.RU

Естественнонаучный базис концепции Золотого миллиарда в свете информационного обеспечения социума - часть 5

- «массовая информатизация общества невозможна без ЭВМ с интеллектуальным (дружественным) интерфейсом, базирующемся на достижениях искусственного интеллекта (ИИ).

От исследований в области ИИ отделилось направление инженерии знаний - выявление, структурирование, формализация знаний для разработки интеллектуальных систем, систем, основанных на знаниях, или экспертных систем (ЭС).

ЭС - это компьютерные системы, аккумулирующие знания экспертов и фундаментальные знания в той или иной предметной области, обладающие способностью к логическим выводам и выступающие в качестве электронных консультантов для лиц, принимающих решения.

Системы, базирующиеся на знаниях различных предметных областей (базы знаний ), сегодня пользуются огромным спросом в мире. Так объем их продаж в 1990 г. составил 30-40 млн. $, а 1993 г. - 207 млн. $, и продолжает стремительно расти.

Что же осталось в области исследований И.И., так сказать, в узком смысле слова?

1. “Мягкие” вычисления . “Жесткие” вычисления - это работа по алгоритмам, “мягкие” же вычисления - это вычисления, при которых могут быть и новые задачи, и случайное нахождение того, что нужно. Таким образом, речь идет об эволюционных алгоритмах, моделировании эволюционных процессов.

2. Когнитивная графика (пифограмма). Это не иллюстративная графика, а графика, порождающая новые решения (познавательная графика). Глаз оператора фиксирует некоторую закономерность светового пятна - это снимается далее с ЭВМ как заготовка будущего решения, т.е. когнитивная графика, является визуальным изображением математики.

3. Виртуальная реальность . Средства информационной технологии и, в частности, человеко-машинного интерфейса, позволяют создать “виртуальный мир” - искусственное трехмерное пространство.

Первой фирмой виртуальной реальности явилась VPL Research (США), основанная в 1984 г. Джероном Леньером, автором самого термина “виртуальная реальность”.

4. Моделирование человеческих рассуждений (прикладные семиотические[1] системы). Основная проблема в том, что человеческие рассуждения не есть система.

В данной теме были рассмотрены категории и понятия теоретической информатики, без которых невозможен анализ информационных процессов в обществе, в дальнейших темах будут рассмотрены категории и понятия собственно социальной информатики.

Социальные коммуникации: история, современность, перспективы

Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды как пространства социальных коммуникаций.

Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она, как правило, выступает как объект техники, служащей определенным человеческим целям, которые выступают по отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Это ресурсный или технический подход к информационной среде.

Как только информационная среда начинает рассматриваться как средство коммуникации, не сводящейся к передаче фактических сведений, но связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов (7) и т.д., она выступает неотъемлемым фрагментом культуры и должна исследоваться в этом качестве.

Абсолютизации первого подхода предполагает веру в то, что технические возможности предопределяют цели развития общества (возникают технические утопии).

Абсолютизация второго подхода может привести к забвению технических возможностей информатизации, недооценке технических нововведений.

Информационный обмен в обществе и его эволюция.

Типы обменов в обществе :

- материальный;

- энергетический;

- информационный (актуален с середины ХХ века).

Целостная система характеризуется обменом между элементами (В.Г.Афанасьев).

Предметом нашего рассмотрения является информационный обмен. История совершенствования информационного обмена совпадает с историей создания и усовершенствования знаковых систем, техники создания знаков.

Основными фазами информационного обмена являются:

- устная фаза;

- письменная фаза;

- книжная фаза;

- компьютерная фаза.

Д.С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов, выдвинул формулу “цивилизация - это информация” (10).

Опираясь на количественные меры математической теории информации, Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом:

Уровень 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - 107 бит;

Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени - количество циркулирующей информации » 109 бит;

Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится 1011 бит информации;

Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается в 1017 бит;

Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом 1025 бит.

Рассмотрим вклад каждой исторической фазы в совершенствование эффективности информационного обмена.

1). Устная фаза.

Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества. Как отмечал Ф. Энгельс, “развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу”.

Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на его развитие в не меньшей степени.

Речь - отражение мыслительных процессов (вершина айсберга). Культура речи отражает развитие человека.

Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20% избыточностью. Это означает, что любое сообщение можно без потери информации сократить на 1/5, однако при этом резко уменьшается помехоустойчивость информации.

Ю.В.Рождественский выделил 10 до письменных знаковых систем:

- приметы, включая симптоматику народной медицины;

- гадания;

- предзнаменования (знаменья);

- язык;

- изобразительная группа: музыка; графико-живописная изобразительность, включая орнамент; пластика, танец, пантомима;

- прикладные искусства: архитектура, костюм, народные ремесла;

- измерительная группа: меры;

- пространственные ориентиры;

- сигналы в контуре управления;

- обряды.

2). Письменная фаза .

Помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии).

Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма моделирования природного и социального мира открывает общество, в строгом, научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах организации общества (11).

Письменность служит одним из важнейших средств сохранения языка в живом виде (12).

Проблема “левшей”, ее социальное значение .

“Переламывание” “левшей” на “правшей” в детском возрасте уменьшает возможности личностной реализации первых, их возможный вклад в интеллект нации.

Дорожные знаки - идиографическое письмо.

3). Книжная фаза.

Станок Гуттенберга(1440 - 1450) - начало эпохи книгопечатания.

Первая русская датированная печатная книга - “Апостол” - Иван Федоров, Петр Мстиславец - 1563-1564.

Появление возможности обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более массовый и оперативный обмен информацией.

“Книгопечатание явилось могучим орудием, которое охраняло мысль личности, увеличило ее силу в сотни раз” В.И.Вернадский.

Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу человека.

Избыточность текста (проза, поэзия).

Информационная способность стихов в 1,5 раза больше, чем прозы, т.е. сообщение в 150 строк может быть передано ста стихотворными строчками. Этот факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу в выражениях и большую образность, чем проза. Эти качества стиха и обеспечивают ему большую выразительность, позволяющую при одном и том же количестве символов передать больше информации. Академик А.Н.Колмогоров установил, что информационное содержание стихов Пушкина очень близко к пределу - информационной способности русского языка вообще, современных же поэтов - существенно ниже.

Индустриальная коммуникационная система - высшая точка развития книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания, например, обезличенная массовая коммуникация, оппозиционная информационно-документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном кризисе.

Книжная информатика стала снижать свою эффективность, образуется противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными читательскими возможностями, а также складывается ситуация, когда легче открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они еще не были открыты или выведены (отсюда неоправданное дублирование научных и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса).

Таким образом, появилась необходимость более совершенных технических средств для снятия информационного кризиса.

Книга в настоящее время приобретает электронную форму .

Исчезновение книги не прогнозируется. Необходимо сохранение книги как атрибута культуры (формирование образного, абстрактного мышления).

В крупнейшей библиотеке мира - библиотеке конгресса США хранится более 50 млн. книг, в их числе и библия Гуттенберга.


ezhekvartalnij-otchet-stranica-16.html
ezhekvartalnij-otchet-stranica-20.html
ezhekvartalnij-otchet-stranica-3.html
ezhekvartalnij-otchet-stranica-5.html
ezhekvartalnij-otchet-zakritoe-akcionernoe-obshestvo-kartontara-ukazivaetsya-polnoe-firmennoe-naimenovanie-dlya-nekommercheskoj-organizacii-naimenovanie-emitenta-stranica-3.html
ezhekvartalnij-otchet-zakritoe-akcionernoe-obshestvo-sibirskaya-agrarnaya-gruppa-ukazivaetsya-polnoe-firmennoe-naimenovanie-dlya-nekommercheskoj-organizacii-naimenovanie-emitenta.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vesna-v-zhizni-prirodnogo-soobshestva.html
  • spur.bystrickaya.ru/mesto-i-data-provedeniya-stranica-4.html
  • teacher.bystrickaya.ru/foneticheskij-kurs-mongolskogo-yazika-posobie-dlya-nachinayushih-stranica-4.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-v-shatenevskaya-muzikalnij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-chercheniyu-na-2011-2012-uchebnij-god-dlya-8-klass.html
  • grade.bystrickaya.ru/obuchenie-centrirovannoe-na-uchashemsya-opit-ego-uchastnika-perevod-m-m-iseninoj-pod-redakciej-d-p-n-e-i-iseninoj.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-vi-normi-vse-ravno-chto-cenzura-professionalnaya-etika-zhurnalista.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-tomsk-2008-g-vvedenie-stranica-15.html
  • crib.bystrickaya.ru/iii-podrobnaya-informaciya-ob-emitente-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-obedinennie-mashinostroitelnie-zavodi-gruppa-uralmash-izhora.html
  • credit.bystrickaya.ru/pasport-programmi-razvitiya-gimnazii-4-im-a-s-pushkina-na-2006-2011-godi-naimenovanie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-informacionnaya-sistema-subkontraktacii-osnovnoj-instrument-poiska-partnerov-po-kooperacii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-raboti-integraciya-uchebnogo-i-poznavatelnogo-opita-obuchayushihsya-struktura-dinamika-tehnologii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/meri-borbi-s-sornyakami-informacionno-konsultacionnij-centr.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osnovnie-proceduri-i-funkcii-modulya-crt.html
  • education.bystrickaya.ru/-23-informacionnoe-obshestvo-osnovnie-cherti-vsemirnaya-istoriya-xx-vek-uchebnik-dlya-shkolnikov-1011-klassov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-sinip-test-zhmisi-1-tosan-1-nsa-nege-kompyuterd-stne-ktap-dpter-zhne-t-b-zattar-oyua-bolmajdi.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovi-specialnoj-psihologii-ucheb-posobie-dlya-stud-sred-ped-ucheb-zavedenij-l-v-kuznecova-l-i-peresleni-l-i-solnceva-i-dr-pod-red-l-v-kuzne.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-1-kvartal-2008-goda-stranica-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kodeks-kodek-s-respubliki-kazahstan-azastan-respublikasini-ilmisti-procestk-kodeks.html
  • bystrickaya.ru/vidavnictvo-hudozhno-lteraturi-v-radyanskomu-soyuz-v-20-90-h-rokah.html
  • education.bystrickaya.ru/22-laboratornaya-rabota-3-opredelenie-teploti-ispareniya-zhidkosti-dinamicheskim-metodom.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naemnik-ego-velichestva.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-ot-10-fevralya-2006-goda-n-72-r-g-kaliningrad-ovnesenii-izmenenij-i-dopolnenij-v-rasporyazhenie-mera-n-114-r-ot-26-02-2003g-stranica-5.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vliyanie-antenatalnoj-gipoksii-na-proliferativnie-processi-v-populyacii-kletok-kozhi-novorozhdennih-belih-kris.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-moi-universiteti-nikolaj-levashov.html
  • grade.bystrickaya.ru/mormishka-dlya-nachinayushih-ob-osnashenii-udochek-dlya-ribalki-na-meli-i-glubine-o-nasadkah-prikormke-i-priemah-poiska-i-lovli-okunya-i-lesha.html
  • occupation.bystrickaya.ru/missiya-ou-alfavitnij-ukazatel.html
  • desk.bystrickaya.ru/ostrovskij-sergej-listovochnaya-ekspansiya-kak-vid-izbiratelnoj-tehnologii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-promishlennogo-potenciala-regiona-v-kontekste-modernizacii-rossijskoj-ekonomiki.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-18-obzhalovanie-rezultatov-nalogovoj-statya-nalogovoe-zakonodatelstvo-respubliki-kazahstan.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10-kanon-na-ishod-dushi-liturgika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tyazhelij-neschastnij-sluchaj-informacionnij-byulleten-po-ohrane-truda-za-ipolugodie-2009-goda.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodika-organizacii-tematicheskih-vistavok-v-shkole.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-prakticheskaya-optimizaciya-tehnologij-razdeleniya-produktov-neftehimii-74-chasa.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/algoritmi-ekonomicheskoj-kadastrovoj-ocenki-gorodskih-zemel-i-territorialno-ekonomicheskogo-zonirovaniya-chast-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.