.RU

Этика в мусульманских обществах

А.А. Гусейнов

Этика в мусульманских обществах представлена теми учениями, для которых не характерны системообразующие принципы мусульманской этики: принцип непосредственной связанности внешнего и внутреннего и принцип перевешивающего баланса. Это в первую очередь учения последователей античной мудрости, а также этика раннего ишракизма (философии озарения). Вместе с тем непроходимой границы между мусульманской этикой и этикой в мусульманских обществах не существует, поскольку последняя развивалась в лоне арабо-мусульманской цивилизации и не могла остаться вовсе чуждой ее влиянию.

Арабоязычный перипатетизм, одна из школ классической арабо-мусульманской философии, представлен прежде всего именами аль-Кинди (800-879), аль-Фараби (870-950), Ибн Сины (Авиценны 980-1037), Ибн Туфейля (1110-1185), Ибн Рушда (Аверроэса 1126-1198). Эти мыслители не только следовали античным образцам философствования, но и выдвигали собственные философские концепции, независимые от аристотелизма (например, концепция разделения самости и существования или концепция яйности, развитые Ибн Синой). Другие авторы, такие как Мискавейх (932-1030) или Насир ад-Дин ат-Туси (1201-1274), в основном ограничивались воспроизведением, пусть и в новых формах, античной мудрости, зачастую соединяя с ней образцы арабо-персидской культуры. И арабоязычные перипатетики, и другие авторы, продолжавшие античную линию в этике, не ограничивали себя следованием какой-то одной школе, а чаще всего соединяли аристотелевские, платонические, неоплатонические и стоические мотивы.

Приблизительно за полтора века до начала арабских завоеваний начинается активное распространение аристотелизма на территориях, позже вошедших в состав арабского халифата, прежде всего в Иране. Позже, начиная с IX в. на арабский переводятся практически все произведения Аристотеля. О его популярности среди образованных кругов арабо-мусульманского государства свидетельствует данный ему почетный титул "Первый учитель". В числе аристотелевских сочинений - "Никомахова этика", которая комментировалась аль-Фараби и Ибн Рушдом и перевод которой оказал решающее влияние на появление целой традиции этического философствования в духе античности, соединявшей аристотелизм с платоновской психологией и неоплатонической космологией. Основным источником восприятия последней стала "Теология Аристотеля", содержавшая пересказ последних глав плотиновских "Эннеад". Основные диалоги Платона, тексты Александра Афродисийского, Галена и других мыслителей составили, вкупе с аристотелевским наследием, прочную базу существования "греческой" (по выражению арабов) линии в этике.

§ 1. Личное совершенство: исправление нравов и обретение добродетелей

Основным направлением этой традиции стало исследование добродетелей (фадаиль) и пороков (разиля, мн. разаиль). Добродетель понималась, в соответствии с аристотелевским учением, как "середина" между двумя порочными крайностями. Определенная систематизация достигалась путем выделения кардинальных добродетелей в духе античности, хотя такое выделение было не всегда последовательным. Арабо-мусульманские авторы демонстрируют изрядное остроумие и находчивость, описывая всевозможные нюансы характеров в их проявлениях.

Первое систематическое изложение такого рода принадлежит Яхъя Ибн Ади (ум. 974). Как и последующие произведения этого жанра, оно называется "Тахзиб аль-ахляк" ("Исправление нравов") и имеет с ними ту общую черту, что нравы (предрасположенности-ахляк) понимаются как и присущие от природы (инстинкты), и благоприобретаемые, причем целью человека является улучшение своих нравов, приобретение похвальных черт характера и избавление от порицаемых. Для того чтобы облегчить выполнение этой задачи, и предпринимается систематическое изложение нравов. Другой общей чертой сочинений этого рода служит подчеркнутая необходимость главенства разума (разумной части души), который единственно способен унять низшие части души и доставить человеку совершенство. Источником зла Ибн Ади считает низшую, вожделеющую часть души, хотя и средняя, гневливая, также способна вызвать проявление отрицательных качеств в человеке. Помимо контроля разума, большую роль в воспитании похвальных черт характера имеет привычка, а следовательно, окружение, в котором человек воспитывается с детства. В отличие от других авторов этого направления, Ибн Ади не систематизирует похвальные и отрицательные качества в соответствии с тремя частями души, а дает их список, который у него довольно близок к тем, которые характерны для выделявшихся в мусульманской этике.

Мискавейху, известному философу и историку, принадлежит "Тахзиб аль-ахляк ва татхир аль-ара'" ("Исправление нравов и очищение взглядов"). Наставительно-дидактический характер этого сочинения хорошо заметен уже в его названии. Точно не установлено, был ли Мискавейх знаком с одноименным сочинением Ибн Ади. Во всяком случае, цель человека в его изложении весьма близка той, что заявлена его предшественником: постоянно приобретать предрасположенности к правильным действиям. Мискавейх устанавливает, в согласии с Платоном, субстанциальность души, ее неуничтожимость и бессмертный характер. Под добродетелью Мискавейх понимает, следуя "Никомаховой этике", совершенство разумной части души, которая должна главенствовать над теми ее частями, что связаны с телом. Вместе с тем, переходя к классификации добродетелей, Мискавейх ставит в соответствие каждой части (или способности, что для него синонимы) души особую добродетель, что согласуется скорее с платонизмом. Разумной части души соответствует мудрость, гневливой - мужество, а вожделеющей - воздержанность. Справедливость, четвертая добродетель, является следствием гармонии названных трех. Каждая из добродетелей определяется в духе Аристотеля как середина между двумя крайностями - пороками. Наряду со справедливостью (ей посвящен и отдельный трактат "Фи махийят аль-адль" - "О существе справедливости"; справедливость понимается в аристотелевском духе, как равенство и точная пропорция), особое внимание Мискавейх уделяет исследованию дружбы (садака, махабба). Это понятие следует сопоставлять и с аристотелевским philia, и с платоновским eros, хотя с первым все же больше, чем со вторым. Дружба людей преследует цель достичь удовольствие, благо, пользу или же соединение всех трех элементов; дружба неодушевленных предметов основана на математических пропорциях, обеспечивающих их гармоничное сочетание. Высшее из удовольствий связано с разумом, который способен совершенно отдельно от тела испытывать страстную любовь (ишк) к Первоначалу, которая описывается Мискавейхом в духе неоплатонизма. Очищение разумной субстанции от всех телесных привязанностей и достижение совершенства в познании дает возможность соединения (иттисаль) с миром божественного: тогда человек ощущает себя микрокосмом, осуществившим в себе формы всего бытийствующего и тождественным со всем миром. Это и есть высшее счастье (саада), доступное человеку.

Блестящий ученый, астроном, философ Насир ад-Дин ат-Туси, известный своими исмаилитскими симпатиями (хотя, возможно, выражавший их не всегда независимо от политической конъюнктуры) создает по подобию мискавейховского сочинения собственный труд по этике на персидском языке, получивший название "Ахляк-и Наси-ри" ("Насирова этика") по имени покровительствовавшего ему исма-илитского правителя Гулистана. По признанию автора, целью сочинения служит переложить на персидский "Исправление нравов" Мискавейха. Ат-Туси различает абсолютное и относительное благо и отождествляет благо с совершенством. Счастье человека Аристотель, а также его предшественники - Пифагор, Сократ, Платон рассматривали, по ат-Туси, как результат развития четырех добродетелей: мудрости, мужества, воздержанности и справедливости. Эти добродетели связаны исключительно с душой, а не с телом. В отличие от своего предшественника, ат-Туси включает в сферу этического философствования домоводство и политику. Правитель, согласно ат-Туси, возглавляет иерархию совершенства, получает божественное вдохновение и является законодателем; в этих тезисах явно отразились шиитско-исмаилитские симпатии ат-Туси.

Наиболее ярким пропагандистом "философского образа жизни" - своеобразного сократического идеала является Абу Бакр ар-Рази (ум. ок. 925). Считавший Платона величайшим философом, он в "ат-Тыбб ар-руханийй" ("Духовное врачевание"), своем наиболее известном сочинении по этике, занимает платонические позиции, утверждая трехчастное деление души и выступая с резким осуждением гедонизма. Ар-Рази пишет, что Платон различал разумную (божественную), гневливую (животную) и вожделеющую (растительную) души, из которых две последние созданы ради первой - той, которая единственная способна обеспечить освобождение души из-под власти тела. Цель духовного врачевания - посредством доказательств "выровнять" (та'диль) все три части души. Вполне в согласии с Платоном ар-Рази определяет удовольствие как "возвращение к природе", к гармонии, нарушение которой и является страданием. Поскольку это так, беспредельное удовольствие невозможно, и гедонисты стремятся обрести несуществующее. Подлинной целью человека должно быть руководство разумом, а подлинный идеал представлен фигурой мудреца, обретшего совершенство в искусстве аподиктического доказательства (бурхан) и в главных науках - математике, физике и философии. Мудрец неуязвим для печали и заботы (гамм), поскольку понимает бренность мира и свободен от страстей и привязанностей.

§ 2. Политическая утопия: "добродетельный город" аль-фараби

Абу Наср аль-Фараби вошел в историю классической арабо-мусульманской мысли в числе прочего и как наиболее яркий политический философ, продолжавший линию античности. Он озабочен не только личным, но также и общественным совершенством, и его "добродетельный град" (мадина фадыля) построен на принципах, заимствованных прежде всего из платонизма, хотя неоплатонические и аристотелевские элементы построения его учения невозможно недооценить. Политическая философия аль-Фараби имела мало общего с той политической теорией в арабо-мусульманской культуре, которая была ориентирована на реалии исламского государства и представлена в первую очередь именем аль-Маварди (974-1058).


fizicheskaya-rekreaciya-s-o-naumchik-belkoopsoyuz-uchrezhdenie-obrazovaniya-belorusskij-torgovo-ekonomicheskij-universitet.html
fizicheski-za-atlantidoj-sleduet-posleatlanticheskij-period-sostoyashij-iz-semi-epoh-v-chetvertoj-posleatlanticheskoj-epohe-na-dushevnom-plane.html
fizicheskie-harakteristiki-provodov-i-provoloki-stalnie-konstrukcii.html
fizicheskie-kachestva-beguna-polunin-aleksandr-ivanovich-shkola-bega-vyacheslava-evstratova.html
fizicheskie-metodi-issledovaniya-v-astronomii.html
fizicheskie-nauki-teoreticheskaya-eksperimentalnaya-i-spisok-studentov-nagrazhdennih-diplomom.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-seminarskim-zanyatiyam-i-zadaniya-po-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-dlya-studentov-ochnogo-i-zaochnogo-obucheniya-specialnosti-1-24-01-02-pravovedenie-stranica-6.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-haraktere-hristianskoj-zhizni-discipline-lyubvi.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vtoroj-doshkolnij-period-razvitiya-rebenka.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sekcii-informatika-zhurnalistika-literaturnoe-tvorchestvo-istoriya-iskusstv-matematika.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-skazaniya-uladskogo-cikla-kniga-rasskazivaet-o-proishozhdenii-religii-mifah-i-predaniyah-keltov-odnogo.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vzaimosvyaz-patrioticheskogo-vospitaniya-i-fizicheskoj-podgotovki-yunoshej-doprizivnogo-vozrasta.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabota-shkolnoj-biblioteki-otkritij-publichnij-doklad.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-proizvodstvennoj-deyatelnosti-spk-rus-vohomskogo-rajona-kostromskoj-oblasti-i-opredelenie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-metodicheskaya-sistema-obucheniya-geometrii-v-osnovnoj-shkole-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu.html
  • composition.bystrickaya.ru/ocherk-prirodi-istoricheskij-ocherk-turistsko-ekskursionnie-marshruti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/ris3-struktura-ekonomiki-regiona-s-uchetom-transportnoj-sostavlyayushej-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gidrogeohimicheskij-monitoring-vulkana-mutnovuskij-kamchatka-vibor-i-aprobaciya-geohimicheskogo-metoda-prognoza-ego-izverzhenij.html
  • testyi.bystrickaya.ru/amurenergosbit-novosti-oao-dek-7.html
  • predmet.bystrickaya.ru/seksualnaya-simvolika-v-kulture.html
  • universitet.bystrickaya.ru/t-a-b-l-i-c-a-2-chislovie-znacheniya-k-zadache-2-metodicheskie-ukazaniya-kraschetno-graficheskoj-rabote-po-soprotivleniyu.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vramkah-provedeniya-goda-rossijskoj-istorii-kafedra-kulturi-i-kommunikativnih-tehnologij-sovmestno-s-kafedroj-filosofii-fakulteta-gumanitarnogo-obrazovaniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/goloprizhki-veri-majkl-talbot-golograficheskaya-vselennaya-chasti-1-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-razrabotano-predstavitelyami-shestnadcati-regionov-rossijskoj-federacii-avtorskij-kollektiv-predstavlen-professorsko-prepodavatelskim-sostavom-ipk-i-pedagogicheskih-universitetov-stranica-5.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-metodi-modelirovaniya-i-prognozirovaniya-ekonomiki-napravlenie-podgotovki-080100-62-ekonomika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trudovie-resursi-oplata-truda-i-proizvoditelnost-truda-v-rastenievodstve.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/42-poryadok-vipolneniya-raboti-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-dlya-studentov-specialnosti.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-drondu-departamenta-selskogo-hozyajstva-i-pererabativayushej-promishlennosti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/antuan-de-sent-ekzyuperi-stranica-9.html
  • abstract.bystrickaya.ru/25denezhnie-sredstva-i-ih-ekvivalenti-otchetnost-ooo-kb-ikf.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-7-skolko-nado-golodat-vsovetskoj-i-zarubezhnoj-literature-vse-bolee-populyarnimi-stanovyatsya-termini-naturopati.html
  • knigi.bystrickaya.ru/simferopol-nevatim-10-programmi-letnih-semejnih-lagerej-2009-soderzhanie-harkov-tajnie-znaki-i-chudesa.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-3-klass-uroka.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/silvestr-levaj-mihael-kunce-mocart-vengerskij-tekst-peter-siami-myuller.html
  • writing.bystrickaya.ru/29-rekomendacii-po-pravilnomu-kombinirovaniyu-allen-karr-legkij-sposob-sbrosit-ves-allen-karr-legkij-sposob-sbrosit-ves.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/r-ravnomernoe-dvizhenie-zhidkosti-po-n-n-pavlovskomu-slovar-po-gidrogeologii-i-inzhenernoj-geologii-annotaciya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-xv-detskogo-cerebralnogo-paralicha.html
  • studies.bystrickaya.ru/brak-v-drevnem-rime.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yu-v-latov-intellektualnaya-odisseya-odessita-roberta-fogelya.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-2-organizacionno-normativnoe-obespechenie-utverzhden-i-vveden-v-dejstvie-reshenie.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologichnost-detalej-mashin.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.