.RU

Эзоп и Ксанф - С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком


^ Эзоп и Ксанф
Ролевая игра для детей 5 – 6 класса.


Знакомим детей с фабулой легенды заранее для того, чтобы они могли подготовить аргументы одной из точек зрения, делим детей на три команды: «Эзоп»(задача этой команды – объяснить действия Эзопа, иначе он будет наказан «плетьми» ), «Ксанф»(обязанности этой команды – найти слабые места в аргументах Эзопа и отстоять свое звание философа), «Зрители» (голосуют за «Эзопа» или «Ксанфа», обосновывая свое решение).В конце можно прочитать пропущенные строки и выбрать лучшего игрока.

Третьябеседа


^ ЖИВОТРЕПЕЩУЩЕЕ СЛОВО

Материалы к беседе.


«Не мед, а ко всему льнет», - утверждает народная поговорка, отмечая главное свойство языка откликаться на все жизненные явления.

«Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят их в систему, а писатели только творят н а нем сообразно с сими законами», - утверждал В. Г. Белинский.

Слово рождается, изменяется, исчезает, и никто не может приказать ему жить или умереть! А потом воскреснуть!

Император Павел Первый приговорил к смерти слово «гражданин», повелев заменить его словом «подданный», Николаю Первому не понравилось слово «прогресс». А слова эти живут несмотря на «высочайшее повеление»!

Только жизнь может способствовать рождению слова, изменению смысла или «уходу на заслуженный отдых».

Характерна история слова «спутник». Первоначальное значение – «тот, кто сопровождает тебя в дороге», но вот наступает эра освоения космоса, человек отправляет на околоземную орбиту пронзительно пищащий шарик, и у слова «спутник» появляется новое значение – «аппарат, совершающий полет на орбите космического тела». Это слово одинаково звучит на всех языках мира.

Самолетом в петровскую эпоху называли самоходные паромы, движущиеся силой речной струи, но вот пришла эпоха авиации, и мы называем летающую машину самолетом.

Иногда слова приобретают прямо противоположное значение.
Если поляку вы скажете: «Яка дэликатна вонь!», он посчитает это комплиментом, т.к. переведет: «Какое нежное благоухание». Когда-то в общеславянском языке слово «вонь» означало просто запах, отсюда в русском благовоние и зловоние, а затем в разных языках стало означать либо дурной, либо приятный запах. Такова же судьба слова «смрад», от которого образовалось слово «смородина»(ягода с сильным запахом).
Первоначально слово «гостинец» означало – «торговая дорога». Это значение осталось в польском языке, а в русском стало означать «товар, подарок».

И таких превращений тьма! Надо только открыть этимологический словарь, и тогда вас ждут увлекательнейшие открытия.

Я предлагаю вам ответить с помощью этимологического словаря на следующие вопросы, а для этого вам придется отправиться на лингвистические раскопки.
«Брейн – ринг»

Интеллектуальная игра для учеников 7 –9 классов

Ребята садятся за игровые столы командами по пять человек. Одновременно играть может несколько команд. Это зависит от места проведения игры. В игре могут участвовать консультанты, которым
раздают этимологические словари.

Командам по очереди задается вопрос, дается время на обсуждение ответа(1 минута).

^ Команда может сэкономить минуту, если решается отвечать без подготовки. Сэкономленную минуту можно использовать при обсуждении другого вопроса.

Команда может попросить помощь зала или консультанта, которыми может воспользоваться только по одному разу.

^ За самостоятельный ответ команда получает 500 баллов.

Если она воспользовалась помощью зала – 300 баллов, если в «бой» вступает консультант - только 200 баллов.

^ Побеждает команда, получившая наибольшее количество баллов.

Если команда не ответила на вопрос или ответила неверно, право ответа переходит к следующей команде.

Вопросы для игры «Брейн - ринг»

  1. ^ Почему двенадцатый месяц года называется декабрь, т.е. «десятый» (от лат. «decem» - десять)?
(В Древнем Риме год начинался 1 марта).

  1. Почему самое веселое для школьников время называется каникулы ? (Звезда Сириус из созвездия Пса появлялась в самые жаркие дни лета, когда объявлялся перерыв в занятиях. Canis – лат. «собака»)

  2. Что общего между капитаном и капустой? (общий латинский корень caput – «голова»).

  3. Какой день семидневки назывался на Руси неделей (в болгарском языке это название сохранилось до сих пор)? (Воскресенье)

  4. Что общего у пчелы и быка? ( слово «пчела» – «бьчела» произошло от «бучати» – реветь, гудеть).

  5. Докажите, что слова: редиска,радикал, радикальный, радикулит –родственники. (Все они произошли от латинского «radix» – «корень»).

  6. Почему в старину ябедник был уважаемым человеком? (Слово произошло от скандинавского «служба», ябедник – служащий. Чиновник, распространявший клевету - доносчик.)

  7. Почему за яд, подаваемый к столу, в древности не только не казнили, но и благодарили? (Ядом называли то, что «ядят», т.е. пищу. Отсюда произошло слово «яства»).
  8. ^ Переведите на современный русский язык:



Но между тем какой позор Являет Киев осажденный? А.С.Пушкин Величествен и грустен был позор
Пустынных вод, лесов, долин и гор.

Е.АБоратынский
^ (позор – зрелище)

10. Переведите на современный русский язык:
Вперед! мечом и грудью смелой Свой путь на полночь пробивай.

…юный град,

полнощных стран краса и диво…

(полночь – север, полночных – северных).

11.Переведите на современный русский язык:
^ Цветок засохший, безуханный
Забытый в книге вижу я.

А.С.Пушкин

(«без запаха»,от ухати – нюхать).

12. Переведите на современный русский язык:

У лукоморья дуб зеленый…

А.С.Пушкин

(Лукоморье – извилистый берег моря; ср. лук – изогнутый, лука- дуга, лукавый - хитрый, коварный, непрямой).

13.Переведите на современный русский язык:

«Князь Литовскiи Витовтъ Кестутьевичь взя Смоленскъ прелестью и свои наместники посади» («Псковская летопись»)

(прелесть – в древнерусском языке «обман, хитрость, коварство»).

14.Переведите на современный русский язык:

«…простынею и послушанием украшена» (памятник Х1 века)

(простыня – простота, скромность).

15.Почему польские девушки не обижаются, если им говорят: «Uroda»?

А польские учителя запрещают zapominac (запоминач) правила орфографии?

(«Uroda» - «красота», zapominac – «забывать»).

16.Причем здесь пароход?

Дым столбом стоит, дымится пароход.

И быстрее, шибче воли

Поезд мчится в чистом поле.

Н.В.Кукольник

( первоначально пароход – современный паровоз)

17. Подходящее ли оружие подобрал для царицы А.С. Пушкин?

…Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

(Рогаткой в старину называли железный ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, т.е. царица угрожала тюрьмой).


Четвертая беседа
^ ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ

Материалы к беседе


Если бы море было чернилами, то

скорее бы иссякло море, чем слова.

( восточный афоризм)

Можно ли сосчитать все слова?

В словаре ^ Пушкина - более 21 тысячи слов,

Шекспира и Байрона – 15 тысяч,

Навои – 26 тысяч.

М. Ауэзов только в романе «Путь Абая» использовал

около ^ 17 тысяч слов.

Картотека казахского языка Академии Наук Республики

Казахстан насчитывает 2 миллиона 550 тысяч слов.

Готовится к изданию ^ 15-томный словарь казахского

языка.

Но все равно, назвать точный словарный запас языка невозможно, потому что количество слов все время изменяется: новые слова появляются, устаревшие выходят из активного употребления, появляются новые значения слов, заимствования, «кальки»; из бабушкиного сундука достаются старые слова и т.д. Источником пополнения словарного запаса может быть профессиональная и диалектная лексика.

В двадцатые годы у слова «пионер» ( первопроходец) появилось новое значение – «член детской организации». Такая же метаморфоза произошла с древним словом «дружина».

Дважды «доставали из сундука» слово «лицей». Древнегреческое слово получило второе рождение в начале XIX века и прославилось, потому что Царскосельский лицей дал России великого Пушкина и целую плеяду лучших людей России. После октября 1917 года его «отправили на склад», чтобы в 90-е достать его снова. Теперь лицеем называют учебное заведение, дающее элитное среднее образование.

Остановите любого представителя поколения «пепси» и спросите, что означают слова: ^ ДОСААФ, ГТО, рабфак, большевик, ревком, сельсовет, трудодень, колхоз, комсомол, буденовка. Вряд ли они ответят. А ведь лет десять назад эти слова были понятны всем. Каждое слово, как музейный экспонат, красноречиво рассказывает о прошлом.

Как бы мы узнали о минувших событиях, если бы не сохранились названия того, что уже кануло в Лету? Никогда не умирает то, что закреплено в слове.

В слове закрепляются не только реалии прошлого, но и верования, мифы, представления о мире. Прекрасным доказательством могут служить слова-табу, которые нельзя было произносить по какой-то причине, и надо было называть по-другому.

Вместо слова «птица» говорили: «пернатые» (отсюда: перо, парить, папоротник, т.е. те, которые парят).

Рыба (в точном переводе с немецкого языка) - «личинка, головастик» - пример табу, запрета, чтобы не спугнуть рыбу. Отсюда и название рыболовной снасти «невод», которым водили по реке, для удачной ловли оснащенной отрицательной частицей не, чтобы рыбы не всполошились.

В казахском языке женщине нельзя было называть мужа и его родственников по имени. Молодая женщина «изобретала » ласковые прозвища, точно отражавшие характерные приметы человека.

Под запретом было имя медведя, хозяина леса – arctos(отсюда, кстати, и название континента - Арктика). Вот и появились заменители: Михайла Иванович (или Потапович), Мишка, хозяин, медведь.

Нельзя было упоминать предков – вот и появилось табуированное описание покойного: «…костяная нога, нос в потолок врос (в крышку гроба)».

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи», - писал Н.В. Гоголь.

Н.М.Карамзин отмечал: « Богатство языка есть богатство мыслей».

Одним из доказательств богатства языка является большое количество

glava-17-osnovi-marketinga-v-agropromishlennom-komplekse-uchebnika-dlya-studentov-visshih-uchebnih.html
glava-17-otkazi-rinka-v-m-galperin-s-m-ignatev-v-i-morgunov-mikroekonomika.html
glava-17-petrovskij-a-v-obshaya-psihologiya-m-1976.html
glava-17-politicheskaya-sistema-perevod-s-anglijskogo.html
glava-17-pravo-v-sisteme-socialnogo-regulirovaniya-uchebnik-dlya-yuridicheskih-vuzov-i-fakultetov.html
glava-17-priostanovlenie-proizvodstva-po-delu-kodeksu-rossijskoj-federacii-material-podgotovlen-s-ispolzovaniem.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskij-kompleks-po-discipline-politika-dohodov-i-zarabotnoj-plati-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-080109-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-povisheniya-kvalifikacii-i-perepodgotovki-kadrov-obrazovaniya-v-2012-godu-fakultet-povisheniya-kvalifikacii-i-perepodgotovki-kadrov.html
  • education.bystrickaya.ru/2faksi-akademikam-i-prezidentu-e-a-karlik-teoriya-obmennih-processov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uvazhaemie-gospoda-instrukciya-uchastnikam-otkritogo-aukciona-obshie-svedeniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nozemne-nvestuvannya-agrarnogo-sektoru-ekonomki-ukrani.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-ii-osnovnie-napravleniya-mirotvorcheskoj-deyatelnosti-rpc-na-blizhnem-vostoke.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovremennaya-organizaciya-arhivnogo-dela-programma-professionalnoj-perepodgotovki-rukovoditelej-i-specialistov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/opisanie-kvartalnih-mechetej-o-blagochestivie-i-otshelniki-kniga-puteshestviya-evlii-chelebi.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-armoniyu-o-tom-chto-znachit-zvanie-hristianin-asketicheskie-sochineniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-finansovaya-matematika-naimenovanie-uchebnoj-disciplini-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-bazovij-bazovij-povishennij-specialnost-080110-bankovskoe-delo.html
  • books.bystrickaya.ru/dolgoprudnij-moskovskaya-oblast-rossiya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/analiz-mezhdunarodnoj-deyatelnosti-firmi-chast-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ichukalin-minekonomrazvitiya-rf-sozdaet-usloviya-dlya-razvitiya-tretego-sektora.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vliyanie-nasledstvennih-faktorov-na-fizicheskoe-i-psihicheskoe-razvitie-rebenka-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zdorove-sovremennogo-cheloveka-chasto-podvergaetsya-vneshnim-i-vnutrennim-ugrozam-spravlyatsya-s-nimi-nam-pomogaet-odin-iz-samih-vazhnih-elementov-dlya-cheloveka.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-bumagodelatelnogo-mashinostroeniya-kod-emitenta.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yakovlev-afanasij-iz-chuvashej-12marta1877g-delo-172-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-speckurs-dlya-negumanitarnih-specialnostej-vuzov-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-n-matyushin-uchenij-arheolog-otkrivshij-i-issledovavshij-neskolko-naibolee-rannih-stoyanok-cheloveka-na-territorii-rossii-stranica-18.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vopros-51-tureckaya-i-iranskaya-model-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-obshnost-i-razlichiya-ekonomicheskie-otnosheniya-turcii-i-irana-s-rossiej.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-3-tehnicheskaya-chast-perechen-zakupaemoj-produkcii-i-trebovanij-k-nej.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-dopolnennoe-izdanie-stranica-9.html
  • pisat.bystrickaya.ru/ti-vi-libo-v-tretem-on-1906-1sh-posvyashaetsya.html
  • composition.bystrickaya.ru/p5-resheniya-zadanij-kratkoe-soderzhanie-s-rekomendaciyami-7-chast-i-neobhodimie-svedeniya-o-kompyutere-iprogramme-9.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-specialnosti-sistema-mashin-v-lesnom-hozyajstve-i-lesnoj-promishlennosti-chast-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabota-s-sustavom-charodej.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-iyul-1996-rukovodstvo-po-metodike-samosovershen-c-tvovaniyu-kotoraya-poluchila-nazvanie-perekodirovanie-dnk-na-12-nitej.html
  • reading.bystrickaya.ru/krilya-sikorskogo-voennaya-literatura-stranica-19.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-konferenciya-metallurgiya-inteheko-2008-25-26-marta-2008-g-g-moskva-gk-izmajlovo.html
  • crib.bystrickaya.ru/gribnoj-les-ocharovanie-etidorpa.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-aktualnie-voprosi-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-bahutov-mediko-topografiya-i-sanitarnoe-sostoyanie-gubernskogo-goroda-stavropolya-stranica-9.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sredstva-massovoj-informacii-i-vibori-voprosi-i-otveti-stranica-6.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-vospriyatii-urovnya-korrupcii-v-administracii-municipalnogo-obrazovaniya-primorsko-ahtarskij-rajon.html
  • lecture.bystrickaya.ru/53dostoinstva-i-nedostatki-ispolzovaniya-testov-informatike.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.