Этика в мусульманских обществах
.RU

Этика в мусульманских обществах

А.А. Гусейнов

Этика в мусульманских обществах представлена теми учениями, для которых не характерны системообразующие принципы мусульманской этики: принцип непосредственной связанности внешнего и внутреннего и принцип перевешивающего баланса. Это в первую очередь учения последователей античной мудрости, а также этика раннего ишракизма (философии озарения). Вместе с тем непроходимой границы между мусульманской этикой и этикой в мусульманских обществах не существует, поскольку последняя развивалась в лоне арабо-мусульманской цивилизации и не могла остаться вовсе чуждой ее влиянию.

Арабоязычный перипатетизм, одна из школ классической арабо-мусульманской философии, представлен прежде всего именами аль-Кинди (800-879), аль-Фараби (870-950), Ибн Сины (Авиценны 980-1037), Ибн Туфейля (1110-1185), Ибн Рушда (Аверроэса 1126-1198). Эти мыслители не только следовали античным образцам философствования, но и выдвигали собственные философские концепции, независимые от аристотелизма (например, концепция разделения самости и существования или концепция яйности, развитые Ибн Синой). Другие авторы, такие как Мискавейх (932-1030) или Насир ад-Дин ат-Туси (1201-1274), в основном ограничивались воспроизведением, пусть и в новых формах, античной мудрости, зачастую соединяя с ней образцы арабо-персидской культуры. И арабоязычные перипатетики, и другие авторы, продолжавшие античную линию в этике, не ограничивали себя следованием какой-то одной школе, а чаще всего соединяли аристотелевские, платонические, неоплатонические и стоические мотивы.

Приблизительно за полтора века до начала арабских завоеваний начинается активное распространение аристотелизма на территориях, позже вошедших в состав арабского халифата, прежде всего в Иране. Позже, начиная с IX в. на арабский переводятся практически все произведения Аристотеля. О его популярности среди образованных кругов арабо-мусульманского государства свидетельствует данный ему почетный титул "Первый учитель". В числе аристотелевских сочинений - "Никомахова этика", которая комментировалась аль-Фараби и Ибн Рушдом и перевод которой оказал решающее влияние на появление целой традиции этического философствования в духе античности, соединявшей аристотелизм с платоновской психологией и неоплатонической космологией. Основным источником восприятия последней стала "Теология Аристотеля", содержавшая пересказ последних глав плотиновских "Эннеад". Основные диалоги Платона, тексты Александра Афродисийского, Галена и других мыслителей составили, вкупе с аристотелевским наследием, прочную базу существования "греческой" (по выражению арабов) линии в этике.

§ 1. Личное совершенство: исправление нравов и обретение добродетелей

Основным направлением этой традиции стало исследование добродетелей (фадаиль) и пороков (разиля, мн. разаиль). Добродетель понималась, в соответствии с аристотелевским учением, как "середина" между двумя порочными крайностями. Определенная систематизация достигалась путем выделения кардинальных добродетелей в духе античности, хотя такое выделение было не всегда последовательным. Арабо-мусульманские авторы демонстрируют изрядное остроумие и находчивость, описывая всевозможные нюансы характеров в их проявлениях.

Первое систематическое изложение такого рода принадлежит Яхъя Ибн Ади (ум. 974). Как и последующие произведения этого жанра, оно называется "Тахзиб аль-ахляк" ("Исправление нравов") и имеет с ними ту общую черту, что нравы (предрасположенности-ахляк) понимаются как и присущие от природы (инстинкты), и благоприобретаемые, причем целью человека является улучшение своих нравов, приобретение похвальных черт характера и избавление от порицаемых. Для того чтобы облегчить выполнение этой задачи, и предпринимается систематическое изложение нравов. Другой общей чертой сочинений этого рода служит подчеркнутая необходимость главенства разума (разумной части души), который единственно способен унять низшие части души и доставить человеку совершенство. Источником зла Ибн Ади считает низшую, вожделеющую часть души, хотя и средняя, гневливая, также способна вызвать проявление отрицательных качеств в человеке. Помимо контроля разума, большую роль в воспитании похвальных черт характера имеет привычка, а следовательно, окружение, в котором человек воспитывается с детства. В отличие от других авторов этого направления, Ибн Ади не систематизирует похвальные и отрицательные качества в соответствии с тремя частями души, а дает их список, который у него довольно близок к тем, которые характерны для выделявшихся в мусульманской этике.

Мискавейху, известному философу и историку, принадлежит "Тахзиб аль-ахляк ва татхир аль-ара'" ("Исправление нравов и очищение взглядов"). Наставительно-дидактический характер этого сочинения хорошо заметен уже в его названии. Точно не установлено, был ли Мискавейх знаком с одноименным сочинением Ибн Ади. Во всяком случае, цель человека в его изложении весьма близка той, что заявлена его предшественником: постоянно приобретать предрасположенности к правильным действиям. Мискавейх устанавливает, в согласии с Платоном, субстанциальность души, ее неуничтожимость и бессмертный характер. Под добродетелью Мискавейх понимает, следуя "Никомаховой этике", совершенство разумной части души, которая должна главенствовать над теми ее частями, что связаны с телом. Вместе с тем, переходя к классификации добродетелей, Мискавейх ставит в соответствие каждой части (или способности, что для него синонимы) души особую добродетель, что согласуется скорее с платонизмом. Разумной части души соответствует мудрость, гневливой - мужество, а вожделеющей - воздержанность. Справедливость, четвертая добродетель, является следствием гармонии названных трех. Каждая из добродетелей определяется в духе Аристотеля как середина между двумя крайностями - пороками. Наряду со справедливостью (ей посвящен и отдельный трактат "Фи махийят аль-адль" - "О существе справедливости"; справедливость понимается в аристотелевском духе, как равенство и точная пропорция), особое внимание Мискавейх уделяет исследованию дружбы (садака, махабба). Это понятие следует сопоставлять и с аристотелевским philia, и с платоновским eros, хотя с первым все же больше, чем со вторым. Дружба людей преследует цель достичь удовольствие, благо, пользу или же соединение всех трех элементов; дружба неодушевленных предметов основана на математических пропорциях, обеспечивающих их гармоничное сочетание. Высшее из удовольствий связано с разумом, который способен совершенно отдельно от тела испытывать страстную любовь (ишк) к Первоначалу, которая описывается Мискавейхом в духе неоплатонизма. Очищение разумной субстанции от всех телесных привязанностей и достижение совершенства в познании дает возможность соединения (иттисаль) с миром божественного: тогда человек ощущает себя микрокосмом, осуществившим в себе формы всего бытийствующего и тождественным со всем миром. Это и есть высшее счастье (саада), доступное человеку.

Блестящий ученый, астроном, философ Насир ад-Дин ат-Туси, известный своими исмаилитскими симпатиями (хотя, возможно, выражавший их не всегда независимо от политической конъюнктуры) создает по подобию мискавейховского сочинения собственный труд по этике на персидском языке, получивший название "Ахляк-и Наси-ри" ("Насирова этика") по имени покровительствовавшего ему исма-илитского правителя Гулистана. По признанию автора, целью сочинения служит переложить на персидский "Исправление нравов" Мискавейха. Ат-Туси различает абсолютное и относительное благо и отождествляет благо с совершенством. Счастье человека Аристотель, а также его предшественники - Пифагор, Сократ, Платон рассматривали, по ат-Туси, как результат развития четырех добродетелей: мудрости, мужества, воздержанности и справедливости. Эти добродетели связаны исключительно с душой, а не с телом. В отличие от своего предшественника, ат-Туси включает в сферу этического философствования домоводство и политику. Правитель, согласно ат-Туси, возглавляет иерархию совершенства, получает божественное вдохновение и является законодателем; в этих тезисах явно отразились шиитско-исмаилитские симпатии ат-Туси.

Наиболее ярким пропагандистом "философского образа жизни" - своеобразного сократического идеала является Абу Бакр ар-Рази (ум. ок. 925). Считавший Платона величайшим философом, он в "ат-Тыбб ар-руханийй" ("Духовное врачевание"), своем наиболее известном сочинении по этике, занимает платонические позиции, утверждая трехчастное деление души и выступая с резким осуждением гедонизма. Ар-Рази пишет, что Платон различал разумную (божественную), гневливую (животную) и вожделеющую (растительную) души, из которых две последние созданы ради первой - той, которая единственная способна обеспечить освобождение души из-под власти тела. Цель духовного врачевания - посредством доказательств "выровнять" (та'диль) все три части души. Вполне в согласии с Платоном ар-Рази определяет удовольствие как "возвращение к природе", к гармонии, нарушение которой и является страданием. Поскольку это так, беспредельное удовольствие невозможно, и гедонисты стремятся обрести несуществующее. Подлинной целью человека должно быть руководство разумом, а подлинный идеал представлен фигурой мудреца, обретшего совершенство в искусстве аподиктического доказательства (бурхан) и в главных науках - математике, физике и философии. Мудрец неуязвим для печали и заботы (гамм), поскольку понимает бренность мира и свободен от страстей и привязанностей.

§ 2. Политическая утопия: "добродетельный город" аль-фараби

Абу Наср аль-Фараби вошел в историю классической арабо-мусульманской мысли в числе прочего и как наиболее яркий политический философ, продолжавший линию античности. Он озабочен не только личным, но также и общественным совершенством, и его "добродетельный град" (мадина фадыля) построен на принципах, заимствованных прежде всего из платонизма, хотя неоплатонические и аристотелевские элементы построения его учения невозможно недооценить. Политическая философия аль-Фараби имела мало общего с той политической теорией в арабо-мусульманской культуре, которая была ориентирована на реалии исламского государства и представлена в первую очередь именем аль-Маварди (974-1058).


fizicheskaya-rekreaciya-s-o-naumchik-belkoopsoyuz-uchrezhdenie-obrazovaniya-belorusskij-torgovo-ekonomicheskij-universitet.html
fizicheski-za-atlantidoj-sleduet-posleatlanticheskij-period-sostoyashij-iz-semi-epoh-v-chetvertoj-posleatlanticheskoj-epohe-na-dushevnom-plane.html
fizicheskie-harakteristiki-provodov-i-provoloki-stalnie-konstrukcii.html
fizicheskie-kachestva-beguna-polunin-aleksandr-ivanovich-shkola-bega-vyacheslava-evstratova.html
fizicheskie-metodi-issledovaniya-v-astronomii.html
fizicheskie-nauki-teoreticheskaya-eksperimentalnaya-i-spisok-studentov-nagrazhdennih-diplomom.html
  • desk.bystrickaya.ru/omolozhenie-po-metodike-g-p-grabovogo-zheltaya-kniga-posobie-dlya-nachinayushih-sostavlennoe-na-osnove-ucheniya-g-p-grabovogo.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-vosmaya-o-ee-smerti-soobshil-mne-po-telefonu-starij-priyatel-natknuvshis-na-sluchajnie-strochki-v-gazete.html
  • writing.bystrickaya.ru/grov-vpravi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-osnasheniyu-rabochih-mest-dlya-detej-invalidov-i-pedagogicheskih-rabotnikov-a-takzhe-centrov-distancionnogo-obrazovaniya-detej-invalidov-kompyuternim-te.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vosmoj-doklad-17-aprelya-1909-g-pervij-doklad-12-aprelya-1909g-utrom.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/1-2-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-n.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azamatti-sterd-sotti-arauina-zrleu-turali.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-obshestvennij-koordinacionnij-sovet-po-vzaimodejstviyu-organov-kontroliruyushih-kachestvo-i-bezopasnost-produkcii-i-uslug-okazivaemih-naseleniyu-kraya-stranica-7.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-materialnie-rashodi-st-254-nalogovogo-kodeksa-rf-nalogovij-uchet-dlya-buhgaltera-2007-n-7.html
  • studies.bystrickaya.ru/kriminalisticheskaya-trasologiya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-iii-korolevstvo-niderlandov-obshie-svedeniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/uchet-cennih-bumag-gosudarstvennih-kratkosrochnih-obligacij-kaznachejskih-obyazatelstv-vekselej-chast-6.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yadernaya-kletka-kniga-adresovana-shirokomu-krugu-sereznih-chitatelej-v-tom-chisle-starshim-shkolnikam-studentam-i-prepodavatelyam.html
  • studies.bystrickaya.ru/konkurentosposobnost-firmi-na-rinke.html
  • education.bystrickaya.ru/3-mezhbyudzhetnie-otnosheniya-i-transferti-rabota-finansi-tema-17-byudzhetnaya-sistema-rossijskoj-federacii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/proekta-tempus-frau-hajdrun-peters-i-professor-iz-universiteta-g-tilburga-korolevstvo-niderlandi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-vtori-i-treti-normirat-grazhdanskoto-i-uglavnoto-sdoproizvodstvo-koito-ne-izcherpvat-cyalata-procesualna-materiya-glasnost-sstezatelnost-ustnost-i-neposredstvenost.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/market-leader-intermediate-business-english-stranica-9.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-osoznanie-smerti-moi-vospominaniya-uchimsya-priznavat-strah-smerti.html
  • urok.bystrickaya.ru/prepodobnij-varsonofij-optinskij-russkaya-katakombnaya-cerkov-istinnih-pravoslavnih-hrist-i-an-duhovnaya-konsistoriya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vidi-narushenij-konativnih-mehanizmov-propedevticheskij-kurs-obshej-psihologii-uchebnoe-posobie-spb-izd-vo-s-peterb.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vesllya-v-duhovnj-kultur-ukranskogo-narodu-chast-4.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemnie-voprosi-obsuzhdaemie-v-hode-konferencii-pediatriya.html
  • urok.bystrickaya.ru/poslanie-iudi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vopros-19audit-nematerialnih-aktivov-vopros-sushnost-audita-ego-ekonomicheskaya-obuslovlennost.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ocnka-dlovih-yakostej-pracvnikv-menedzherv-frmi-chast-5.html
  • education.bystrickaya.ru/2-po-konfiguracii-osnovnih-borozd-ris-24-a-b-mesta-proisshestviya-prakticheskoe-posobie-pod-red-a-i-dvorkina.html
  • holiday.bystrickaya.ru/napominaem-chto-shkola-konferenciya-prohodit-v-sroki-s-24-po-28-sentyabrya.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-12-pribil-i-rentabelnost.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-foruma-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-gosudarstvennaya-politika-v-oblasti-ohrani-okruzhayushej-sredi-i-racionalnoe-ispolzovanie-prirodnih-resursov.html
  • control.bystrickaya.ru/disciplini-metodologiya-i-metodika-mediaissledovanij-stranica-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/konsolidaciya-v-bankovskom-sektore-finansovij-krizis-i-novoe-finansovoe-zakonodatelstvo.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/car-elektrofor.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-po-volnam-sudbi-stranica-21.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-trinadcataya-chernij-tuman-sergej-palij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.