.RU

Этнология региона




02/2004, 2006, 2008

В.О.Бобровников

ФИПП РГГУ
ЭТНОЛОГИЯ РЕГИОНА
(Арабский Ближний Восток и Северная Африка)
программа учебного курса (36 часов)

ПРОБЛЕМАТИКА, ЦЕЛИ И ФОРМЫ КУРСА
Учебный курс представляет собой общее введение в этнологию изучаемого региона – арабского Ближнего Востока и Северной Африки. Наряду с кругом важнейших этнографических источников, в ходе курса студенты знакомятся с современным уровнем этнологических знаний, понятийным аппаратом, методиками и важнейшими концепциями, принятыми в современной этнологии или социальной антропологии. Такой подход предопределил деление учебного материала на два больших блока. В первом разбираются достижения и недостатки позитивистской этнографической науки колониального времени. Кроме того, здесь кратко охарактеризована история этнографического изучения Ближнего Востока и Северной Африки в новое и новейшее время, соотношение этнологии и востоковедения, а также влияние на эти дисциплины ориентализма и прочих подходов эпох колониализма и послеколониальных национальных государств XIX–XX вв. Вторая часть курса посвящена разбору новых сюжетов, подходов и концепций этнологического знания второй половины XX – начала XXI в. В ней показывается относительный характер накопленных прежде этнографических знаний, дается критика примордиализма и эссенциализма в этнологии.

Курс предназначен для студентов-востоковедов, прежде всего получающих арабистическую специализацию. Он рассчитан на студентов младших курсов (магистратура, 2-й курс). Предполагая наличие у них базовых востоковедных (в том числе языковых) знаний, курс нацелен на развитие навыков этнологической и исторической работы с источниками. По своей методике он в основном следует принципам региональных учебных курсов, имеющих давнюю традицию преподавания в стенах РГГУ. По форме учебный курс представляет соединение лекций с семинарскими занятиями, которые должны следовать через одну-две лекции. Такая форма изложения и закрепления учебного материала вполне оправдала себя во время чтения учебного курса в 2004–2006 гг. Она позволяет осуществить более активное усвоение учащимися учебных материалов. На семинарах студенты изучают имеющиеся в русских переводах источники и важнейшие историографические тексты, а также работы отечественных этнологов, проводивших полевую работу в регионе. Основное внимание уделяется проблематике потестарных отношений, социальной организации, религиозной динамике и многообразию местного общества, а также государственным преобразованиям XIX–XX вв.

Наряду с активным участием в семинарах и регулярном посещении лекции от студентов требуется написать по проблематике курса реферат одной из этнологических (и отчасти востоковедно-этнографических) работ и выступить с ним на семинаре. Реферат должен содержать элементы рецензии с оценкой источниковедной базы, общей историографической тенденции, достоинств и недочетов монографии или статьи. Список предлагаемых к реферерованию работ прилагается. Наряду с русскими изданиями и переводами факультативно предлагаются к реферированию отдельные работы (статьи и разделы монографий) на иностранных (западных) языках. Оценка за курс определяется по совокупности из итогов реферата, участия в семинарах и ответа на промежуточной аттестации и на конечном экзамене. Список вопросов для промежуточной аттестации (в конце первого блока-раздела) и окончательного экзамена прилагается ниже.

^ СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ КУРСА
Раздел I:

Вопросы: 1. Античные и средневековые корни этнографии региона: Геродот и Ибн Халдун.

2. Роль этнографических энциклопедий и классификаций XVIII–XIX вв. Вклад Нибура, Буркхардта и Лейна в этнографическое описание региона.

3. Колониальная этнография: научные общества и музеи. Переосмысливая наследие Г. Аното и А. Летурно, Р. Монтаня, Ж. Берка.

Источники и литература к семинару: ^ Геродот. История, II // Геродот. История. М., 1971; Ибн Халдун. Введение (фрагменты) // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего востока IX–XIV вв.; Лейн Э.У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX века. М., 1982 (гл. 1).

Вопросы: 1. Языковые семьи и группы. Этно-лингвистическая карта региона и изменения в ней в XIX–XX вв.

2. Арабские и берберские языки в афразийской языковой семье. Диалекты и хозяйственно-культурные типы.

Источники и литература к семинару: Бернар О. Северная и Западная Африка. М., 1949; Чихачев П.А. Испания, Алжир, Тунис. М., 1975; Видясова М.Ф. Социальные структуры доколониального Магриба: генезис и эволюция. М., 1987; Кирей Н.И. Этнография арабов Передней Азии и Северной Африки. Краснодар, 1996.

Вопросы: 1. Потестарные институты в доиндустриальных сельских и крестьянских обществах. Соотношение семьи, линиджа и племени..

2. Различия в социальной организации кочевников, оседлых и полуоседлых народов. Социальные и хозяйственные типологии Магриба и Ближнего Востока по М.Ф. Видясовой и М.А. Родионову.

3. Фракции в деревне и племени.

Источники и литература к семинару: ^ Давыдов А.Д. Сельская община и патронимия в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1979; Видясова М.Ф. Социальные структуры доколониального Магриба: генезис и эволюция. М., 1987; Родионов М.А. Этнография Западного Хадрамаута. Общее и локальное в этнической культуре. М., 1994; Бобровников В.О. Берберы (XIX – начало XX в. н.э.) // Цивилизационные модели политогенеза. М., 2002, с. 177–195.

Вопросы: 1. Экономические роли и половозрастные группы в семье.

2. Экономическая кооперация и конкуренция в деревне и племени.

Источники и литература к семинару: Велерс Ж. Крестьяне Сирии и Ливана. М., 1952; Айру А. Феллахи Египта. М., 1954; Чихачев П.А. Испания, Алжир, Тунис. М., 1975 (письма III–XXI); Матвеев В.В. Средневековая Северная Африка. М., 1993; Бобровников В.О. Современный мир глазами феллаха. М., 1998 (гл. I).

Вопросы: 1. Иерархические и неиерархические общества в регионе.

2. Политогенез у арабов и берберов. Вождество по А.В. Коротаеву.

3. Святые роды. Шерифы и урегулирование кровомщения

Источники и литература к семинару: ^ Иванов Н.А. Арабо-османская община XVI–XVII вв. // Народы Азии и Африки. 1990, № 4; Родионов М.А. Этнография Западного Хадрамаута. Общее и локальное в этнической культуре. М., 1994; Коротаев А.В. Вождества и племена страны Хашид и Бакил. М., 1998; Бобровников В.О. Берберы (XIX – начало XX в. н.э.) // Цивилизационные модели политогенеза. Отв. ред. Д.М. Бондаренко и А.В. Коротаев. М., 2002, с. 177–195.

Вопросы: 1. Обычай как источник шариата. Их взаимодействие и борьба.

2. Правовой и неправовой обычай. Области и принципы обычного права.

Источники и литература к семинару: Штайн Л. В черных шатрах бедуинов. М., 1981; Лейн Э.У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX века. М., 1982; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. М., 1986.

Вопросы: 1. Пять столпов ислама. Запреты и обычаи.

2. Понятие народного ислама. Культ святых и его социальные функции.

3. Ислам, иудаизм и христианство на Ближнем Востоке. Борьба и взаимодействие региональных и локальных форм.

Источники и литература к семинару:^ Айру А. Феллахи Египта. М., 1954; Лейн Э.��. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX века. М., 1982; Еремеев Д.Е. Ислам: образ мысли и стиль мышления. М., 1990; Gellner E. Saints of the Atlas // Peoples and Cultures of the Middle East. An Anthropological Reader. Ed. by L.E. Sweet. Garden City, 1970, vol. 1, pp. 204–219.

Вопросы: 1. Культура и цивилизация в арабо-мусульманской традиции.

2. Улемы и колониальная модернизация. Антиколониальная борьба.

Источники и литература к семинару: ^ Фильштинский И.М., Шидфар Б.Я. Очерки арабо-мусульманской культуры. М., 1971; Грюнебаум Г.-Э., фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981; Лейн Э.У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX века. М., 1982; Россия, Запад и мусульманский Восток в новое время. СПб., 1994.


Раздел II:

Вопросы: 1. Ориент, ориенталистика и ориентализм в этнологии.

2. Источники и логика концепции Э. Саида. Понятие дискурса (по М. Фуко) и гегемонии (по А. Граммши).

3. Ориентализм после Саида. Границы и местные особенности.

Источники и литература к семинару: Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб., 2006; Саид Э. Восток путешественников и ученых: между словарной дефиницией и живой мыслью // Отечественные записки. 2003. № 5, с. 463–472; Саид Э. Ориентализм. Послесловие к изданию 1995 г. // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 4; Said E. From Orientalism // Colonial Discourse and Post-Colonial Theory. New York, 1994, pp. 132–149.

Вопросы: 1. Основные принципы и понятия эволюционизма в этнографии. Анимизм и пережитки по Э. Тейлору.

2. Антропогеография Ф. Ратцеля и культурная мифология Л. Фробениуса. Человеческая география Видаля де ля Блаш.

3. Воображая арабский Восток. От эссенциализма к релятивизму.

Источники и литература к семинару: Бернар О. Северная и Западная Африка. М., 1949; Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1939; Бернар О. Северная и Западная Африка. М., 1949; Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

Вопросы: 1. Кризис теорий модернизации на послеколониальном Ближнем Востоке.

2. Течения peasant и subaltern studies. Этнографическое крестьяноведение.

3. Формы и романтика крестьянского сопротивления.

Источники и литература к семинару: Хайат Дж. Иракская деревня. М., 1953; Айру А. Феллахи Египта. М., 1954; ^ Шанин Т. Великий незнакомец. Крестьяне и фкрмеры в современном мире. М., 1992; Abu-Lughod L. The Romance of Resistance: Tracing Transformations of Power through Bedouin Women // American Ethnologist. 1993, vol. 17, no. 1, pp. 41–55; Gilsenan M. Naratives, Powers, Persons // Gilsenan M. Lords of the Marches. Violence and Narrative in an Arab Society. London, New York, 1996, pp. 57–66; Бобровников В.О. Современный мир глазами феллаха. М., 1998.

Вопросы: 1. Политика ломки племен во французском Магрибе.

2. Судьбы кочевников в колониальных и национальных государствах.

3. Сельская община и аграрные преобразования ХХ в.

Источники и литература к семинару: ^ Першиц А.И. Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии XIX – первой половины XX в. М., 1961; Родионов М.А. Этнография Западного Хадрамаута. Общее и локальное в этнической культуре. М., 1994; Бобровников В.О. Современный мир глазами феллаха. М., 1998.

Вопросы: 1. Полуавтономное социальное поле по С.Ф. Мур.

2. Возможности и границы правового плюрализма. Обычное, мусульманское и государственное право в послеколониальной действительности.

3. Этнографический закон и обычай. Habitus по П. Бурдье.

Источники и литература к семинару:^ Бенда-Бекман К. фо��. Правовой плюрализм // Человек и право. Отв. ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М., 1999, с. 8–23; Dupret B. Legal Pluralism, Normative Plurality and the Arab World // Legal Pluralism in the Arab World. Ed. by B.Dupret, M.Berger, L. al-Zwaini. The Hague et al., 1999, pp. 29–40; Moore S.F. Law and Social Change in the Semi-autonomous Social Field as an Appropriate subject of Study // Law and Society Review. 1973, no. 7; Bourdieu P. Algeria 1960: Essays. Cambridge, 1979; Messick B. Judicial Presence // Messick B. The Caligraphic State. Textual Domination and History in a Muslim Society. Berkeley, Los Angeles, London, 1993, pp. 167–186, 302–305.

Вопросы: 1. Конструируя колониальные традиции.

2. Берберская политика в Алжире и Марокко. Судьба Берберского дахира.

Источники и литература к семинару: Традиции и современность. Отв. ред. Д.А. Ольдерогге. М., 1983; Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. 2000, № 1, с. 47–62; Tillion G. L’Algerie en 1957 ou le drame des civilisations archaiques // Annales. 1957, annee 12, no. 3, p. 393–402; Favret J. Le traditionnalisme par exces de modernite // Archives europeennes de sociologie. 1967, t. VIII, no. 1, pp. 71–93; Montagne R. The Transformation of Berber Society // Montagne R. The Berbers. Their Social and Political Organisation. London, 1973, pp. 71–83.

Вопросы: 1. «Воображаемые сообщества» в концепции Б. Андерсона. Перепись, карта, музей в нациестроительстве.

2. Этнографические составляющие национализма и сепаратизма.

3. Арабизация и панарабизм на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Источники и литература к семинару: Смит Э. Национализм и модернизм. М., 2004; Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.

Вопросы: 1. Арабская идентичность в контексте объединенной Европы.

2. Диаспора и историческая родина. Проблемы миграции и возвращения.

Источники и литература к семинару: Бернар О. Северная и Западная Африка. М., 1949; Кирей Н.И. Этнография арабов Передней Азии и Северной Африки. Краснодар, 1996; Montagne R. The Transformation of Berber Society // Montagne R. The Berbers. Their Social and Political Organisationю London, 1973, pp. 71–83.

^ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РЕФЕРИРОВАНИЯ
Айру А. Феллахи Египта. М., 1954.

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.

Васильев А.М. Египет и египтяне. М., 1982.

Велерс Ж. Крестьяне Сирии и Ливана. М., 1952.

Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

Геродот. История. М., 1971 (для темы: Этнографические источники, методы и анекдоты во Второй книги Истории Геродота).

Давыдов А.Д. Сельская община и патронимия в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1979.

Еремеев Д.Е. Ислам: образ мысли и стиль мышления. М., 1990.

Ковальска-Левицка А. Мавритания. М., 1981.

Коротаев А.В. Вождества и племена страны Хашид и Бакил. М., 1998.

Лейн Э.У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX века. М., 1982 (для темы: Этнография арабского Египта по Лейну).

Наумкин В.В. Сокотрийцы. Историко-этнографический очерк. М., 1988.

Першиц А.И. Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии XIX – первой половины XX в. М., 1961.

Родионов М.А. Этнография Западного Хадрамаута. Общее и локальное в этнической культуре. М., 1994.

Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб., 2006.

Смит Э. Национализм и модернизм. М., 2004.

Тесиджер У. Озерные арабы. М., 1982.

Хайат Дж. Иракская деревня. М., 1953.

Чихачев П.А. Испания, Алжир, Тунис. М., 1975 (для темы: Русские путешественники и этнография колониального Магриба).

Штайн Л. В черных шатрах бедуинов. М., 1981.

Abu-Lughod L. The Romance of Resistance: Tracing Transformations of Power through Bedouin Women // American Ethnologist, vol. 17, no. 1, pp. 41–55.

Bourdieu P. Algeria 1960: Essays. Cambridge, 1979.

Colonna F. Critique de l’orientalisme ou critique du scripturalisme? // Colonna F. Savants paysans. Alger, 1987, p. 89–99.

Dupret B. Legal Pluralism, Normative Plurality and the Arab World // Legal Pluralism in the Arab World. Ed. by B.Dupret, M.Berger, L. al-Zwaini. The Hague et al., 1999, pp. 29–40.

Favret J. Le traditionnalisme par exces de modernite // Archives europeennes de sociologie. 1967, t. VIII, no. 1, pp. 71–93 (имеется английский перевод: Arabs and Berbers. Ed. by E. Gellner and Ch. Micaud. Lixington, 1972).

Gellner E. Saints of the Atlas // Peoples and Cultures of the Middle East. An Anthropological Reader. Ed. by L.E. Sweet. Garden City, 1970, vol. 1, pp. 204–219.

Gilsenan M. An Anthropologist’s Introduction // Gilsenan M. Recognizing Islam. Religion and Society in the Modern Arab World. New York, 1982, pp. 9–26.

Gilsenan M. Naratives, Powers, Persons // Gilsenan M. Lords of the Marches. Violence and Narrative in an Arab Society. London, New York, 1996, pp. 57–66.

Montagne R. The Transformation of Berber Society // Montagne R. The Berbers. Their Social and Political Organisationю London, 1973, pp. 71–83.

Tillion G. L’Algerie en 1957 ou le drame des civilisations archaiques // Annales. 1957, annee 12, no. 3, p. 393–402.


^ ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. Истоки этнографического изучения Ближнего Востока и Северной Африки. Геродот и Лейн.

2. Историческая социология мусульманского общества по Ибн Халдуну.

3. Этнографическая арабистика XVIII-XX вв. Направления, школы, ученые.

4. Патриархальная семья и эндогамный род в Магрибе.

5. Языковые семьи и группы региона

6. Афразийская языковая семья. Хозяйственно-культурная и геограическая лассификации диалектов арабского языка

7. Традиционная система имен у арабов. Обряды семейного цикла

8. Системы родства и наследования у арабов и берберов

9. Патриархальная семья, патронимия и линидж.

10. Социально-политическая структуры турецкой деревни.

11. Племенная организация Магриба и Йемена.

12. Фракции по Х.Алави. Их место в племенной структуре Магриба.

13. Социальные страты и организация власти и права в Йемене.

14. Основные принципы и области действия обычного права в регионе

15. Кровная месть по обычному и мусульманскому праву. Йемен и Магриб

16. Источники и принципы мусульманского права. Этнография фикха

17. Религиозные практики ислама в зеркале этнографии. Пять столпов ислама.

18. Вероучение и догматика ислама. Шахада и акида


^ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1.1. Античные истоки этнографии Ближнего Востока. Темы, источники и анегдоты древнего Востока в «Истории» Геродота.

1.2. Традиционная система арабских имен.


2.1. Этнография арабов-мусульман у Лейна. Ее темы, источники, подходы.

2.2. Понятие и признаки патронимии и линиджа в этнологии.


3.1. Начало этнографического изучения Ближнего Востока и Северной Африки. Этнографы-востоковеды XVIII–XIX вв.

3.2. Языковая карта региона. Языковые семьи и группы.


4.1. Школы и направления этнологии региона в XIX–XX вв. Эволюционизм и диффузионизм.

4.2. Афразийская языковая семья (подгруппы, живые и мертвые и языки).


5.1. Ориенталистский дискурс и его критика в концепции Э.Саида.

5.2. Система родства и наследования у арабов и берберов.


6.1. Борьба за деколонизацию науки. Течения peasant и subaltern studies.

6.2. Традиционные хозяйственно-культурные типы и виды поселений Магриба. Классификация М.Ф. Видясовой.


7.1. Местные традиции в позитивистской и релятивистской этнологии XX в. Применение подхода Э.Хобсбаума на Ближнего Востоке и в Северной Африке.

7.2. Патриархальная семья и род у арабов и берберов. Их типы и атрибуты.


8.1. «Воображаемые сообщества» в концепции Б. Андерсона. Перепись, карта, музей в нациестроительстве на Ближнем Востоке и в Северной Африке

8.2. Племя, фракция, клан. особенности племенной организации кочевников и оседлых земледельцев.


9.1. Нации и национализм в концепции Э.Геллнера. Проект арабизации на постколониальном Ближнем Востоке.

9.2. Племя и социальные страты в Хадрамауте и на Сокотре. Власть и обязанности маша’их и сада.


10.1. Российская этнология Ближнего Востока и Северной Африки. Работы М.А. Родионова и В.В. Наумкина.

10.2. Этнография религиозных практик мусульман. Пять столпов веры.


11.1. Этнография власти и сопротивления в местных обществах.

11.2. Источники вероучения и права в исламе. Акида и шахада.


12.1. Этнография обычного и мусульманского права. Правовой плюрализм.

12.2. Культ святых и племенная организация в Магрибе ХХ в.



forma-kontrolya-balli-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-oratorskomu-iskusstvu-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti.html
forma-kotirovochnoj-zayavki-administraciya-taseevskogo-rajona-krasnoyarskogo-kraya-postanovlenie.html
forma-lekcij-lekciya-monolog-s-ispolzovaniem-prezentacij-i-videorolikov-tema-lekcij-ispolzovanie-avtorskih-metodik-v-prepodavanii-otdelnih-predmetov-prodolzhitelnost-1-oj-lekcii.html
forma-maketa-programmi-povisheniya-kvalifikacii.html
forma-o-osnovnoj-konkurs-2008-goda-rossijskij-gumanitarnij-nauchnij-fond-rgnf-obyavlyaet-konkursi-nauchnih.html
forma-obucheniya-ochnaya-ochno-zaochnaya-zaochnaya-voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/fedot-ivanovich-shubin.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-1911-godu-ernest-rezerford-issledoval-rasseyanie-alfa-chastic-veshestvom-i-otkril-atomnoe-yadro-massivnoe-obrazovanie-v-desyat-tisyach-raz-menshee-po-razmeram.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-bezopasnosti-pri-ekspluatacii-sredstv-i-sistem-avtomatizacii-i-upravleniya-v-gazovoj-promishlennosti-stranica-4.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-gorodskoj-konferencii-molodih-issledovatelej-v-ramkah-nauchno-socialnoj-programmi-shag-v-budushee.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-aspekti-upravleniya-trudovoj-adaptaciej-na-predpriyatii.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-060800-ekonomika.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vi-vozdushnie-mitarstva-dusha-posle-smerti.html
  • student.bystrickaya.ru/273-socialno-ekonomicheskaya-politika-gerchikova-i-n-g41-menedzhment-uchebnik-3-e-izd-pererab-i-dop.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-opd-f-02-05-02-gidravlicheskie-i-pnevmaticheskie-sistemi.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-7-novij-vzglyad-na-gordost-devid-majers-izuchaem-socialnuyu-psihologiyu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-pravo-shpargalka.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompass.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkursnie-dela-postanovili.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kreativnoe-obrazovanie-sovremennogo-menedzhmenta-xiii-j-regionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-s-mezhregionalnim.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-v-gumboldt-v-s-stepin-predsedatel-s-s-averincev-g-a-ashurov-a-i-volodin-v-a-lektorskij.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koordinacionnij-plan-raboti-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-7-na-20112012-uchebnij-god-rassmotren-na-zasedanii-pedagogicheskogo-soveta.html
  • write.bystrickaya.ru/gigienicheskie-normativi-gn-sobranie-deputatov-nizhnekumashkinskogo-selskogo-poseleniya-reshenie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/72-psihopedagogicheskoe-napravlenie-ya-n-vorobejchik-rukovodstvo-po-autopsihoterapii.html
  • writing.bystrickaya.ru/boris-grizlov-predlagaet-do-1-yanvarya-vnesti-zakonoproekt-po-finansovomu-ozdorovleniyu-zhilishno-kommunalnogo-hozyajstva.html
  • znanie.bystrickaya.ru/b-g-klyujko-ohranyaetsya-zakonom-ob-avtorskom-prave-narushenie-ofanichenij-nakladivaemih-im-stranica-6.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-devyatayamalenkie-hitrosti-bolshih-lyudej-kak-govorit-s-kem-ugodno-i-o-chem-ugodno-naviki-uspeshnogo-obsheniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/425-oformlenie-illyustracij-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-diplomnogo-proekta-dlya-studentov-specialnosti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-rossiya-v-mezhdunarodnih-ekonomicheskih-otnosheniyah-sovremennoe-polozhenie-i-perspektivi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reshenie-25dekabrya-2009-g-.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stavyatsya-cel-i-zadachi-raboti-i-ogovarivayutsya-ee-struktura-a-takzhe-osobennosti-issledovatelskoj-metodiki-avtora-i-postroeniya-teksta-raboti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-asbestovskogo-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-vechernej-smennoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-31-n.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tvc-02042012-v-2013-2014-godu-nas-zhdet-novaya-pensionnaya-reforma-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-3-aprelya-2012-goda.html
  • tests.bystrickaya.ru/korolevskie-ogni-benilyuksa-lyuksemburg-belgiya-niderlandi-germaniya-polsha-drezden-lyuksemburg-bryussel-bryugge-gent-amsterdam-park-kojkenhof-delft-zaanse-shans-keln-vroclav-lvv.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-rektora-ot-18-05-2010-g-g-tomsk-2013s-ob-itogah-nedelya-nirs-2010-v-elti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/m-b-musohranova-k-ped-n-docent-zav-kafedroj-inostrannih-yazikov-omskoj-gosudarstvennoj-medicinskoj-akademii-stranica-10.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-v-lipatov-23-noyabrya-2011g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stress-i-ego-osobennosti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-po-mhk-uchenici-9-klassa-ivannikovoj-olgi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/variant-3-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-po-discipline-cenoobrazovanie-dlya-studentov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-bezopasnost-detej-v-usloviyah-dorozhnogo-dvizheniya-e-konomicheskij-i-s-ocialnij-s-ovet.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.