.RU

Этика в мусульманских обществах

А.А. Гусейнов

Этика в мусульманских обществах представлена теми учениями, для которых не характерны системообразующие принципы мусульманской этики: принцип непосредственной связанности внешнего и внутреннего и принцип перевешивающего баланса. Это в первую очередь учения последователей античной мудрости, а также этика раннего ишракизма (философии озарения). Вместе с тем непроходимой границы между мусульманской этикой и этикой в мусульманских обществах не существует, поскольку последняя развивалась в лоне арабо-мусульманской цивилизации и не могла остаться вовсе чуждой ее влиянию.

Арабоязычный перипатетизм, одна из школ классической арабо-мусульманской философии, представлен прежде всего именами аль-Кинди (800-879), аль-Фараби (870-950), Ибн Сины (Авиценны 980-1037), Ибн Туфейля (1110-1185), Ибн Рушда (Аверроэса 1126-1198). Эти мыслители не только следовали античным образцам философствования, но и выдвигали собственные философские концепции, независимые от аристотелизма (например, концепция разделения самости и существования или концепция яйности, развитые Ибн Синой). Другие авторы, такие как Мискавейх (932-1030) или Насир ад-Дин ат-Туси (1201-1274), в основном ограничивались воспроизведением, пусть и в новых формах, античной мудрости, зачастую соединяя с ней образцы арабо-персидской культуры. И арабоязычные перипатетики, и другие авторы, продолжавшие античную линию в этике, не ограничивали себя следованием какой-то одной школе, а чаще всего соединяли аристотелевские, платонические, неоплатонические и стоические мотивы.

Приблизительно за полтора века до начала арабских завоеваний начинается активное распространение аристотелизма на территориях, позже вошедших в состав арабского халифата, прежде всего в Иране. Позже, начиная с IX в. на арабский переводятся практически все произведения Аристотеля. О его популярности среди образованных кругов арабо-мусульманского государства свидетельствует данный ему почетный титул "Первый учитель". В числе аристотелевских сочинений - "Никомахова этика", которая комментировалась аль-Фараби и Ибн Рушдом и перевод которой оказал решающее влияние на появление целой традиции этического философствования в духе античности, соединявшей аристотелизм с платоновской психологией и неоплатонической космологией. Основным источником восприятия последней стала "Теология Аристотеля", содержавшая пересказ последних глав плотиновских "Эннеад". Основные диалоги Платона, тексты Александра Афродисийского, Галена и других мыслителей составили, вкупе с аристотелевским наследием, прочную базу существования "греческой" (по выражению арабов) линии в этике.

§ 1. Личное совершенство: исправление нравов и обретение добродетелей

Основным направлением этой традиции стало исследование добродетелей (фадаиль) и пороков (разиля, мн. разаиль). Добродетель понималась, в соответствии с аристотелевским учением, как "середина" между двумя порочными крайностями. Определенная систематизация достигалась путем выделения кардинальных добродетелей в духе античности, хотя такое выделение было не всегда последовательным. Арабо-мусульманские авторы демонстрируют изрядное остроумие и находчивость, описывая всевозможные нюансы характеров в их проявлениях.

Первое систематическое изложение такого рода принадлежит Яхъя Ибн Ади (ум. 974). Как и последующие произведения этого жанра, оно называется "Тахзиб аль-ахляк" ("Исправление нравов") и имеет с ними ту общую черту, что нравы (предрасположенности-ахляк) понимаются как и присущие от природы (инстинкты), и благоприобретаемые, причем целью человека является улучшение своих нравов, приобретение похвальных черт характера и избавление от порицаемых. Для того чтобы облегчить выполнение этой задачи, и предпринимается систематическое изложение нравов. Другой общей чертой сочинений этого рода служит подчеркнутая необходимость главенства разума (разумной части души), который единственно способен унять низшие части души и доставить человеку совершенство. Источником зла Ибн Ади считает низшую, вожделеющую часть души, хотя и средняя, гневливая, также способна вызвать проявление отрицательных качеств в человеке. Помимо контроля разума, большую роль в воспитании похвальных черт характера имеет привычка, а следовательно, окружение, в котором человек воспитывается с детства. В отличие от других авторов этого направления, Ибн Ади не систематизирует похвальные и отрицательные качества в соответствии с тремя частями души, а дает их список, который у него довольно близок к тем, которые характерны для выделявшихся в мусульманской этике.

Мискавейху, известному философу и историку, принадлежит "Тахзиб аль-ахляк ва татхир аль-ара'" ("Исправление нравов и очищение взглядов"). Наставительно-дидактический характер этого сочинения хорошо заметен уже в его названии. Точно не установлено, был ли Мискавейх знаком с одноименным сочинением Ибн Ади. Во всяком случае, цель человека в его изложении весьма близка той, что заявлена его предшественником: постоянно приобретать предрасположенности к правильным действиям. Мискавейх устанавливает, в согласии с Платоном, субстанциальность души, ее неуничтожимость и бессмертный характер. Под добродетелью Мискавейх понимает, следуя "Никомаховой этике", совершенство разумной части души, которая должна главенствовать над теми ее частями, что связаны с телом. Вместе с тем, переходя к классификации добродетелей, Мискавейх ставит в соответствие каждой части (или способности, что для него синонимы) души особую добродетель, что согласуется скорее с платонизмом. Разумной части души соответствует мудрость, гневливой - мужество, а вожделеющей - воздержанность. Справедливость, четвертая добродетель, является следствием гармонии названных трех. Каждая из добродетелей определяется в духе Аристотеля как середина между двумя крайностями - пороками. Наряду со справедливостью (ей посвящен и отдельный трактат "Фи махийят аль-адль" - "О существе справедливости"; справедливость понимается в аристотелевском духе, как равенство и точная пропорция), особое внимание Мискавейх уделяет исследованию дружбы (садака, махабба). Это понятие следует сопоставлять и с аристотелевским philia, и с платоновским eros, хотя с первым все же больше, чем со вторым. Дружба людей преследует цель достичь удовольствие, благо, пользу или же соединение всех трех элементов; дружба неодушевленных предметов основана на математических пропорциях, обеспечивающих их гармоничное сочетание. Высшее из удовольствий связано с разумом, который способен совершенно отдельно от тела испытывать страстную любовь (ишк) к Первоначалу, которая описывается Мискавейхом в духе неоплатонизма. Очищение разумной субстанции от всех телесных привязанностей и достижение совершенства в познании дает возможность соединения (иттисаль) с миром божественного: тогда человек ощущает себя микрокосмом, осуществившим в себе формы всего бытийствующего и тождественным со всем миром. Это и есть высшее счастье (саада), доступное человеку.

Блестящий ученый, астроном, философ Насир ад-Дин ат-Туси, известный своими исмаилитскими симпатиями (хотя, возможно, выражавший их не всегда независимо от политической конъюнктуры) создает по подобию мискавейховского сочинения собственный труд по этике на персидском языке, получивший название "Ахляк-и Наси-ри" ("Насирова этика") по имени покровительствовавшего ему исма-илитского правителя Гулистана. По признанию автора, целью сочинения служит переложить на персидский "Исправление нравов" Мискавейха. Ат-Туси различает абсолютное и относительное благо и отождествляет благо с совершенством. Счастье человека Аристотель, а также его предшественники - Пифагор, Сократ, Платон рассматривали, по ат-Туси, как результат развития четырех добродетелей: мудрости, мужества, воздержанности и справедливости. Эти добродетели связаны исключительно с душой, а не с телом. В отличие от своего предшественника, ат-Туси включает в сферу этического философствования домоводство и политику. Правитель, согласно ат-Туси, возглавляет иерархию совершенства, получает божественное вдохновение и является законодателем; в этих тезисах явно отразились шиитско-исмаилитские симпатии ат-Туси.

Наиболее ярким пропагандистом "философского образа жизни" - своеобразного сократического идеала является Абу Бакр ар-Рази (ум. ок. 925). Считавший Платона величайшим философом, он в "ат-Тыбб ар-руханийй" ("Духовное врачевание"), своем наиболее известном сочинении по этике, занимает платонические позиции, утверждая трехчастное деление души и выступая с резким осуждением гедонизма. Ар-Рази пишет, что Платон различал разумную (божественную), гневливую (животную) и вожделеющую (растительную) души, из которых две последние созданы ради первой - той, которая единственная способна обеспечить освобождение души из-под власти тела. Цель духовного врачевания - посредством доказательств "выровнять" (та'диль) все три части души. Вполне в согласии с Платоном ар-Рази определяет удовольствие как "возвращение к природе", к гармонии, нарушение которой и является страданием. Поскольку это так, беспредельное удовольствие невозможно, и гедонисты стремятся обрести несуществующее. Подлинной целью человека должно быть руководство разумом, а подлинный идеал представлен фигурой мудреца, обретшего совершенство в искусстве аподиктического доказательства (бурхан) и в главных науках - математике, физике и философии. Мудрец неуязвим для печали и заботы (гамм), поскольку понимает бренность мира и свободен от страстей и привязанностей.

§ 2. Политическая утопия: "добродетельный город" аль-фараби

Абу Наср аль-Фараби вошел в историю классической арабо-мусульманской мысли в числе прочего и как наиболее яркий политический философ, продолжавший линию античности. Он озабочен не только личным, но также и общественным совершенством, и его "добродетельный град" (мадина фадыля) построен на принципах, заимствованных прежде всего из платонизма, хотя неоплатонические и аристотелевские элементы построения его учения невозможно недооценить. Политическая философия аль-Фараби имела мало общего с той политической теорией в арабо-мусульманской культуре, которая была ориентирована на реалии исламского государства и представлена в первую очередь именем аль-Маварди (974-1058).


fizicheskaya-rekreaciya-s-o-naumchik-belkoopsoyuz-uchrezhdenie-obrazovaniya-belorusskij-torgovo-ekonomicheskij-universitet.html
fizicheski-za-atlantidoj-sleduet-posleatlanticheskij-period-sostoyashij-iz-semi-epoh-v-chetvertoj-posleatlanticheskoj-epohe-na-dushevnom-plane.html
fizicheskie-harakteristiki-provodov-i-provoloki-stalnie-konstrukcii.html
fizicheskie-kachestva-beguna-polunin-aleksandr-ivanovich-shkola-bega-vyacheslava-evstratova.html
fizicheskie-metodi-issledovaniya-v-astronomii.html
fizicheskie-nauki-teoreticheskaya-eksperimentalnaya-i-spisok-studentov-nagrazhdennih-diplomom.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-vvedenie-v-teoriyu-kommunikacii-dlya-specialnosti-030200-62-politologiya-i.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posleslovie-andrej-slyushkin-predstavlyaet.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-atomnoj-energetiki-v-ukraine-chast-3.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/koncepciya-gosudarstvennoj-politiki.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-konstruirovaniya-i-nadezhnosti-elektricheskih-mashin-stranica-7.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistemnij-analiz-i-formirovanie-trebovanij-k-razrabativaemomu-resheniyu-organizaciya-i-vnedrenie-izmenenij-vnutri-organizacii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analz-kupvelno-spromozhnost-groshovih-koshtv.html
  • school.bystrickaya.ru/issledovanie-zaryazhennih-aerozolej-elektroopticheskim-metodom.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-transpozicii-vremennih-form-glagola-v-russkom-yazike.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/reest-rorganizacij-po-proizvodstvu-pishevih-produktov-i-napitkov-dlya-uchastiya-v-akcii-pokupaj-stavropolskoe.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernij-uchebnij-plan-podgotovki-bakalavrov-primernie-programmi-disciplin-trebovaniya-k-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-vipusknikov-bakalavriata.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-6-strategii-cenovoj-politiki-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-volgograd-2006.html
  • write.bystrickaya.ru/finansovij-plan-predpriyatiya-zakon-ukraini-ob-obshegosudarstvennoj-programme-reformirovaniya-i-razvitiya-zhilishno-kommunalnogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/valentinovich-bianki-pervaya-ohota.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-vospitatelnoj-raboti-v-7-bklasse-mou-sosh7-g-alatirya-chuvashskoj-respubliki-na-20082009-uchebnij-god.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-vipolneniya-izmerenij-temperaturi-gazoobraznogo-topliva-postavlyaemogo-na-tes-rd-153-34-0-11-337-97.html
  • esse.bystrickaya.ru/razlichiya-turoperatorov-i-turagentov.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncept-vremya-v-russkom-i-anglijskom-yazikah-diplom.html
  • student.bystrickaya.ru/126tematicheskij-plan-prakticheskih-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-praktika-dlya-specialnostej-080502-ekonomika.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-48-kod-da-vinchi-den-braun-perevod-s-anglijskogo-n-rejn-ocr-klim.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nacionalnie-prioriteti-po-privlecheniyu-inostrannih-investicij.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnoe-modelirovanie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-iv-krizis-srednego-vozrasta-kursovaya-rabota-po-vozrastnoj-psihologii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sozdanie-nishi-osnovnie-harakteristiki-sovremennogo-etapa-marketinga.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-ii-para-moskva-gosudarstvennoe-izdatelstvo-geograficheskoj-literaturi1958.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poslanie-glavi-gosudarstva.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-biofizika-ves-kurs-ezhenedelno.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialnie-predprinimateli-vnov-poluchat-podderzhku-gosudarstvo-reshilo-pomogat-negosudarstvennim-organizaciyam.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mtv-ili-kak-video-pogubilo-zvezdu-radio.html
  • literature.bystrickaya.ru/dlya-spravki-promishlennoe-stroitelstvo-cfo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reklamnie-argumenti-i-ih-ispolzovanie-v-zagolovkah-igra-so-shriftami-i-ee-ispolzovanie-v-reklamnih-zagolovkah.html
  • abstract.bystrickaya.ru/35rashodi-budushih-periodov-ezhekvartalnij-otchet-zakritoe-akcionernoe-obshestvo-mospromstroj-kod-emitenta.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-6-osobennosti-metodov-sovremennogo-eksperimentalno-matematicheskogo-estestvoznaniya-sistemnij-podhod-kak-ego-vazhnejshaya-paradigma.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-direktora-mou-srednyaya-shkola-5.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/visokaya-moda-kostyum-i-samoidentifikaciya-na-rusi-i-v-srednej-shvecii-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferenciya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.