.RU

Философский энциклопедический словарь - страница 38


Пико делла Мирандолы, Фихте, Штриндберга, Канта, Гёте, Дильтея, а также разрабатывал проблему ценностей, изучал возможность критической философии вообще, занимался диалектикой и теорией познания. Осн. произв.: «Das Problem der Geltung», 1914; «Der Geltungswert der Metaphysik», 1915; «Wie ist kritische Philosophie ьberhaupt mцglich?», 1919; «Geist und Welt der Dialektik», Bd. l, 1929 (рус. пер. «Дух и мир диалектики»); «Erkenntnistheorie», 2 Tie., 1932; «Der universale Humanismus», Bd. l, 1946.

ЛИБИДО (лат. libido – страсть) – в сексологии чувственное вожделение, половое влечение. Одно из осн. понятий психоанализа, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, вообще стремление, желание, склонность. К.- Г. Юнг в полемике с Фрейдом («Wandlungen und Symbole der Libido», 1939) расширяет его до понятия психической энергии вообще, своего рода метафизического принципа психики.

ЛИЛЕКВИСТ (Liljequist) Пер Эфраим (род. 24 сент. 1865, Эребру, Средняя Швеция – ум. 20 авг. 1941, Лунд, там же) – швед, философ; в 1906-1935 был профессором. Начав с психологии, он пришел к философии, стремился синтезировать взгляды Канта и Бострёма. Человек – несовершенный субъект, который для своего уяснения предполагает существование бесконечного, совершенного, абсолютного субъекта (в котором он лишь .«момент»). Осн. произв.: «Antike und moderne Sophistik», 1896; «Einfьhrung in die Psychologie», 1899; «Meinongs allgemeine Werttheorie», 1904.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (лат. lingua – язык), также философия лингвистического анализа, философия обыденного языка – одна из школ неопозитивизма, течение, возникшее в 40-50-х годах 20 в. на основе философии здравого смысла Дж. Мура, а также взглядов Л. Витгенштейна. Лингвистическая философия, по мнению ее сторонников (в Англии – Г. Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом., в США – М. Блэк, П. Малкольм), призвана показать мнимый характер философских проблем, считая их псевдопроблемами, возникающими в силу дезориентирующего влияния языка на мышление. Анализ языка они считали единственно возможным делом философии. Объектом внимания лингвистической философии в отличие от логического позитивизма стали не искусственные языки-модели, а разговорный естественный язык, поскольку ее представители считали, что нельзя исчерпывающе выразить богатство последнего в схемах некоего идеального языка. Язык – средство конструирования, а не отражения мира. Интересных результатов представители лингвистической философии добились в анализе логической структуры обыденного языка и изучении его семантических возможностей (см. Семантика).

ЛИНКЕ (Linke) Пауль Фердинанд (род. 15 марта 1876, Штассфурт – ум. 19 июня 1955, Бранненбург) – нем. философ, профессор Йенского ун-та. Занимался вопросами онтологии, логики, теории познания и этики. Линке представлял онтологическую философию, которая исходит из факта интенциональности (см. Интенция), как ее понимал в поздний период своей деятельности Брентано, и допускает лишь могущие быть проконтролированными высказывания в духе логики высказываний Готтлоба Фреге. Согласно Линке, в бытии не существует никаких противоречий; смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы объяснять и устранять все возникающие в жизни противоречия, для чего необходимо убедительное выявление тех истин, которые, существуя «сами по себе», т.е. независимо от человеческого сознания, составляют основы нашей жизни. Осн. произв.: «Grundfragen der Wahrnehmungslehre», 1918; «Verstehen, Erkennen und Geist», 1936; «Niedergangserscheinungen in der Philosophie der Gegenwart», 1958.

ЛИППС (Lipps) Ханс (род. 22 нояб. 1889, Пирна – ум. 10 сент. 1941, Россия) – нем. философ, с 1936 – профессор во Франкфурте. Работал в области логики и антропологии. Как специалист в вопросах философии языка, он пытался, подобно Л.Лавеллю, отказываясь от логистических методов, проникнуть в реальные процессы протекания действительной речи, исходя из философии существования, признавая в качестве основы речи не логику языка, а то, что «полагают» за различными словами. Осн. произв.: «Hermeneutische Logik», 1938; «Die menschliche Natur», 1942; «Untersuchungen zur Phдnomenologie der Erkenntnis», 1928; «Die Verbindlichkeit der Sprache», 1944; «Die Wirklichkeit des Menschen», 1954.

ЛИППС (Lipps) Теодор (род. 28 июля 1851, Валльхальбен, Пфальц – ум. 17 окт. 1914, Мюнхен) – нем. философ, психолог, эстетик; профессор с 1894. Анализирующую прошлое психологию сделал осн. наукой для логики, эстетики, этики (для нормативных, по Липпсу, наук) и вообще для всей философии. Известное значение имеет его эстетика воли к художественному созиданию, которая психологически экспериментально обоснована и где особая роль принадлежит эстетике пространственного и теории вчувствования. Осн. произв.: «Grundzьge der Logik», 1893; «Komik und Humor», 1898; «Vom Fьhlen, Wollen und Denken», 1902; «Leitfaden der Psychologie», 1903; «Дsthetik» 2 Bde., 1903.

ЛИТТ (Litt) Теодор (род. 27 дек. 1880, Дюссельдорф – ум. 1962) – нем. представитель философии культуры и педагог; с 1920 по 1937 и с 1945 по 1946 профессор в Лейпциге, затем – в Бонне, представитель неогегельянства. Применил дильтеевский метод понимания и гегелевский метод феноменологии и диалектики к этике и социологии, а также к истории духа и культуры. Отношение индивида и коллектива для Литта есть «встреча», в которой «я» отзывается «ты», в котором «ты» становится судьбой «я», и наоборот. С историко-философской точки зрения настоящее и прошлое, по Литту, дают основу для взаимного понимания друг друга, т.е. в свете настоящего уже становится ясным будущее. В своей теории познания Литт учит, что действительность, становясь достоянием познания, получает тем самым не случайный и внешний придаток, могущий быть ошибочным, а назначение, которое в самом строгом смысле принадлежит ей. Деятельность субъекта и свойство объекта корреспондируют друг с другом вследствие «первоначальной согласованности». Осн. произв.: «Geschichte und Leben», 1918; «Individuum und Gemeinschaft», 1919; «Erkenntnis und Leben», 1923; «Kant und Herder als Deuter der geistigen Welt», 1930; «Einleitung in die Philosophie», 1933; «Der deutsche Geist und das Christentum», 1937; «Protestantisches GeschichtsbewuЯtsein», 1938; «Das Allgemeine in der geisteswissenschaftlichen Erkennthis», 1941; «Denken und Sein», 1948; «Naturwissenschaft und Menschenbildung», 1952; «Hegels Versuch einer kritischen Erneuerung», 1953; «Technisches Denken und menschliche Bildung», 1957.

ЛИТТРЕ (Littre) Эмиль (род. l февр. 1801, Париж – ум. 2 июня 1881, там же) франц. филолог и философ. Знаменит своим «Dictionnaire de la langue franchise», 1863-1877 («Словарь франц. языка»). Литгре был наиболее значительным приверженцем позитивизма Конта, но отклонял как ошибочную более позднюю его эволюцию, идя в своем мышлении собственным путем; к учению Конта о трех стадиях он добавил понятие четвертой стадии – техники. Кроме указанной, к числу его осн. работ принадлежат: «Analyse raisonnee du cours de philosophic positive», 1845; «Paroles de philosophic positivisme», 1859; «La Science au point de vue philos.», 1873.

ЛИХТЕНБЕРГ (Lichtenberg) Георг Кристоф (род. 1 июля 1742, Оберрамштадт, близ Дармштадта – ум. 24 февр. 1799, Гёттинген) – нем. писатель, критик, физик; профессор с 1769. Вдохновенный защитник просвещения, в его взглядах уже были видны черты нем. идеализма; противник культа гениальности и мистицизма философии своего времени. Будучи приверженцем Канта (правда, весьма самостоятельным), делал из его философии выводы, имеющие особенно большое значение в области этики и педагогики, а в сфере практики боролся с духовной распущенностью (релятивизмом) и педантичностью (рационализмом), а также с конфессиональной ортодоксией. Его "Vermichten Schiften» (1800-1805) содержат много сатирических, иронических, остроумных суждений, касающихся всех сфер жизни. Произв.: «Aphorismen», 1902-1904; "Aphorismen, Briefe, Schriften», 1953.

ЛИЧНОСТИ РАЗДВОЕНИЕ – см. ^ Сознания раздвоение.

ЛИЧНОСТЬ, персона (от лат. persona – маска, роль актера). Уже на закате античности так называют индивида, поскольку он не является лишь природным организмом, а проявляется в своем человеческом качестве. Все, что относится к личности, персоне, называется персональным. Со сменой взглядов, а особенно с накоплением знаний о человеке изменяется и понятие о личности. В процессе исторического развития, в особенности с начала нового времени, многие интерпретации личности выступают в философском обличье, и почти все они так или иначе сводятся к декартовскому дуализму тела и души и, значит, к религиозному (христ.) его источнику – будь это дуализм между Я и не-Я (Фихте), дуализм природы и духа (Гегель), воли и представления (Шопенгауэр), жизни и духа (романтизм, в последнее время – Клагес), сознательного и бессознательного (романтизм, Э. Гартман, психоанализ) или наличного бытия и существования (Кьёркегор, современный экзистенциализм). Личность – этический феномен. Она представляет собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на др. личности. Подобно тому как каждому субъекту принадлежит объект, так и каждой личности принадлежит, грамматически говоря, «вторая личность»: всякому «я» принадлежит «ты». «Под личностью мы понимаем человеческий индивид, поскольку он – как действующий, наделенный волей и стремлениями, как представитель своих мыслей, взглядов, суждений, как существо с претензиями и правами, настроениями и оценками – предстает соединенным с др. такими же человеческими индивидами и узнает об их манере обращения, высказываниях, воле и стремлениях, встречается с их мыслями, взглядами, суждениями и занимает какую-то позицию по отношению к их претензиям, настроениям и ценностям» (Н. Гарман); см. также Реальность. Кроме того, др. личность является носителем объективного духа. С 18 в. (особенно начиная с Канта и Гердера) личность начинают отличать от индивидуальности.

ЛИ ЭР – см. Лао-цзы.

ЛОГИЗМ – умозаключение, учение о логической упорядоченности мира (см. Панлогизм).

ЛОГИКА (от греч. logos – логос) 1) способность правильно, т.е. логически, мыслить; 2) учение о тождестве и его отрицании (Г. Якоби), учение о последовательности и методах познания (наука логики). В качестве «элементарной формальной логики» она имеет дело с самыми общими свойствами, присущими всем (имеющимся) понятиям. Осн. свойства понятий выражаются в логических аксиомах (см. Аксиома). Сначала рассматривается учение о понятии, затем следует учение о суждении и, наконец, умозаключении. Учения о логических аксиомах, понятии, суждении и умозаключении, взятые вместе, образуют чистую логику. Прикладная логика охватывает в традиционной логике учение об определении, о доказательстве, о методе. Ей часто предпосылаются не научно-логические, а теоретико-познавательные, психологические учения о переживании, описании и формулировании (особенно с помощью специального языка, терминологии) и об образовании понятий. Иногда к ней присоединяют учение о системе. Логика (как наука) – лишь учение о мышлении в понятиях, но не о познании посредством понятий; она служит повышению формальной точности сознания и объективности содержания мышления и познания. Основателем западноевропейской логики (как науки) является Аристотель, «отец логики». Слово «логика» появилось впервые у стоиков; они и неоплатоники уточнили отдельные моменты ее, а в эпоху средневековья схоластика разработала ее в мельчайших подробностях, в тонкостях. Гуманизм изгнал из логики схоластику, но обновить ее не мог. Реформация взяла на вооружение логику Меланхтона, Контрреформация – логику Суареса. Поднявшись принципиально над схоластикой, развивал логику Иоганнес Штурм из Страсбурга; более известным стал Пьер Раме. С 17 в. стало заметным влияние на логику сфер мысли, связанных с математикой, причем в геометрическом методе Спинозы оно было меньше, чем у Лейбница, который использовал в логике совершенствующиеся естественнонаучные методы. От Лейбница и математики, а также и от неосхоластики пошла логика школы Вольфа. Кантовская «трансцендентальная логика» есть в действительности критическая теория познания, логика нем. идеализма (особенно логика Гегеля) – спекулятивная метафизика. Шопенгауэр, Ницше, Бергсон и сторонники философии жизни отбросили традиционную логику. В настоящее время логика распалась на множество направлений: 1) метафизическая логика (гегельянство); 2) психологическая логика (Т.Липпс, отчасти В.Вундт); 3) теоретико-познавательная, или трансцендентальная, логика (неокантианство); 4) семантическая логика (Аристотель, Кюльпе, современный номинализм); 5) предметная логика (Ремке, Мейнонг, Дриш); 6) неосхоластическая логика; 7) феноменологическая логика; 8) логика как методология (неокантианство) и логистика, которая находится в центре споров о логике.

ЛОГИСТИКА (математическая логика; англ, symbolic logic) – современная форма логики. Она отличается от старой, традиционной логики прежде всего своей формализированностью (т.е. принимает во внимание не содержательное значение отдельных высказываний, а лишь их синтаксические категории и их структурные связи) и тем, что ее осн. методом является логическое исчисление (это значит, что выражения можно преобразовывать согласно строгим правилам чисто формально, с ними можно производить логические выкладки). Не из необходимости, но большей частью исходя из практических соображений она широко использует символику (т.е. отдельные выражения обозначает совершенно определенными знаками) и аксиоматику (т.е. все существующие знаки определяются через несколько осн., и все законы выводятся по определенным правилам выводов из нескольких осн. правил, аксиом). Логистика в широком смысле – это учение о логическом исчислении, его предпосылках и применениях, в узком смысле – только учение о логическом исчислении. Логическое исчисление есть сумма логически интерпретированных исчислений. Исчисление – это система знаков и правил оперирования с ними. Пример такого исчисления дает шахматная игра: поля и фигуры представляют систему символов, правила ходов есть операционные правила. Формальные предпосылки логического исчисления разрабатывает металогика, учение о философских основах логического исчисления; сюда относится синтаксис (учение об отношениях знаков между собой; см. также Семиотика), семантика и прагматика (учение об отношениях между знаками и теми, кто их использует). В логистике можно выделить следующие части:

1. Исчисление высказываний. Оно исследует связи между высказываниями как нерасчлененными целыми (см. Высказывания) с помощью функторов, которые приблизительно cоответствуют словам «не», «или», «если... то...», «и» и т. д. Эти функторы называются функциями истинности, потому что значение истинности высказывания (Фреге: «Значение истинности высказывания – это истина или ложь»), которое они образуют, зависит в конечном счете от значения истинности, а не от смысла высказываний, которые служат аргументами этих функторов. Функтор «если... то...» называется импликатором, а его применение образует импликацию (pq, «p включает q"). Др. функции истинности – это: негатор (p, «не-р»), дизъюнктор (pvq, "р или q») (союз «или» понимается здесь в неразделительном смысле), конъюнктор (р • q, "p...[kon]q», приблизительно соответствует «и» в разговорном языке), эквивалентор (р  q, «p равно q»; см. также Эквивалент).

2. Исчисление предикатов. Оно анализирует те высказывания, которые исчисление высказываний рассматривает как целое. Предикат – это имя или внешний знак для обозначения свойств. Подчинение свойства «индивидууму», т.е. определенному отдельному предмету, выражается посредством предикатора, объем этого подчинения – посредством квантификатора; в исчисление входят не сами свойства, а лишь предикаторы или квантификаторы. Свойство, которое обозначается предикатором с одним только аргументом, называется качеством; при нескольких аргументах его называют отношением.

3. Исчисление классов (см. также Класс), причем, напр., класс курильщиков трубок воспринимается как «абстракция» формы выражения «x курит трубку»'; если «f» означает «курить трубки», то x(fx) означает те самые х, для которых верно fx (x курит трубку). Функтор «» поэтому называется абстрактором (компрегенсором); как аргумент, он обладает формой высказываний и образует поэтому класс.

4. Исчисление отношений анализирует высказывания об отношениях («брат кого-то», «больше, чем», «подобно» и т. д.). Если ^ R обозначает «составитель» и а – «Библия», тогда R'а есть класс составителей Библии; если а – «Гомер», то R'а обозначает класс произв. Гомера.

5. Особые исчисления. Сюда относятся: исчисления модальностей, многозначная логика (см. также Формализм), комбинаторная логика, силлогистика. Кроме приведенных в разделе «Исчисление высказываний» пяти символов, используется примерно еще шестьдесят (кроме больших и малых рим. и греч. букв). Первые попытки в направлении логистики были сделаны Г.В.Лейбницем. Его идеи были подхвачены Г.Плокке, И.Г.Ламбертом; вследствие начавшегося вскоре победного шествия трансцендентальной логики Канта их учения почти не привлекли внимания. Позже, независимо от этих учений, основателем «алгебры логики» явился Дж. Буль, опубликовавший в 1874 «The mathematical analysis of logic, being an assay towards a calculus of deductive reasoning». Дальнейшее развитие она получила в работах Августа де Моргана (1806-1878), Стенли Джевонса, Джона Венна (1834 – 1923), Ч.С.Пирса и др., достигнув вершины в трудах математика Эрнста Шредера (1841-1902; «Der Operationskreis des Logikkalkьls», 1877; «Ьber das Zeichen», 1890; «AbriЯ der Algebra und Logik», 1909). Подлинным основателем современной логистики является Готтлоб Фреге, который, однако, не получил почти никакого признания в Германии. Его мысли были восприняты итал. математиком Джузеппе Пеано (1858-1932; «Formulaire mathematique», 5 vol., 1895-1908), который ввел в употребление простую символику, получившую в настоящее время самое широкое распространение. Пользуясь ее языком, А. Н. Уайтхед и Б. Рассел написали основополагающую в области логистики работу «Principia Mathematica» (1910-1913). Кроме этого, имеется ряд др. направлений в развитии логистики, важнейшие из которых: исчисление модальностей, развитое К. И. Льюисом, многозначная логика Яна Лукасевича и Э. Л. Поста, комбинаторная логика Керри. Развитие аксиоматики и методологии исследования было значительно ускорено благодаря работам Давида Гильберта. Ведущие школы в логистике возникли позже, в период между двумя мировыми войнами, прежде всего в Германии, Польше и США; это привело к быстрому развитию логики, которое продолжается и в настоящее время.

ЛОГИЦИЗМ – молчаливое или высказанное предпочтение логического способа рассмотрения перед психологическим; понимание математики как логической дисциплины; логицистический – зависящий от логики.

ЛОГИЧЕСКАЯ УЛОВКА – логическое умозаключение, вынуждающее человека путем всевозможных запутываний и затуманиваний согласиться с утверждением. См. также "Лжец", Умозаключение ошибочное.

ЛОГИЧЕСКИЙ. – соответствующий закону мышления, формально правильный, относящийся к логике.

ЛОГИЧЕСКОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ – см. Логистика.

ЛОГИЧНОСТЬ – характер, особенность логического. Противоположность – фактичность (см. Факт).

ЛОГОС (от греч. logos) – первоначально – слово, речь, язык; позже, в переносном смысле – мысль, понятие, разум, смысл, мировой закон; у Гераклита и стоиков – мировой разум, идентичный с безличной, возвышающейся даже над богами закономерностью Вселенной, с судьбой (греч. heimarmene). Иногда, уже у стоиков, логос понимается как личность, как Бог. У Филона, неоплатоников и гностиков греч. идея логоса сливается с представлением о Боге в Ветхом завете; отныне логос является как вечно свойственная Богу сила разума, слово и вечная мысль Бога, которая в качестве логоса создала мир и которая пронизывает его и связывает; он является как перворожденный сын Бога, как др. Бог, посредник между Богом и человеком (мистика логоса). В христианстве (уже у Иоанна, но по-настоящему отчетливо только у отцов церкви) логос становится обретшим плоть словом Бога, «сыном» Бога, который пришел на землю как исторический Христос. Свое окончательное место в христианстве этот логос занял только в результате установления его в качестве второго лица в догмате о триединстве (троица).

ЛОГОТЕРАПИЯ (от греч. logotherapie) – выражение, введенное Виктором Э. Франклем, долженствующее обозначать психиатрию, которая (при резком отрицании психоаналитических и индивидуальнопсихологических методов) стремится к осознанию не инстинктивного, а духовного: «Здесь не Оно осознается моим Я, а скорее Я приводит к осознанию самого себя, приходит к себе». См. Глубинная психология.

ЛОЖНАЯ ПРОБЛЕМА – см. Позитивизм.

ЛОЖНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – в философии и логике аргументация, основывающаяся на ложных умозаключениях или на посылках, которые еще должны быть доказаны.

ЛОЖЬ – заявление, рассчитанное на обман, когда говорящий умалчивает или искажает то, что он знает о рассматриваемом положении вещей, либо когда он знает нечто другое, чем то, что он говорит. С точки зрения этики ложь подлежит осуждению, если обман вызван стремлением нанести вред др. человеку или добиться для себя преимущества перед другим. Как бы это ни выглядело, позитивно ложь может быть оценена только из вежливости или из жалости. Много лжи возникает при вопросах: спрашиваемый воспринимает вопрос как принуждение к ответу (соответствующему истине), которого он стремится избежать с помощью лжи (народная пословица: «Не спрашивай меня, тогда мне не нужно будет тебе лгать»), – вот почему уважаемому лицу не нужно задавать никаких вопросов; чаще всего полное молчание недейственно, т. к. оно оставляет слишком много простора для догадок и не предотвращает несчастья (напр., при допросе военнопленного или при вопросах, которые намекают на коммерческую тайну). В подобных ситуациях необходимо в зависимости от случая или по чистой совести различать, что служит высшей этической ценности – правдивость или ложь.

ЛОЙОЛА (Loyola) Игнатий, настоящее имя Иниго Лопе де Рекальдо (род. 31 мая или 1 июня 1491, замок Лойола, близ Аспейтиа, провинция Гипускоа – ум. 31 июля 1556, Рим) – исп. философ и теолог; основатель братства Иисуса (ордена иезуитов, утвержденного папой в 1540); приобрел большое, еще и в настоящее время существующее влияние на благочестивых католич. христиан благодаря введенным им «духовным упражнениям» (молитва, созерцание, чтение, самоиспытание, совершаемое в течение многих дней при совершенном молчании под руководством священника ордена). Осн. произв. – «Lebenserinnerungen» («Воспоминания о жизни»).

ЛОКАЛИЗАЦИЯ (от лат. localis местный) – определение места; в психологии – связанность психических явлений с определенными мозговыми центрами.

ЛОКАЯТА (санскр. – направленный только на этот мир) – древнеинд. система материализма, объясняющая мир взаимодействием четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха; благодаря смешению этих элементов возникает также и духовное. Последователи этого учения, называвшиеся также чарваками, отрицали нравственный мировой порядок и проповедовали чувственное наслаждение как цель жизни.

ЛОКК (Locke) Джон (род. 29 авг. 1632, Рингтон, близ Бристоля – ум. 28 окт. 1704, Отс, Эссекс) – англ, философ, психолог, педагог. Главный представитель эмпиризма, теорию познания строил на основе психологической теории сознания (чем проложил путь психологии в современном смысле, т.е. психологии как анализу эмпирического сознания), создав тем самым систему педагогики, предметом которой была отдельная личность. Исследовал происхождение, достоверность и объем человеческого знания, а также основы и степень веры, мнения и соглашения с точки зрения психологии и теории познания; тем самым он хотел побудить человека не заниматься в безмятежном спокойствии, ввиду ограниченности познания, вещами, которые выше его способности понимания. Локк отрицал врожденность идей, какими бы они ни были, теоретическими или этическими. Напротив, сознание, по Локку, сначала чисто, как белая бумага, tabula rasa, и только с помощью опыта оно приобретает содержание, которое Локк назвал «идеями». Опыт не является ни (внешним) восприятием (ощущением), ни (внутренним) самонаблюдением (рефлексией). Опыт различен у всех индивидов и народов, а потому так же безусловно само различие высших принципов. Согласованность между ними существует в крайнем случае от природы или по привычке. Для Канта, напр., большую роль сыграло учение Локка о «первичных» и «вторичных» качествах. Телам свойственны и в любом состоянии неотделимы от них величина, форма, число, положение, движение или покой. Это «первичные» качества тел, которые мы воспринимаем такими, каковы они есть в действительности. Напротив, цвета, запахи, вкусовые свойства и т. д. суть «вторичные» качества, которые возникают в нас как чисто субъективные представления посредством воздействия невидимых частиц на наши чувства. Сложное содержание может быть образовано только в соответствии с опытом; свободное комбинирование, по Локку, ведет к фантастике. Высший принцип Локка гласит: nihil est in intellectu, quod non ante fuerit in sensu (лат.: нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях, в чувствах); однако при этом он признавал наличие известной «разборчивости разума» (dispositions of the mind). В своем учении о государстве Локк ограничивает его деятельность самым необходимым и требует конституционного правительства на основе суверенитета народа, которое гарантировало бы свободу и равное право для всех, а также разделение власти. В этике Локк обозначает как благо то, что побуждает или усиливает радость, а противоположное – как беду. Высший закон – всеобщее благо. Как философ религии, Локк учил: то, что Бог являлся, пожалуй, абсолютно истинно, а возможно божественное откровение или нет – может судить только разум, но не церковная догма; Локк близко стоит к

glava-vii-skazochnik-dugin-moya-politicheskaya-biografiya.html
glava-vii-srazheniya-u-lucka-i-chernovic-prof-e-messner-luckij-proriv-vseslavyanskoe-izdatelstvo.html
glava-vii-stolica-osmanskih-sultanov-nemnogo-na-nashej-planete-gorodov-istoriya-kotorih-naschitivaet-bolee-25-vekov.html
glava-vii-tehnogennie-porazheniya-i-ekologicheskaya-bezopasnost-l-n-blinov-glavnij-redaktor-izdatelstva.html
glava-vii-u-ognennoj-reki-v-ya-propp-istoricheskie-korni-volshebnoj-skazki.html
glava-vii-ugolovnoe-nakazanie-kommentarij-k-ugolovnomu-kodeksu-respubliki-moldova.html
  • holiday.bystrickaya.ru/norvegiya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhurnalistika-postupivshie-v-biblioteku-pvgus-v-2010-g.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-fond-ias-barometr-smivigruzka-informacii-po-usloviyam-molodezh-fizicheskaya-kultura-i-sport-data-publikacii-s-03-03-2009-po-23-03-2009-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11--funkcii-gosudarstvennogo-upravleniya-v-sfere-ohrani-okruzhayushej-sredi-i-prirodopolzovaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/14-k-luchshemu-ili-k-hudshemu-bridget-jones-the-edge-of-reason-77-bridzhit-dzhons-grani-razumnogo-kniga-2-77.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-istoriya-perepisej-naseleniya-v-rossii-i-ih-znachenie-dlya-socialno-ekonomicheskoj-i-demograficheskoj-politiki.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4biografiya-kandidata-metodicheskoe-posobie-izdanie-vtoroe-novosibirsk-2000-soderzhanie.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-podgotovke-grazhdanskih-del-k-sudebnomu-razbiratelstvu-kafedra-grazhdanskogo-processa.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pourochnij-plan-11-klass-kompleksnaya-uchebnaya-programma-po-osnovam-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-dlya-5-11-h-klassov.html
  • turn.bystrickaya.ru/po-obvineniyu-lebedeva-platona-leonidovicha-v-sovershenii-stranica-15.html
  • education.bystrickaya.ru/30112006-sberbank-predlozhil-minfinu-svoi-obligacii-obzor-naibolee-vazhnih-sobitij-reshenij-i-ocenok.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-240502-tehnologiya-pererabotki-plasticheskih-mass-i-elastomerov-stranica-11.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogo-po-socialnoj-podderzhke-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo-obrazovaniya-kamizyakskij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sovremennaya-filosofiya-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/imenem-serdyukova-aerodrom-kubinka-prodan-sulejmanu-kerimovu.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sociologiya-byulleten-novih-postuplenij-vip-64-yanvar-fevral-2010-g.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-menedzhment-dlya-specialnosti-2514-kod-i-naimenovanie-specialnosti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prajs-list.html
  • spur.bystrickaya.ru/konferenciya-sostoitsya-24-25-maya-2011-g-v-g-harkove-na-baze-harkovskogo-nacionalnogo-universiteta-radioelektroniki-organizatori-konferencii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/delo-ivana-mihajlovicha-viskovatogo-ponyatie-o-nauke-istoriya-russkoj-cerkvi-eyo-predmet-i-zadacha-istochniki-istoriografiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/b-n-bessonov-akademiya-gosudarstvennoj-sluzhbi-pri-prezidente-rossijskoj-federacii-stranica-12.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-mozhno-priblizitsya-k-skazannomu-absolyutu-tehnikoj-nelzya-naukoj-zemnoj-nelzya-iskusstvom-izobrazitelnim-nelzya-mozhno-lish-rasshireniem-soznaniya-kogda-stranica-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/schyotnie-mnozhestva.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-uchastie-rabotnikov-v-upravlenii-organizaciej-yu-p-orlovskogo-kollektiv.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-programma-obnovlenie-gumanitarnogo-obrazovaniya-v-rossii.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-12-sentyabrya-2011-g-2495-oprovedenii-oblastnogo-festivalya-detskogo-hudozhestvennogo-tvorchestva-belgorodskie-zhemchuzhinki-2012-posvyashyonnogo-1150-letiyu-zarozhdeniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-dlya-postupayushih-v-profilnuyu-i-nauchno-pedagogicheskuyu-magistraturu-po-specialnosti-6m050900.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-ot-lekarstva-k-narkotiku-predislovie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proektirovanie-elektricheskoj-chasti-tec-180-mvt.html
  • student.bystrickaya.ru/-alhimik-veroyatno-monah-benediktinec-pod-ego-imenem-okolo-1600-vishel-celij-ryad-alhimicheskih.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompleksnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-pashkovskoj-selskoj-territorii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-s-leskov-mnogoe-mnoyu-napisannoe-mne-dejstvitelno-nepriyatno-no-lzhi-tam-net-nigde-ya-vsegda-i-vezde-bil-pryam-i-iskrenen.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/46-pustoj-operator-1-1-chto-takoe-programmirovanie-6.html
  • university.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-2009-soderzhanie-klyuchevie-pokazateli-deyatelnosti-v-2009-godu-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stilisticheski-nejtralnuyu-leksiku-leksikologiya-sovremennogo-russkogo-yazika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.