.RU

Everyday life in the viking age - страница 7




Рис. 46. Флот викингов: носы кораблей на норвежском наскальном

рисунке

не годились. Здесь ключевым принципом навигации было плавание по широтам, как видно из только что процитированных инструкций для моряков: те, кто плы­вут в Гренландию, должны были отправляться не из какого-то места на берегу Норвегии, но из точки, рас­положенной примерно в 30 милях к северу от Бергена, которая лежит на той же широте, что и одна из облас­тей на западном побережье Гренландии примерно в 80 милях к северу от ее южной оконечности. Если ко­рабль постоянно держался на одной и той же широте, он, безусловно, должен был достичь пункта своего на­значения.

Викинги ясно понимали связь между максимальной высотой солнца в полдень и широтой места, откуда про­изводится наблюдение, они могли ее точно вычислять и даже делать скидку на время года. Есть исландские таб­лицы, где приведена высота солнца в полдень для каж­дой недели в году, рассчитанная для севера Исландии. Они приписываются человеку по прозвищу Стар-Одди, который жил в конце X века. Эти замечательно точные подсчеты выражены в единицах под названием «полуко­леса», то есть половины видимого диаметра солнца. Человек, который держал на расстоянии руки палку, размеченную в таких или других удобных единицах, мог зафиксировать высоту солнца в любом месте, где бы он ни находился, и таким образом определить широту, сравнивая эту высоту с другими известными местами. При необходимости можно было использовать и другие,

^ КОРАБЛИ И ПЛАВАНИЯ

более грубые методы — например, измерить длину тени, отброшенной в полдень. Можно было пользоваться и звездами, как поступил один исландец, совершивший паломничество в Палестину примерно в 1150 году: он сообщил, что река Иордан находится на такой широте, что, когда он, лежа на ее берегу на спине, поднял коле­но, положил на колено кулак и поднял большой палец, Полярная звезда была как раз напротив кончика его пальца, и никак не выше. На самом деле произвести такие вычисления по Полярной звезде легче, чем по солнцу, однако в северных широтах летом ночное небо слишком яркое и звезд порой не видно.

Следовательно, можно думать, что, когда викинг ви­дел незнакомую страну, он мог вычислить ее широту. Те, кто шел за ним, не должны были опираться на ту­манные указания типа «где-то на западе» и плыть куда-то в неведомую голубую даль со слабой надеждой ког­да-нибудь наткнуться на эту землю: они точно знали, насколько севернее или южнее она находится. С помо­щью ежедневных проверок путешественники удостове­рялись, что высота солнца в полдень остается той же самой. Если они попадали в бурю или туман, то, пока не покажется солнце, оставались беспомощными, одна­ко, как только им удавалось продолжить свои наблюде­ния, они понимали, что если солнце теперь стоит слиш­ком высоко в небе, то их отнесло слишком далеко на юг, если слишком низко — то на север. Путешественники не могли узнать, насколько далеко к западу или к вос­току находятся, однако это не имело такого большого значения; если уж они оказались на нужной широте и затем поворачивали на запад, то рано или поздно, бе­зусловно, должны были достичь пункта назначения.

Для того чтобы идти по курсу, викинги должны были иметь пеленгаторный компас, который помогал им най­ти страны света по солнцу или Полярной звезде, если она была видна. В древненорвежском языке есть назва­ния для восьми направлений: северо-восток и юго-вос­

ЖАКЛИН СИМПСОН. викинги



ток называются буквально «к зем­ле на север» и «к земле на юг», а северо-запад и юго-запад — «нару­жу на север» и «наружу на юг»; «наружу» означает «в море». Такие обозначения должны были по­явиться у моряков на пути, где на востоке находились большие про­сторы земли, а на западе — откры­тое море, как это и было у берегов Норвегии. В языке не было специ­альных терминов для таких мелких подразделений, как северо-северо-восток, — видимо, на старых ком-

Рис. 47. Реконструкция пеленгаторного компаса

пасах обозначали только восемь направлений.

Однако в 1948 году в Гренландии в руинах, относя­щихся примерно к 1200 году, был обнаружен деревян­ный диск с нарезками. Если бы диск был полным, то нарезок было бы 32, что соответствует 32-частному де­лению компаса, которое, как известно, использовалось в позднем Средневековье, поэтому было высказано предположение, что викинги использовали более совер­шенную систему пеленгации, чем предполагалось до сих пор, и что этот предмет — пеленгаторный компас ви­кингов. В центре диска есть отверстие: в него можно было вставить ось, которая могла служить ручкой, и на такой оси могли быть, кроме того, укреплены стрелка солнечных часов и подвижная стрелка-указатель, кото­рая могла отмечать курс, что было полезно, хотя, конеч­но, не необходимо (рис. 47). Две насечки, находящиеся под прямым углом друг к другу, судя по всему, чем-то отличались от других; на них заметны царапины. Воз­можно, они обозначали две главных стороны света, на­пример север и запад.

Чтобы определить свое местоположение с помощью такого компаса (или даже более грубого, с 8 или 16 де­лениями), моряк должен был только поворачивать его,

^ КОРАБЛИ И ПЛАВАНИЯ

пока зарубка, обозначавшая север, не указала бы на точ­ку, где вертикальная линия, прочерченная от полуден­ного солнца, пересекала горизонт. Тогда он сразу пони­мал, где находятся другие стороны света, и мог менять свой курс, пока нос корабля не оказывался в одном на­правлении с точкой, указывавшей в нужную сторону. Ночью, если была видна Полярная звезда, он мог сори­ентировать по ней зарубку, указывавшую на север. Если по опыту знал, в каком именно месте в это время года поднимается солнце, то он мог и не ждать до полудня, а произвести наблюдения на рассвете, соотнеся нужную зарубку с восходящим солнцем; у него могли даже быть с собой таблицы для таких вычислений, поскольку Стар-Одди составил для этого таблицы по временам года, а также таблицы полуденной высоты солнца. Воз­можно, некоторые люди могли определять положение солнца в пасмурный день, рассматривая небо через ку­сочек исландского шпата, который обладает естествен­ной способностью поляризовать свет, — в некоторых сагах упоминается использование для этой цели «сол­нечного камня».

Благодаря мастерству своих моряков и искусству ко­раблестроителей викинги были повелителями морей, и их смелые указания мореплавателям продолжают уве­ренно звучать сквозь века: «От Хернара в Норвегии плы­ви прямо на запад, в Гренландию...»

Глава 5

КУПЦЫ

Воинская слава скандинавов нередко затмевает тот факт, что значительная часть их богатств была, безуслов­но, приобретена торговлей — торговлей, основными ста­тьями которой отчасти являлись природные ресурсы их собственных стран, но отчасти и товары, полученные в качестве дани от соседних племен, и захваченные силой рабы. Богатство, приобретенное двумя первыми спосо­бами, хорошо показано в истории одного норвежского вождя из Халогаланда, который посетил двор короля Альфреда в 870-х годах и чей рассказ о его родине и путешествиях был включен в англосаксонский перевод «Всемирной истории» Орозия. Англосаксонская форма имени этого человека — Охтхере, что соответствует скандинавскому «Оттар»; он немного занимался земле­делием, разводил северных оленей, охотился на китов и моржей, собирал дань с лапландцев и также, очевидно, был купцом. «Он был очень богат тем, в чем состоит для них богатство, то есть дикими животными. Кроме того, как он ответил королю, ему принадлежало шестьсот прирученных оленей, которых он не покупал. Этих оле­ней они называют «храна» [северные олени]; были еще шесть «стэлхрана» [«подсадных» оленей] — они очень ценятся у финнов, так как с их помощью они замани­вают диких оленей. Он был в числе первых людей этой страны: хотя у него было всего двадцать голов крупного скота и двадцать овец и двадцать свиней; а то немно­гое, что он пахал, он пахал на лошадях. Но доход его состоит в основном из податей, которые платят ему

КУПЦЫ

финны. Эта подать состоит из оленьих шкур, и из пти­чьих перьев, и из моржовой кости, и из канатов, сделан­ных из моржовой кожи, и из тюленей. Каждый платит согласно его происхождению. Самый знатный должен платить пятнадцатью шкурками куниц и пятью ездовы­ми оленями, и одной медвежьей шкурой, и десятью ме­рами пера, и шубой из медвежьей шкуры или шкуры выдры, и двумя канатами, каждый по шестьдесят лок­тей длиной, один, сделанный из моржовой кожи, дру­гой — из тюленьей»1.

Охтхере рассказал о двух своих путешествиях. Во вре­мя первого он отправился на север вдоль берега Норве­гии, дальше самых северных китобойных угодий, затем на восток вдоль берега, где жили только кочевые пле­мена, и так добрался до Белого моря. Это, как он ска­зал, было исследовательское путешествие, «чтобы уз­нать, как далеко земля простирается на северо-восток и живет ли кто-нибудь на север от этой пустыни», однако он отправился также «за моржами, потому что у них на зубах очень хорошая кость — несколько таких зубов они привезли королю — и их кожа очень хороша для кана­тов». Невольно возникает подозрение, что и его приезд в Англию был попыткой найти новый рынок для тех самых товаров, которые он так расхваливал: конечно, и на то и на другое был спрос. Моржовые и тюленьи ка­наты (их делали, срезая шкуру зверя непрерывной спи­ралью от загривка к хвосту) действительно были очень прочными, а моржовые клыки прекрасно заменяли сло­новую кость и служили как для изготовления церковной утвари, такой, как распятия и посохи, так и для мирс­ких вещей, таких, как ларцы и рукояти мечей.

Охтхере был явно не единственным, кто интересовал­ся этими арктическими областями, поскольку археоло­гические находки показывают, что норвежцы проявля­ли там большую активность, как до этой эпохи, так и

Перевод В. Матузовой.

ЖАКЛИН СИМПСОН. викинги

после нее. В сагах также рассказывается о выгодной тор­говле шкурами на дальнем севере и о гневе местных вождей в ответ на требования Харальда Прекрасноволо­сого, чтобы налог с лапландцев стал королевской моно­полией. Могло быть и так, что Англия стала постоян­ным рынком сбыта для товаров из Арктики: в «Саге об Эгиле» рассказывается, что Торольв, сын Квельдульва, тоже из Халогаланда, привез груз мехов и сушеной рыбы в Англию и обменял их там на мед, пшеницу, вино и ткани.

Второе описанное Охтхере путешествие он, безуслов­но, должен был совершить много раз: он отправился из Халогаланда и отплыл на юг по побережью Норвегии: «На юге той страны есть торговый город [port], который называется Sciringes Heat. Он сказал, что туда можно доплыть за месяц, если каждую ночь выходить на берег и разбивать там лагерь и если каждый день будет попут­ный ветер, и так можно все время плыть вдоль земли... На юге от Sciringes Heal в землю входит очень большое море [Скагеррак], его нельзя окинуть взглядом... И он сказал, что за пять дней он доплыл от Sciringes Heal до торгового города, который люди называют ж/ Нжрит, он находится между вендами и саксами, и англами, и принадлежит данам».

Названия мест, приведенные в англосаксонской фор­ме, соответствуют Скирингссалю и Хедебю; последний долго славился как первостепенный торговый центр у основания полуострова Ютландия, а первый был не­большой областью на западной стороне Осло-фьорда, где недавно в небольшой деревне под названием Кау-панг действительно был обнаружен рынок того време­ни. Раскопки в этих местах показали, насколько хоро­шо известной была та дорога, по которой плыл Охтхере.

Каупанг находится у входа в небольшую бухту, кото­рая образует прекрасную гавань, и защищен от морских набегов целым лабиринтом островков и мелких прото­ков в ее устье. Со стороны земли здесь нет никаких ук­

КУПЦЫ

реплений, возможно, потому, что высокие горы за посел­ком считались достаточной защитой. У подножия гор было разбросано несколько домиков. Между ними и бе­регом находился низкий по­катый луг, на котором заез­жие купцы могли раскинуть свои палатки. Из саг мы зна­ем, что ни норвежские куп­цы, которые плыли в Ислан­дию, ни местные крестьяне не нуждались в постоянных постройках в торговых цент­рах; все, что им было нужно, это стены из торфа: когда ко- Рис 48а ирландское ведро из рабль ПРИХОДИЛ, ИХ ЧИНИЛИ, Усеберга

покрывали тканью —- и полу­чалась палатка. Пока еще нельзя сказать, было ли так в Каупанге, поскольку район поселения все еще раскапы­вается и, возможно, будут обнаружены и другие дома.

В окрестностях поселка обнаружено много погребе­ний, содержимое которых указывает на контакты между Каупангом и странами к югу и западу от него: франкское стекло, керамика из Рейнской области и множество пред­метов с Британских островов. Не обязательно это добыча разбойников: рассказы об Охтхере и Торольве показыва­ют, что между норвежцами и англичанами могли суще­ствовать хорошие отношения — даже в Уэссексе, в то вре­мя как тот факт, что до конца X века большинство английских монет, обнаруженных в Норвегии, происхо­дили из монетных дворов Йорка и Честера, возможно, указывает на торговлю между Норвегией и поселениями викингов в Северной Англии. Что касается ирландских предметов в Норвегии, то уже было отмечено, что вещи, относящиеся к началу эпохи викингов, — это, как прави­



8687�9

ЖАКЛИН СИМПСОН. викинги

ло, разбитые раки для мощей или застежки для книг, гру­бо приспособленные в качестве украшений для людей или лошадей. Столь неучтивое обращение с ними красочно показывает нравы захватчиков. Наоборот, в конце IX— X веках Норвегия получала множество изящных кельтских предметов из тонкой оловянистой бронзы — котлы, не­большие ведра, весы и разновесы (рис. 48, 53) — в таком прекрасном состоянии, что они, видимо, аккуратно транспортировались купцами, чей доход зависел от без­опасной перевозки таких хрупких товаров.

Купцы, которые прибывали в Каупанг с дальнего се­вера, безусловно, встречались тут с богачами, готовыми приобрести предметы роскоши из Арктики; лишь за несколько миль отсюда находятся роскошные погребе­ния в кораблях в Усеберге и Гокстаде, и другие могилы с богатым инвентарем также показывают, насколько за­житочным был этот регион. Другие торговцы, как и сам Охтхере, могли предпочитать отвезти свои товары юж­нее, в Хедебю. Было высказано предположение, что та­кие люди собирались в Каупанге перед тем, как отплыть целым караваном, что в кишевших пиратами морях у восточных берегов Ютландии обеспечивало им взаим­ную защиту.

Из этого центра торговцы южной Норвегии могли отправиться и на континент со своими собственными товарами — изделиями из железа, птичьими перьями и пухом, а возможно, и сушеной рыбой (хотя мы точно не знаем, отправляли ли норвежские рыболовы свою про­дукцию на экспорт в столь ранний период). Разумеет­ся, экспортировались изделия из стеатита, который до­бывали в многочисленных в этих местах каменоломнях. Стеатит (мыльный камень) часто использовали для гру­зил, веретен, ламп, чашек, кухонных горшков и форм для отливания металла. Стеатит — очень выгодный ма­териал: его легко резать и в то же время он очень жаро­прочный. Чтобы его добыть, даже не надо было копать ямы или штреки: порода выходила на поверхность и об­

КУПЦЫ

разовывала вертикальную стенку, так что предме­ты можно было вырубать прямо из такой скалы. С помощью длинной ста­мески рабочий мог выре­зать из скалы заготовку в форме, например, чашки, сделав ее несколько круп­нее, чем исходное изде­лие, причем основание чашки находилось внутри скалы. Потом он начинал обрубать основание: полу­чалось что-то вроде «гри­ба», который затем можно



было ВЫЛОМать. Наконец, /ис- 49' Стеатитовый карьер.

- Видны неоконченные чашки и

чашку выдалбливали, 00- заготовки, оставленные там, где рабатывали поверхность их вырезали из скалы

более тонкой стамеской и

полировали шкуркой. Нередко последние стадии обра­ботки производили уже дома, и у подножий некоторых скал и сегодня можно видеть неоконченные чашки, ко­торые почему-либо не успели увезти (рис. 49). Стеати­товую посуду продавали в больших количествах в дру­гие районы Норвегии, в Данию и в Исландию; Каупанг должен был быть важным центром этой торговли.

Итак, из Каупанга Охтхере отправился в Хедебю, один из самых процветающих городов северной Евро­пы, располагавшийся на пересечении нескольких важ­нейших торговых путей (рис. 52). Он находился у озе­ра близ истоков судоходной реки Шлея, у основания полуострова Ютландия; менее чем в 12 милях к западу находился Холлингстед на реке Три не, которая также была судоходной для кораблей с Северного моря. Та­ким образом, вся торговля между северной Францией, Нидерландами и северной Англией, с одной стороны,

из

ЖАКЛИН СИМПСОН. викинги

и Швецией, побережьем Прибалтики и Россией — с другой, проходила через Хедебю и Холлингстед. Про­тащить корабли несколько миль волоком было удобнее, чем проходить через проливы Скагеррак и Каттегат, кишевшие пиратами, и вдоль западного побережья Ют­ландии, где воды были чрезвычайно опасны для кораб­лей. Хедебю был удобно расположен и для сообщения по суше, поскольку он лежал на древней дороге с се­вера на юг, которая связывала Ютландию и Германию.

Хедебю был уже старинным поселением, когда туда прибыл Охтхере; он, возможно, существовал уже более 100 лет, хотя в первое время это был всего лишь не­большой поселок. В 808 году король Дании Годфред уничтожил славянский город под названием Рерик (возможно, вблизи современного Любека), вынудив тем самым купцов перенести оттуда свою деятельность в Хедебю (который тогда назывался Слисторп). За век поселение существенно разрослось. Позднее Хедебю был укреплен мощной полукруглой оградой, которая, как считается, была сооружена около 900 года, когда городом владели шведы. С юга он был защищен валом короля Годфреда — Даневирке. К середине X века по­чти вся земля внутри вала была застроена; новые дома выросли над старыми могилами и поселениями, и это был период величайшего процветания Хедебю. Посте­пенно город стал увядать, и после того, как в 1050 году его захватили норвежцы, а в 1066 году он был сожжен вендами, поселение было заброшено, и его роль пере­шла к Шлезвигу, который лежал несколько севернее.

Старейшими жилищами в Хедебю были большие бре­венчатые длинные дома, но вскоре здесь появились и квадратные дома поменьше, со стороной примерно 3— 4 метра, которые к X веку практически вытеснили ста­рый тип. Некоторые из этих длинных домов стояли ря­дами по сторонам аккуратно построенной деревянной дороги, причем дома были отделены друг от друга ого­роженными дворами со своими воротами и дорожкой.

КУПЦЫ

Другие постройки стояли на берегах речушки, которая протекала через главную часть города, и в таких домах были ступени, которые вели к воде. Во дворе почти каж­дого дома был колодец. Кроме того, в Хедебю обнару­жены кладбища различных периодов со многими тыся­чами погребений, в том числе значительное количество погребений женщин и детей. Очевидно, часть здешних людей весь год жили в городе со своими семьями, но часть приезжала сюда в определенный сезон. Не все могилы относятся к скандинавскому типу: среди них много фризских и саксонских.

Постоянное население появилось потому, что Хедебю был не только рынком, но и центром ремесла. Ремеслен­ники имели собственные дома. Один из древнейших до­мов (по найденной в нем монете он датируется серединой VIII века) принадлежал ремесленнику, после которого остались куски необработанного янтаря и несколько не­доделанных бус. Кроме янтаря (как местного ютландско­го типа, так и импортированного с побережья Прибалти­ки), в Хедебю для обработки привозили и другие матери­алы. Среди них были рога оленей, как обычных, так и северных, из которых делали гребни, булавки, ручки но­жей и фигурки для различных игр; клыки моржей; брон­за, олово и свинец; большие партии железной руды (речь идет о руде высокого качества, происходившей из озер Швеции, а не о местной, низкокачественной). Были здесь и стеклодувы: в их печах находят кусочки ярко окрашен­ного стекла, которое использовали для бус. Много ра­ботали по металлу: археологи обнаружили значительное количество разбитых форм для отливки, которые показы­вают, что здесь в больших количествах изготовлялись определенные модели «черепаховидных» брошей (рис. 50), а также сложный тип трехлепестковой броши, кое-какие круглые броши, подвески (рис. 51) и фигурки. В X ве­ке делали дорогие изделия с филигранной работой по се­ребру, а иногда и по золоту: это была сложная и тонкая техника. Наконец, присутствие грузил для прялок пока­

ЖАКЛИН СИМПСОН. викинги

зывает, что здесь изготовлялись ткани, хотя нельзя сказать, пред­назначались ли они только для местных нужд. Сельскохозяй­ственных орудий было найдено совсем немного: судя по всему, жители покупали еду где-то еще, хотя, видимо, держали свиней.

С юга и запада в Хедебю прибывали различные товары: жернова из района Кобленца, грецкие орехи и большие дву­ручные кувшины из Рейнской области — в них, возможно, Рис. 50. Женская «черепа- было растительное масло или ховидная» брошь вино, а также франкское стек­ло. Отсюда их импортировали в другие области Скандинавии. Вероятно, континенталь­ные лезвия мечей, помеченные такими именами, как «Ульвберхт» или «Инглерий», так же по дороге в Нор­вегию проходили через Хедебю, как и тонкая ткань, об­наруженная в Каупанге, Бирке и в других местах, но во всех этих случаях точный маршрут данного товара остал­ся неизвестным.

Скандинавы могли продавать не только меха из Ар­ктики и другие вышеупомянутые товары: они были еще и весьма успешными работорговцами, и часть такой торговли проходила через Хедебю. Самый большой спрос на рабов в ту эпоху был среди арабов по всему побережью Средиземноморья от Испании до Ближне­го Востока. В прежние времена в рабы продавали плен­ников, должников и преступников из Западной и Цен­тральной Европы, однако после того, как эти области стали христианскими, Церковь постаралась уничтожить этот вид торговли — не столько потому, что она воз­ражала против рабства как такового, но лишь для того, чтобы мусульмане не становились владельцами рабов­



КУПЦЫ



христиан. Так что, когда шведам уда­лось наладить поставку рабов-славян, захваченных во время набегов в При­балтике или России, которые были, не­сомненно, язычниками, ничего не ме­шало провозить их через христианские страны, чтобы продавать арабам. Боль­шая часть торговли шла на восток по российским рекам к Каспийскому и Черному морям, но значительная часть проходила и через Хедебю и шла (с по­мощью франкских и иудейских купцов) по старому пути работорговцев в Мар­сель и оттуда к арабам Испании и Африки. Так, араб Ибн Хордадбех, ко­торый писал примерно в 844 году, пе­речисляет типично скандинавские това- Рис 51 подвес-ры, которые франки продавали мусуль- ка

манам: «евнухов, рабов, рабынь, шкуры бобров и куниц и другие меха», в то время как Ибн Хаукаль в 977 году упоминает о славянских евнухах, которых продавали из Испании в Египет.

Кроме того, датские и норвежские викинги захваты­вали рабов и во время набегов на Западную Европу, особенно в Ирландии. Поскольку эти рабы были хрис­тианами, их нельзя было продавать так же, как других, поэтому викингам приходилось оставлять их у себя в основном для работы на земле. Примерно в 870 году архиепископ Римберт из Гамбурга проезжал через Хеде­бю, и ему стало так жаль многих христианских рабов в этом городе, что он потратил большую часть собствен­ных денег и продал принадлежавшие церкви корабли, чтобы выкупить пленников. Однажды мимо него прохо­дила большая группа скованных цепью рабов, которых охраняли вооруженные люди. Рабы закричали, что они христиане, и одна девушка сказала ему, что она мона­хиня, и даже спела в доказательство несколько псалмов.

ЖАКЛИН СИМПСОН. викинги

Тогда Римберт отдал свою лошадь хозяевам, чтобы вы­купить пленницу. Возможно, эти христианские рабы прибыли с Запада и их захватили, чтобы продать земле­владельцам из южной Норвегии и Швеции.

Возможно даже, что иногда арабы лично приезжали в Хедебю, чтобы приобрести рабов, — в противном случае трудно себе представить, как араб из Кордовы, Ибрахим ибн Ахмед ат-Тартуши оказался там в 950-х годах. Судя по всему, ему совершенно не понравился этот «очень боль­шой город за самым дальним концом океана», и он оши­бочно принял некоторые из принятых там обычаев за при­знаки крайней бедности. Несмотря на это, его рассказ весьма интересен: «В городе есть колодцы с чистой водой. Жители города почитают звезду Сириус, за исключением нескольких, которые являются христианами и у которых здесь есть церковь. Жители отмечают праздник, на кото­рый все собираются, чтобы почтить своего бога, поесть и выпить. Тот, кто убивает животное в жертву богу, ставит у двери своего дома шест и вешает на него животное — будь то вол, баран, козел или свинья; и люди знают, что этот человек сделал приношение, чтобы почтить своего бога. Город беден добром и сокровищами. Основная пища жителей — рыба, ее там очень много. Если родится ребе­нок, они часто бросают его в море, чтобы не тратиться на него. Женщины у них имеют право требовать развода, и женщина может устроить свой развод, когда только поже­лает. Еще здесь есть искусно приготовленная косметика для глаз; когда они используют ее, красота их не меркнет, а напротив, увеличивается. Никогда не слышал я такого гнусного пения, как пение людей в этом городе: это вой, который идет из горла, подобный лаю собак, и даже боль­ше похож на голос дикого зверя, чем собачий лай».

Помимо Каупанга и Хедебю, был и третий сканди­навский город, который достиг пика своего расцвета примерно в конце IX века: Бирка на острове Бьёркё на озере Мелар в Швеции. Это огромное озеро в течение столетий оставалось жизненно важным элементом ком­

КУПЦЫ

мерческой жизни Швеции. Другой остров на этом озере, Хельгё, уже стал центром торговли и ремесла в VIII ве­ке, а позднее, в XI веке, на его берегах вырос новый город — Сигтуна. Закрытые со всех сторон мелкие воды озер и устьев рек были в тот период идеальны для пла­ваний: они набирали мало воды, могли перевозить ком­пактные грузы из предметов роскоши, не требовали сложных пристаней и причалов для разгрузки. Неболь­шие корабли можно было вытащить на покатый берег, большие — пришвартовать к столбам, стоящим в неглу­бокой воде, для разгрузки — подплывать к ним на не­больших шлюпках или просто подходить вброд. В Бир­ке как раз были такие побережья и бухточки, которые подходили для кораблей любого типа.

Сам город Бирка покрывал площадь около 30 акров. На большей части этой территории кипела жизнь, при­чем так долго, что почва стала темной от органических отходов, и это до сих пор видно невооруженным гла­зом. Пока лишь незначительная часть этой территории раскопана, и уже то, что известно на данный момент, показывает, насколько широкими были контакты Бир­ки — стекло и керамика из Рейнской области (см. вклейку), тонкая шерстяная ткань, зачастую покрашен­ная в синий цвет вайдой, — это могла быть та самая «фризская ткань», которой так восхищались в Европе в ту эпоху; шелка и гобелены из Византии, тончайший шелк из Китая, кожаные пояса с металлическими зак­лепками из Персии; небольшие стеклянные фишки для игр с Ближнего Востока; аметистовое кольцо с араб­ской надписью; монеты — большинство из Западной Европы, но очень многие и из мусульманских хали­фатов Востока. Местные богатства Скандинавии также оставили здесь свой след: янтарь, клыки моржа, рога северных оленей и фрагменты шкур медведей, бобров, куниц, песцов и выдр. Возможно, что именно отсюда железная руда, такая, как та, что была найдена в Хеде­бю, экспортировалась на континент.

ЖАКЛИН СИМПСОН. викинги

Бирка была защищена не только своим географиче­ским положением, весьма отдаленным от открытого моря, но также и укрепленным скалистым холмиком высотой около 30 метров примерно в четверти мили к югу, с которого открывался прекрасный вид на все под­ходы к городу. На одной из сторон этого холма была отвесная скала; три другие были отгорожены земляны­ми валами. Неподалеку глубокие наносы пепла в укры­той со всех сторон лощине над озером, возможно, го­ворят о том, что здесь находились маяки. Ориентируясь на них, корабли находили дорогу по протокам от бере­га. Позднее, уже в X веке, город был со стороны земли огорожен частоколом, поставленным на низкой камен­ной стене, возможно, с деревянными башнями на рас­стоянии примерно 100 ярдов друг от друга.

Древнейшее упоминание о Бирке встречается в «Жи­тии святого Анскария», написанном архиепископом Римбертом около 870 года. Анскарий был монахом-мис­сионером, который приложил огромные усилия к тому, чтобы обратить данов в христианство. Несколько лет он прожил в Хедебю, откуда около 829 года отправился в Бирку, чтобы попытаться обратить и шведов. Путеше­ствие оказалось опасным: «На полдороге они наткну­лись на морских разбойников. И хотя купцы, которые путешествовали вместе с ними, отважно защищались и сначала одерживали победу, тем не менее, при второй атаке они были побеждены и сокрушены пиратами, ко­торые забрали их корабль и все, что у них было. С ог­ромным трудом они добрались до земли и спасли свою жизнь. Им пришлось оставить королевские дары [подар­ки от франкского императора Людовика Благочестиво­го], которые они хотели привезти в Швецию; спасти удалось лишь несколько мелких предметов, которые они смогли взять с собой, прыгая за борт. Среди прочих ве­щей, они потеряли почти 40 книг, которые были пред­назначены для богослужения и которые попали в руки разбойников».

КУПЦЫ

Тем не менее, в Бирке Анскария принял король Бьёрн, который позволил ему построить здесь церковь, и святой пробыл здесь около двух лет, пока его не отозвали, чтобы сделать архиепископом Гамбурга.

Около 850 года Анскарий снова посетил Бирку, и из жития снова становится ясно, какой огромной пробле­мой был морской разбой в ту эпоху. В ходе собрания, где шведы обсуждали религиозные проблемы, один из купцов Бирки напомнил им об их прошлых поездках в Дорестад, крупный фризский торговый центр у устья Рейна, где многие из них были готовы принять хрис­тианство, однако теперь «появилось много трудностей, и этот путь стал для нас весьма опасен вследствие на­падений пиратов». Возможно, имеются в виду много­численные нападения викингов на этот город начиная с 834 года.

В «Житии святого Анскария» речь прежде всего идет, естественно, о связях между Биркой и христианским За­падом, однако на самом деле наиболее важная торговля у Бирки шла с Востоком, через те длинные торговые пути по рекам России, которые уже давно открыли шве­ды. Это был удобный центр экспорта мехов, которые добывали в северной Швеции. Более того, удачливые купцы, возвращавшиеся с Востока, привозили с собой сотни серебряных монет, и рынок в Бирке был, безус­ловно, одним из основных мест, где эти деньги трати­лись и расходились по всей остальной Швеции.

Восточный путь лежал вдоль Финляндского залива, далее — по Неве через северорусские области вокруг озера Ладоги. В то время в этих местах жили народы, говорившие на финноугорских языках, так что шведам, которые в IX веке нередко сталкивались с финнами в ходе своей экспансии в восточную Прибалтику, было довольно легко с ними объясниться. Само название «Русь», возможно, — испорченное слово Ruotsi, финское название шведов, которое в устах славян, мусульман и византийцев начало обозначать шведских торговцев в


g-f-dajneko-bibliotechnoe-delo-2010-n-20-s-30-34-muk-cbs-g-angarska-v-svyazi-s-godom-molodezhi-bilo-provedeno-sociologicheskoe-issledovanie-hudozhestvennaya-literatura-v-chtenii-yunoshestva.html
g-f-lavkraft-elektricheskij-palach-stranica-4.html
g-f-lavkraft-elektricheskij-palach-stranica-9.html
g-filina-a-bashtovoj-obshie-voprosi-a-belikova-sekretariat.html
g-g-arutyunyan.html
g-g-isaev-gl-redaktor-e-e-zavyalova-t-yu-gromova.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vojna-kuzedeevo-pasport-k-mestu-vechnogo-poseleniya-e-a-kersnovskaya-naskalnaya-zhivopis.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rabota-s-diskami.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-metodi-issledovaniya-materialov-i-processov-dlya-specialnosti.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-kafedri-prikladnaya-mehanika-i-materialovedenie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/leonardo-da-vinchi-1982-god-stranica-5.html
  • report.bystrickaya.ru/istochniki-metodi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-innovacionnogo-razvitiya-obshestva.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/veniamin-arkadevich-stranica-12.html
  • thescience.bystrickaya.ru/katalog-elektronnoj-biblioteki-ohrana-truda-tomskogo-cnti-filiala-fgu-obedineniya-rosinformresurs-minpromenergo-rossii-na-01-01-2009.html
  • reading.bystrickaya.ru/lukyanov-aleksandr-nikolaevich-stranica-14.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-glubokoe-izuchenie-obshih-ponyatij-semejnogo-prava-i-ego-obsheteoreticheskih-osnov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14-rol-i-osobennosti-distraktorov-v-testovih-zadaniyah-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-doktora-filosofii-ph-d.html
  • grade.bystrickaya.ru/mishin-v-v-informacionnij-byulleten-statej-zhurnalov-transportnoj-tematiki-za-iv-kvartal-2008-goda.html
  • studies.bystrickaya.ru/avtomatizirovannaya-sistema-upravleniya-vzrivoopasnim-tehnologicheskim-processom.html
  • literature.bystrickaya.ru/byudzhetnaya-politika-v-respublike-belarus-chast-6.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rol-deneg-v-obshej-ekonomicheskoj-kartine-isklyuchitelno.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soyuz-blagodenstviya-i-tajnoe-obshestvo-preemstvennost-ili-obedinenie-del.html
  • testyi.bystrickaya.ru/86-trebovaniya-k-razrabotkekorrekcii-vnutrennih-dokumentov-reglamentiruyushih-deyatelnost-v-oblasti-obespecheniya-informacionnoj-bezopasnosti.html
  • write.bystrickaya.ru/funkcionalnoe-znachenie-defektologa-v-obrazovatelnom-processe-doshkolnogo-uchrezhdeniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/process-polucheniya-tkani.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zanyatost-uchashihsya-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-100-i-analiz-raboti-shkoli-za-20072008-uchebnij-god.html
  • lecture.bystrickaya.ru/adaptirovannaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-literaturnomu-chteniyu-dlya-1-klassa.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-13-prednaznachenie-muzhchin-i-zhenshin-lyubov-ili-vlyublennost.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisk-38-na-knigi-depozirani-ot-9-do-15-septemvri-2009-g.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4uslugi-perevozchikovmezhdunarodnaya-klassifikaciya-sredstv-transporta-skidki-i-lgoti-transfer.html
  • student.bystrickaya.ru/-a-esli-pridet-chelovek-s-narusheniyami-oporno-dvigatelnogo-apparata-rasskazivaet-v-intervyu-korrespondentu-zhurnala.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrabotka-zvuka-chast-i-obrabotka-open-i-close-hat.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-77-gradostroitelnie-reglamenti-proizvodstvennie-zoni-statya-osnovnie-termini-i-opredeleniya-ispolzuemi.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozheniyu-o-vserossijskih-sorevnovaniyah-po-sportivnomu-turizmu-na-2012-god.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasskaz-epigraf.html
  • writing.bystrickaya.ru/himiya-zemli.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prava-bez-garantij-specialnij-doklad-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-sverdlovskoj-oblasti-o-problemah-dokumentirovaniya-osuzhdennih.html
  • tasks.bystrickaya.ru/17-rabota-stroitelno-montazhnih-organizacij-na-obektah-nahodyashihsya-v-rezhime-postoyannoj-ekspluatacii-metropoliteni.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ustav-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/postkejnsianstvo.html
  • esse.bystrickaya.ru/putin-nakazal-edinorossam-ne-pryatat-golovu-v-pesok-gosudarstvennaya-duma-rf-monitoring-smi-1-iyulya-2008-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.