцци и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей. С этого времени данное понятие приобрело более широкое значение. Обычно говорят об общем образовании, которое дается в школе, и о специальном образовании (напр., научном, музыкальном, техническом). Специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. Цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное, гуманитарное, политическое и др.). Образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. Понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное образование.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – обратное воздействие результатов процесса на его протекание, одно из осн. понятий, характеризующих функционирование и развитие систем регулирования в живой природе, обществе и технике (см. Кибернетика). Если прямая связь подразумевает передачу сигналов от центрального органа (напр., мозга) к исполнительным органам системы, то обратная связь есть передача в центральный блок информации о результатах управления. В сложных системах (социальных, биологических) обратную связь рассматривают как передачу информации о протекании процесса, на основе которой вырабатывается то или иное управляющее воздействие, усиливающее, ослабевающее, останавливающее процесс. Обратная связь обеспечивает стабилизацию параметров управляемого объекта (напр., поддержание постоянной температуры, давления и состава крови в живом организме), рост организма, процессы развития в живой природе и обществе.

ОБРАЩЕНИЕ, оглядка – в психологии поворот головы в сторону предмета, привлекающего внимание. Свет, идущий от предмета, падает на край сетчатки. В результате этого между данной периферийной точкой и точкой наиболее острого, а следовательно, и наиболее удобного зрения в желтом пятне сетчатки (центральной ямкой – fovea) возникает напряжение, которое разряжается по мере того, как голова и, соответственно, глаза поворачиваются так, чтобы свет падал на центральную ямку желтого пятна. Необходимое для такого поворота мускульное раздражение (иннервация) возникает в результате появления напряжения, нарушающего равновесие в поле восприятия. Иннервация исчезает, и вращательное движение головы прекращается, как только восстанавливается равновесие, поскольку предмет, привлекающий внимание, попадает в центр поля зрения.

ОБУЧЕНИЕ – в психологии процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта. Обучение основывается на запоминании; теории запоминания издавна опирались на опыт обучения и на вытекающие из него телесно-психические процессы. Легче и лучше всего запоминается то, что резко выделяется из всей массы усваиваемого материала, в силу чего возникает я,сно выраженное отношение фигуры и основы. Повторение при заучивании наизусть служит уяснению частностей в фигуре (гештальт), понимаемой как целое.

ОБЩАЯ ЗАБОТА – по Хайдеггеру, естественный способ встречаться с другим. Когда заботятся о вещах (см. Озабоченность), то предмет заботы является общим. Уже в выражении «забота» заключается тот смысл, что это делается для другого. Основой совместного бытия друг с другом прежде всего и зачастую исключительно является то, что в таком бытии становится предметом общей заботы. Бытие другого является поэтому совместным бытием или совместным существованием. У Сартра совместное бытие – это «не что иное, как общее чувство, которое связывает в один коллектив привязанных на галерах рабов, не имеющих друг к другу прямых отношений».

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ – в противоположность индивидуальному понятию означает понятие рода, класса, вида. Общими являются также собирательные понятия, понятия сущности и др.

ОБЩЕЕ ЧУВСТВО (жизненное, соматическое чувство) – ощущение, являющееся следствием общего телесно-душевного состояния человека: голода и жажды, усталости, удовольствия, подавленности и т.п. По В. Вундту, общее чувство – это «тотальное чувство, в котором выражается общее состояние нашего чувственного здоровья или нездоровья». Общее чувство близко понятию настроения.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Формирование и развитие общественного мнения происходит либо целенаправленно, под воздействием на массовое сознание политических институтов и социальных учреждений (политических партий, средств массовой информации и т. д.), либо стихийно – под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, конкретного опыта и традиций. В любом случае происходит регуляция поведения индивида, социальных групп в отношении принятия решения поддержать и отвергнуть те или иные представления, ценности, нормы. Общественное мнение практически действует во всех сферах жизни общества, но высказывается далеко не по любому поводу. В поле зрения общественного мнения попадают, как правило, лишь те проблемы, события, факты, которые вызывают общественный интерес, отличаются актуальностью и в принципе допускают многозначное толкование, возможность дискуссии. По своей структуре общественное мнение может быть монистичным, единодушным (формы тоталитаризма, автократии; о «манекене», мыслящем лишь по общему шаблону, по Ницше; о бездумных исполнителях, единодушном одобрении писали представители антиутопии) и плюралистичным (открытые демократические общества), состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения. Общественное мнение в различных конкретных ситуациях оказывается в разной степени адекватным реальному положению вещей – может содержать в себе как верные, реалистичные, так и ложные, иллюзорные представления о действительном положении вещей. В огромной степени развитость общественного мнения как института зависит от состояния общественного сознания, культуры, от степени усвоения обществом демократических ценностей, прав и свобод, и в первую очередь свободы печати, выражения мнений – собраний, митингов, а также от гарантий действенности общественного мнения.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР – см. Государство.

ОБЩЕСТВО – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причем члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством (напр., когда речь идет об ориентировании целей воспитания на «общественную» волю определенной эпохи), или гражданское общество романтиков, или в смысле франц. понятия societe-corps social – весь человеческий род. После попыток объяснения сути понятия «общество» в древности (Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский) вопрос этот стал, в особенности с 18 в., политико-философской проблемой, исчерпывающее решение которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому общество стало предметом рассмотрения и центральным пунктом новой науки – социологии.

ОБЩИЙ (от лат. generalis – относящийся к роду) – родовой, всеобщий, иногда означает также схематический. Противоположность – индивидуальный.

ОБЩНОСТЬ -в метафизическом смысле категория совместного бытия или взаимодействия (лат. commercium), встречается еще у Лейбница и Канта; в социологическом смысле – естественная (органическая) совместная жизнь группы людей, связанных одинаковым происхождением, сходными взглядами, общей судьбой и устремлениями, в противоположность рациональной организации, имеющей определенную цель и называемой обществом; различие между обществом и общностью проводил Тонье («Gemeinschaft und Gesellschaft», 1887). Типичной общностью являются семья и народ; семья как общность любви, имущества и судьбы, народ как носитель общего духа, как общность языка, культуры и судьбы. Сущность человеческих общностей, и в особенности отношения отдельных индивидов к общностям, является предметом исследования социологии и социальной психологии. Совместная жизнь людей занимает важное место также в экзистенциализме. См. также Общая забота, Коммуникация.

ОБЪЕКТ (от лат. objectum – предмет) – вещь, предмет. С кон. 18 в. (особенно у Канта) объектом называют то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию, внутреннему миру как действительное, как часть внешнего мира. Теперь его более точно называют реальным объектом. Прежде понятием «объект» обозначали только то, что внутри мышления или сознания противостояло явлениям мысли в качестве мыслительного предмета и что теперь точнее называют идеальным объектом; см. Познание. Подобным образом обстоит дело с терминами «объективный» и «субъективный».

ОБЪЕКТИВАЦИЯ (от лат. objectivus – предметный) – опредмечивание, превращение в объект; объективировать – сделать объектом.

ОБЪЕКТИВИЗМ (от лат. objectum предмет) – в противоположность субъективизму: 1) направление в гносеологии, приписывающее познанию постижение реальных предметов и объективных идей (см. Реализм); 2) направление в этике, которое признает объективные ценности и предписания и пытается установить объективный критерий и объективную цель нравственного действия (см. Норма).

ОБЪЕКТИВНОСТЬ – 1) объективный характер, освобождение от всего субъективного, от субъективных влияний; реальность, нейтральность. Объективностью также называют способность что-либо наблюдать и излагать «строго объективно». Но такой способностью человек не обладает. Напротив, во всяком познании и высказываниях любого рода взаимодействует весь комплекс факторов, относящихся к телесному, душевному и духовному бытию индивида, включая и действующие в нем подсознательные силы и трансцендентные переживания. Поэтому подлинная объективность достигается лишь весьма приблизительно и остается для научного труда идеалом; 2) духовная тенденция совершать действие не ради личной выгоды, а во имя высшего порядка. Предпосылкой объективности является способность непредвзято и без предрассудков вникать в содержание дела, повиновение порядку вещей и преданность делу.

ОБЪЕКТИВНЫЙ (от лат. objecivus.предметный) – относящийся к объекту; предметный, вещный, реальный, фактический, не являющийся только мыслимым, не зависящий и абстрагирующийся от субъекта, от субъективного мнения, от природы и интересов субъекта; имеющий значение для всякого познающего существа, всеобщезначимый.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ – согласно Гегелю, это дух, воплотившийся в праве, морали, нравственности, обществе и государстве; напротив, в искусстве, религии и философии дух, по Гегелю, выступает как абсолютный дух. Дильтей и его школа (в широком смысле) называют объективным духом совокупность явлений, в которых концентрируется и объективизируется историческая и культурная жизнь, совокупность тех фиксированных в языке, нравственности, форме и способе жизни, семье, обществе, государстве, искусстве, технике, религии и философии жизненных явлений, исследование которых и составляет задачу наук о духе. Н. Гартман различает объективный дух и объективированный дух, занявший место духа абсолютного.

ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ – совокупность всех представлений (менее точно – всех предметов), охватываемых данным понятием, т.е. тех, для которых это понятие является ближайшим родовым понятием.'

ОБЪЯСНЕНИЕ – функция научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. Объяснить – значит пролить свет на какой-либо более или менее запутанный факт путем установления причин или условий, целей, путем установления того, зачем и почему нечто именно такое, а не иное; установления закономерности происходящего, в которую может быть включен и частный случай. При этом остальное почти всегда остается необъяснимым. Естественнонаучному «объяснению» Дильтей в науках о духе противопоставляет «понимание». См. также Описание.

ОБЫЧАЙ – исторически возникший, содержащийся в позитивном праве порядок общественной жизни; ставший всеобщим, привычным стиль действий и поступков (приличие), господствующий в определенном обществе или социальной группе, более или менее строго требующий соблюдения как от индивидов, так и от общества и соблюдающийся ими (хороший обычай – см. Этика).

ОДАРЕННОСТЬ – качественно своеобразное сочетание способностей, определяющих творческие возможности человека или группы людей в отличие от черт характера. Одаренность различают, с одной стороны, по степени развития сообразительности, ума, душевных качеств и воли, а с другой – по направленности этих способностей на освоение различных областей знаний. В результате исследования одаренности создана основа для ее определения и разработки методов совершенствования способностей путем предоставления свободного выбора и т. д. Тесты на определение способностей и их направленности (см. Психотехника) играют роль при выборе профессии и т. д. См. также Профессий психология.

ОДНОВРЕМЕННОСТЬ – см. ^ Внееременность мира.

ОДУХОТВОРЕНИЕ – в философии термин, означающий отождествление живых существ с предметами окружающего внешнего мира путем приписывания им осмысленных действий (см. Смысловое содержание). Человек, т. о., начинает составлять с ними одно целое, в рамках которого они, как и человек, проявляют определенные стремления, ставят определенные требования, являются носителями определенных функций. См. также Гилозоизм.

ОЖИДАНИЕ ГИБЕЛИ – «осн. лейтмотив нынешней истории философии; идея апокалипсического конца. Крушение, катастрофа, закат, сумерки, конец – все эти слова встречаются в любом исследовании по истории культуры. Их связывают со старым общественным порядком, со старой системой хозяйства, со всей системой ценностей или, еще более общо – с культурой Запада» (О. Veit. Die Fluch vor der Freiheit, 1947). Наиболее известное выражение этой идеи мы находим у Ницше в предисловии к его работе «Воля к власти»: «Вся наша европейская культура уже с давних пор движется в какой-то пытке напряжения, растущей от десятилетия к десятилетию, как бы направляясь к катастрофе: беспокойно, насильственно, порывисто, подобно потоку, стремящемуся к своему исходу, не задумываясь, боясь задуматься». Альфред Вебер считает, что результатом всей предшествующей истории является возвращение к страху первобытных народов перед миром и существованием. В нач. 16 в. Ульрих фон Гутген еще мог провозглашать: «О столетие! О наука! Какое удовольствие жить!» – обнаруживая тем самым веру в прогресс, которая нашла затем свою опору в философии Просвещения и имманентном оптимизме диалектического материализма. Этой веры сегодня еще придерживаются и должны придерживаться широкие массы, ибо совершенно противоестественно жить без надежд на будущее. Такие надежды основаны на том соображении, что мы находимся в переходном состоянии: господство над природой и техника опережают в своем совершенствовании развитие моральных качеств человека, и все несчастья являются результатом возникающего отсюда напряжения. Уже Кант в работе «Das Ende aller Dinge» говорил о «естественности» того, что «прогресс человеческого рода, культуры, талантов, способностей и вкусов опережает развитие моральности», но он ничего не сказал о том, что это напряжение можно компенсировать воспитанием и установить на земле новую гармонию между материальными и духовными силами. В социологии говорят о неспособности нашего социального мышления и социальных учреждений поспевать за прогрессом науки и техники. Подобное явление, называемое в амер. социологии «cultural lag» (см.: W. F. Ogburn. Social change, 1922), угрожает нашей культуре и должно быть устранено. См. также Функционер, Хилиазм, Шпенглер.

ОЗАБОЧЕННОСТЬ – быть озабоченным, по Хайдеггеру, – обычное поведение в отношении вещей, бытие которых состоит в том, что они могут служить чему-либо, благодаря им можно что-то сделать, выполнить, разрешить. Хайдеггер характеризует такое поведение скорее как осмотрительность в противоположность обычному наблюдению, которое не способно раскрыть бытие вещей. См. также Общая забота, Орудие, Подручность.

ОКЕН (Oken) Лоренц, собственно, Окенфус (род. 5 авг. 1779, Больсбах, Баден – ум. 11 авг. 1851, Цюрих) – нем. медик и натурфилософ; профессор в Йене (в 1819 по требованию правительства был вынужден отказаться от профессуры в Йенском ун-те), Мюнхене и Цюрихе. В 1822 учредил ежегодные собрания, а в 1830 – Общество нем. естествоиспытателей и врачей, в 1817 – 1948 издавал журнал «Isis». По своим философским взглядам Окен близок к

glava-viidorogi-vavilona-istoriya-ordena-tamplierov.html
glava-viii-52-k-tem-kotorie-vivedivayut-vozvodyatsya-li-estestva-gospoda-pod-neprerivnoe-kolichestvo-ili-pod-razdelennoe.html
glava-viii-annotaciya.html
glava-viii-cari-otdelnih-prirodnih-stihij-issledovanie-magii-i-religii-ot-redakcii-zolotaya-vetv-izvestnogo.html
glava-viii-dokumentirovanie-inostrancev-zakon-o-rezhime-inostrancev-v-respublike-moldova.html
glava-viii-etel-lilian-vojnich.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-18-baza-kaperov-poluraspad-aleksandr-zorich.html
  • predmet.bystrickaya.ru/respublika-adigeya.html
  • klass.bystrickaya.ru/akcii-protesta-protiv-agressii-amerikanskih-imperialistov-v-afganistane-feliks-dzerzhinskij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/i-o-rektora-i-a-gorlinskij-soobshil-chto-aktivnaya-politika-vovlecheniya-obuchayushihsya-i-sotrudnikov-v-obsuzhdenie-i-reshenie-voprosov-zhizni-universiteta-provoditsya-k.html
  • literatura.bystrickaya.ru/specialisti-uvereni-povtornih-podzemnih-tolchkov-v-amurskoj-oblasti-ne-budet-informacionnoe-agentstvo-primamedia-14102011.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-ii-tema-teoriya-gosudarstva-i-prava-kak-nauka-i-uchebnaya-disciplina-chast-i-teoriya-gosudarstva.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pyatiletnij-plan-meropriyatij-po-nadzoru-na-obektah-g-kimri-i-kimrskogo-rajona-otdelom-gpn-po-g-kimri-i-kimrskomu-rajonu-stranica-9.html
  • education.bystrickaya.ru/08-izdaniya-smeshannogo-soderzhaniya-sborniki-chvash-knizhnaya-respublikin-6-2011-letopis.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-obespechenie-6-klass-programma-distancionnogo-kursa-pdk-tehnologiya-tehnicheskij-trud.html
  • reading.bystrickaya.ru/kratkij-kurs-lekcij-uchebnoj-disciplini-metodika-prepodavaniya-nachalnogo-kursa-matematiki-obshie-voprosi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-obrasheniya-sergej-vlahov-sider-florin.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekciyamatematiki-tezisi-dokladov-uchastnikov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursa-politologiya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/srednevekovaya-filosofiya-indii-istoriya-vostochnoj-filosofii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rm-analitik-literatura.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/izdatelskoe-delo-chast-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/ministerska-grizha-za-blatnite-kokicheta-18052012-0311-presa-str-5-dnes-da-pocherpyat-18-05-2012-03-27-trud-str-47.html
  • student.bystrickaya.ru/-vozmozhnost-vibora-kurs-dlya-samostoyatelnogo-izucheniya-soderzhanie.html
  • lesson.bystrickaya.ru/spravochno-poiskovie-sistemi-seti-internet.html
  • studies.bystrickaya.ru/-v-oblasti-zanyatosti-naseleniya-otchet-o-vipolnenii-meropriyatij-plana-dejstvij-administracii-goroda-po-socialno-ekonomicheskomu.html
  • books.bystrickaya.ru/dnzavalishina-vnpushkino-mishlenii-dispetchera-hrestomatiya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080115-tamozhennoe-delo-soglasovano-rekomendovano-kafedroj.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-dinamiki-koefficientov-perehoda-tyazhelih-metallov-iz-kormov-raciona-v-moloko-v-hozyajstvah-prigorodnoj-zoni-g-krasnoyarska-borcova-i-yu.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-moralnij-klistir-aleksandr-nikonov-upravlenie-viborom-iskusstvo-strizhki-narodnih-mass-aleksandr-nikonov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sozdanie-delovogo-obraza-s-pomoshyu-makiyazha-sovremennaya-strategiya-makiyazha-ishodit-iz-dvuh-kriteriev-krasoti-cheloveka.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhanr-raboti-stranica-8.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vozrastnoj-sostav-prepodavatelej-spravka.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-kartograficheskie-i-kameralnie-geodezicheskie-raboti-spravochnik-bazovih-cen-na-inzhenernie-iziskaniya-dlya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/neboskrebi-mira.html
  • assessments.bystrickaya.ru/delo-ob-ekstradicii-bajramali-yusupova-tyumen-bezhenci-iz-uzbekistana-v-stranah-sng-ugroza-ekstradicii-maj-2005.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vsem-posledovatelyam-razlichnih-duhovnih-putej-vsem-tem-kto-svoej-mudrostyu-veroj-i-sostradaniem-pomogal-mne-v-moem-puteshestvii-domoj-stranica-15.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-sostavleniya-podachi-i-rassmotreniya-zayavki-na-vidachu-patenta-na-izobretenie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ia-bisko-m-p-gorchakova-sibirskaya-otv-red-spbgieu-d-r-filosof-nauk-prof.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnoe-uchrezhdenie-o-centrah-informacionnih-tehnologij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.