.RU

Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология ? - страница 4


по

лом, надо уйти с вербального уровня. А. Л. Тоом описывает в упомянутой выше работе, как он показал своей маленькой доче­ри смысл операции "вычитание", как бы отрезая ломти от боль­шого куска хлеба.

Интересно отметить, что математически одаренные дети, как правило, легко переходят с вербального уровня на уровень зрительных представлений и обратно; их мышление более гибко и многопланово. Они не всегда могут найти подходящее дискур­сивное объяснение того пути, который они прошли при решении задачи, что, впрочем, характерно и для взрослых математиков, но зато переход от текстовой записи к стоящим за ней знаковым операциям не вызывает у них сложностей.

^ 3) "Компьютерная метафора"

и ее место в изучении языка

и связанных с ним когнитивных процессов

Укажем на следующий важный мотив, общий как для об­суждения проблем языка и развития речи, так и для обсуждения проблем развития мышления. В обоих случаях явно ощущается отсутствие метаязыка, пригодного не только для обсуждения се­мантических проблем, но прежде всего для общих теоретических построений.

За неимением лучшего, а также под влиянием иллюзий о всемогуществе computer sciences, в качестве такого языка был вы­бран и продолжает использоваться язык компьютерных анало­гий (см. приведенную выше цитату из Брунера). Это приводит к далеко идущим последствиям, из которых для данного обсужде­ния важны следующие:

  1. Онтологизация компьютерной метафоры;

  2. Механистические представления о психических процес­сах.

"Компьютерная метафора" может быть полезным инстру­ментом только в той мере, в которой ее сугубая метафоричность остается предметом научной рефлексии. Мы должны помнить, с

Ill

какой целью эта метафора создана и в каких границах примени­ма. Собственно, как уже отмечалось выше, это справедливо для любой модели. Модель эффективна как инструмент познания именно в меру понимания ее отличия от оригинала.

Однако влияние именно компьютерных аналогий в своих минусах представляется значительно более сильным, нежели вли­яние физиологического редукционизма, поскольку компьютер­ные модели овеществлены в виде реально работающих и весьма эффективных объектов: вычислительных машин и сетей.

Более того, все больше рутинных интеллектуальных опера­ций в современных компьютерах реализованы аппаратно, т. е. все эти операции "запаяны в железо". Это скрывает от нас меха­низмы функционирования компьютера и способствует ощуще­нию чуда и всемогущества машины.

Хотя исследователи с некоторого момента стали отрицать то, что человек может быть уподоблен компьютеру, локальная исследовательская практика неявно базируется именно на нео­правданных аналогиях. Мы не будем здесь рассматривать эту проблему детально и ограничимся некоторыми наиболее важны­ми ее аспектами.

В той мере, в которой в основе любого компьютера лежит формально-логическая схема в виде, например," машины Тью­ринга", т. е. системы формально-логических операций, искуше­ние компьютерными аналогиями подкрепляет представления о том, что человек мыслит по законам формальной логики (ср., напр. [Macnamara 1986]). По мере расширения возможностей компьютеров и их внедрения в практику на уровне повседневнос­ти, эти иллюзии все менее осознаются и все более углубляются. Это приводит к усилению механистичности в представлениях о структуре когнитивных процессов. Компьютер кажется могуще­ственнее человека. Тем больше уверенность, что он может успеш­но моделировать человеческую деятельность — прежде всего, по­знавательную. При этом странным образом не рефлектируются ни источники этого могущества, ни источники ограничений. Не­обходимым печальным следствием из этой мифологемы является онтологизация той "схемы мира", с которой работает компьютер. После того, как неявно и без рефлексии укореняется мифо­логема о том, что машина может создать нечто, адекватное мо-

112

дели наших знаний, в том числе — нашего знания языка и/или о языке, укореняются представления о том, что человек в некото­ром роде устроен наподобие компьютера. Например, употребляя выражение "словарь символов" применительно к человеку, мы забываем, что нам неизвестно ничего о том, что в действительно­сти представляют собой сами эти символы. Говоря об операциях с символами, мы опускаем то обстоятельство, что мы не знаем, что это за операции — но скорее всего, они отнюдь не сводимы к тем, которые известны нам из формальных логик.

Одновременно неявно формируются и уже воспринимают­ся как само собой разумеющиеся представления о том, что наше "интрапсихическое" содержит в себе эти символы, а также "се­ти", "узлы", фреймы, скрипты и т. п. объекты совершенно так же, как подобные объекты содержатся в компьютерных моде­лях или даже в памяти компьютера.

Таким образом, компьютерная модель проецируется на ре­альный мир и, в пределе, начинает претендовать на его подмену.

Заметим, что еще у Пиаже, т. е. до и вне связи с компью­терными технологиями, мы находим описания познавательных процессов человека, сформулированные в терминах, заимство­ванных из формальной логики. В частности, не вполне ясно, по­нимал ли Пиаже, что слово операция должно было бы быть ин­терпретировано метафорически. Даже удивительно, что многие влиятельные авторы как бы забывают, что формальная логика имеет прескриптивный, а не дескриптивный характер, а поэтому поведение человека едва ли может быть описано в ее терминах [Frumkina, Mikhejev 1994].

Существенно также, что, в отличие от жестко запрограми-рованного компьютера, человек склонен решать сходные задачи разными способами, в силу чего неоправданными оказываются концепции, построенные по схеме "или-или" [Фрумкина 1994]. Это принципиальный момент, который заслуживает специально­го анализа. И еще один не менее важный момент: человеческий интеллект тем мощнее, чем больше его возможность оперировать крупными блоками, которые могут укрупняться и разукрупнять­ся "по ходу дела", т. е. применительно к контексту задачи.

Каждая аппаратно реализованная функция также может, вообще говоря, соответствовать большому набору операций, но

113

она жестко задана раз и навсегда. Уже поэтому никакая аппа-ратно реализованная функция не может быть моделью сложных психических операций. Напротив того, принципиальным свой­ством человеческой психики является ее пластичность: человек формирует нужные ему блоки в зависимости от контекста, т. е. не одним определенным способом, как это задано программой, а любыми способами, полезными в каждом отдельном случае. [Фрумкина 1980; 1994; Фрумкина и др. 1990; Звонкий 1990; Се­мантика и категоризация 1991].

9. Вместо заключения

Выше мы очертили круг проблем, связанных с современ­ным состоянием эпистемологии лингвистики. Предпочитая оста­вить финал данного очерка открытым, я напомню читателю сло­ва М. К. Мамардашвили, для которого процесс познания всегда имел характер личного и трагического опыта :

"Действительно, что открывает нам объективное знание и чем оно само является? Оно открывает гармонии и порядок в ми­ре, в котором человек живет, но большем, чем он сам, открывает сцепление и образ явлений целого, стоящие вне человеческих на­дежд, упований, желаний, использований, интересов, ценностей. А человек тем не менее стремится их знать и удерживать в своем видении независимо от того, каким бы страшным и ужасным в смысле своих последствий для человека ни оказался открывший­ся образ сцепления событий. . . Единственное, с чем может быть соразмерен мировой порядок, как, впрочем, и всякая, самая ма­лая частная гармония, открывшаяся нашим представлениям и за­тем участвующая в бесконечном процессе их обогащения и упо­рядочивания — это с нашими интеллектуальными силами, спо­собностью к объективному видению и пониманию, не имеющими предела в каком-либо конечном, окончательном знании. . . " [Мамардашвили 1973].

i

114

Литература

Англо-русский синонимический словарь. М., 1979.

Апресян 1973— Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. М., 1973.

Арутюнова 1982— Арутюнова Н. Д. Лингвистические проблемы референции//Новое в зарубежной лингвистике. М., 1982. Вып. 13.

Арутюнова J988 — Арутюнова Н. Д. Типы языковых зна­чений: оценка, событие, факт. М., 1988.

Блок 1973— Блок М. Апология истории, или ремесло ис­торика. М., 1973.

Вендлер 1987— Вендлер 3. Факты в языке//Философия. Логика. Язык. М., 1987.

Витгенштейн 1985 — Витгенштейн Л. Философские иссле­дования // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 16.

Гипотеза 1980 — Гипотеза в современной лингвистике. М., 1980.

Гуревич 1988 — Гуревич А. Я. Историческая наука и исто­рическая антропология // Вопросы философии, 1988. № 1.

Гуревич 1990— Гуревич А. Я. Средневековый мир: Культу­ра безмолвствующего большинства. М., 1990.

Гуревич 1993 — Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". М., 1993.

Гумбольдт 1984 — Гумбольдт В. Избранные труды по язы­кознанию. М., 1984.

Жолковский 1964 — Жолковский А. К. Предисловие // Ма­шинный перевод и прикладная лингвистика. М., 1964. Вып. 8.

Звонким 1970 — Звонкий А. К. Абстракции с языковой под­держкой // Язык и структура знания. М, 1990.

Ле Гофф 1992 — Ле Гофф Ш. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. М., 1992.

Лекторский 1970 — Лекторский В. А. Теория познания // Философская энциклопедия, М., 1970. Т. 5.

Мамардашвипи 1973— Мамардашвили М. К. Наука и цен­ности — бесконечное и конечное. Вопросы философии, 1973. № 8.

115

Мельчук 1974— Мельчук И. А. Опыт теории лингвистиче­ских моделей "Смысл-Текст". М., 1974.

Мельчук 1974 а— Мельчук И. А. Об одной модели по­нимания речи (семантическая теория Р. Шенка) // НТИ, 1974 а, сер. 2, № 6.

Мельчук, Жолковский 1984— Мельчук И. А., Жолковский А. К. Толково-комбинаторный словарь современного русского языка. Вена, 1984.

Невская, Леушина, Павловская 1982— Невская А. А., Леу-шина Л. И., Павловская М.Б. О межполушарных различиях в способах обработки информации // Экспериментальные исследо­вания в психолингвистике. М., 1982.

Никитина 1978 — Никитина С. Е. Тезаурус по теоретичес­кой и прикладной лингвистике. М., 1978.

Новое в зарубежной лингвистике. Логика и лингвистика. М., 1982. Вып. 13.

Новое в зарубежной лингвистике. Прикладная лингвисти­ка. М., 1983. Вып. 12.

Новое в зарубежной лингвистике. Логический анализ есте­ственного языка. М., 1986. Вып. 18.

Падучева 1961 — Падучева Е. В. Возможности изучения языка методами теории информации //Ахманова и др. О точных методах исследования языка. М., 1961.

Петров 1987— Петров В. В. От философии языка к фило­софии сознания // Философия. Логика. Язык. М., 1987.

Прогноз в речевой деятельности 1976— Прогноз в речевой деятельности. Авт. коллектив: Р. М. Фрумкина, П. Ф. Андруко-вич, А. П. Василевич, Е. Н. Герганов. М., 1976.

Семантика и категоризация 1991 — Семантика и категори­зация. Авт. коллектив: Фрумкина Р. М., Михеев А. В., Мостовая А. Д., Рюмина Н. A.M., 1991.

Сокулер 1988— Сокулер 3. А. Проблема обоснования зна­ния. М., 1988.

Старостин 1994 — Старостин С. А. Рабочая среда для лингвиста // Гуманитарные науки и новые информационные тех­нологии. М., 1994. Вып. 2.

Степанов 1975 — Степанов Ю. С. Методы и принципы со­временной лингвистики. М., 1975.

116

Тоом 1989— Тоом А. Л. Личный опыт и научное мышле­ние//Язык и когнитивная деятельность. М., 1989.

Три мнения об одной книге 1989— Три мнения об одной книге//Язык и когнитивная деятельность. М., 1989.

Тульвисте 1988— Тульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. Таллинн, 1988.

Философия. Логика. Язык 1987— Философия. Логика. Язык. М., 1987.

Фрумкина 1971 — Фрумкина Р. М. Вероятность элементов текста и речевое поведение. М, 1971.

Фрумкина 1975 — Фрумкина Р. М. Статистические методы и стратегия лингвистического исследования //Изв.ОЛЯ АН СССР, 1975. Т. 34, №2.

Фрумкина 1978 — Фрумкина Р. М. Соотношение точных методов и гуманитарного подхода: лингвистика, психология, психолингвистика / Изв. ОЛЯ АН СССР, 1978. Т. 37, № 4.

Фрумкина 1980— Фрумкина Р. М. О специфике гипотез в психолингвистике // Гипотеза в современной лингвистике. М., 1980.

Фрумкина 1981 — Фрумкина Р. М. Язык и мышление как проблема лингвистического эксперимента // Изв.ОЛЯ АН СССР, 1981. Т. 40, №3.

Фрумкина 1984— Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.

Фрумкина 1989— Фрумкина Р. М. Проблема "язык и мыш­ление" в свете ценностных ориентации // Язык и когнитивная де­ятельность. М., 1989.

Фрумкина 1990 — Фрумкина Р. М. Заметки на полях книги Т. Винограда и Ф. Флореса "Understanding computers and cogni­tion" //Язык и структура знания. М.,1990.

Фрумкина 1990 а— Фрумкина Р. М. Идеи и идеологемы в лингвистике //Язык и структура знания. М., 1990.

Фрумкина 1992 — Фрумкина Р. М. Концептуальный ана­лиз с точки зрения лингвиста и психолога // НТИ, 1992. Сер. 2, № 3.

Фрумкина 1993 — Фрумкина Р. М. Языковые гештальты и проблема представления знаний // Сборник научных трудов, по­священных 70-летию М. Янакиева. София, 1993.

117

Фрумкина 1994— Фрумкина P.M. Современные концеп­ции развития речи ребенка: компьютерные технологии в процес­се обучения //Гуманитарные науки и новые информационные технологии. М., 1994. Вып. 2.

Фрумкина 1994 а— Фрумкина Р. М. Размышления на по­лях новой книги Анны Вежбицкой // НТИ, 1994. Сер. 2, № 4.

Фрумкина, Звонкий, Ларичев, Касевич 1990— Фрумкина Р. М., Звонкий А. К., Ларичев О. И., Касевич В. Б. Представле­ние знаний как проблема // Вопросы языкознания, 1990. № 6.

Чейф 1975— Чейф У. Л. Значение и структура языка. М., 1975.

Шенк 1980— Шенк Р. Обработка концептуальной инфор­мации. М., 1980.

Шрейдер 1988— Шрейдер Ю. А. Концепции интеллекту­альных систем. Научно-аналитический обзор. М., 1988.

Вгипег 1990 — Bruner J. Acts of meaning. L.; Cambridge (Mass.), 1990.

Chomsky 1968 — Chomsky N. Language and mind. N. Y., 1968.

Frumkina 1994 — Frumkina R., Mikhejev A. Meaning and cate­gorization. N. Y., 1994 (forthcoming).

Macnamara 1986 — Macnamara J. A border dispute. The place of logic in psychology. Cambridge; L., 1986.

Wierzbicka 1972 — Wierzbicka A. Semantic primitives. Frankfurt, 1972.

Wierzbicka 1985 — Wierzbicka A. Lexicography and conceptual analysis. Ann Arbor, 1985.

Wierzbicka 1987 — Wierzbicka A. English speech act verbs. Syd­ney; N. Y., 1987.

Wierzbicka 1988— Wierzbicka A. The semantics of grammar. Amsterdam, 1988.

Wierzbicka 1992— Wierzbicka A. Semantics, culture, and cogni­tion. N. Y.; Oxford, 1992.

Winograd, Flores 1987— Winograd Т., Flores F. Understanding computers and cognition. Reading e. a., 1987.

evropejskaya-ekonomicheskaya-komissiya-punkt-5-predvaritelnoj-povestki-dnya-prochie-voprosi.html
evropejskaya-konferenciya-ministrov-transporta-2-rue-andr-pascal-f-75775-paris-cedex-16.html
evropejskaya-konvenciya-o-zashite-prav-cheloveka-i-osnovnih-svobod-zdes-i-dalee-ekpch-evropejskaya-konvenciya-konvenciya.html
evropejskaya-konvenciya-po-pravam-cheloveka-i-osnovnim-svobodam-i-rossijskoe-zakonodatelstvo-chast-11.html
evropejskaya-konvenciya-po-pravam-cheloveka-i-osnovnim-svobodam-i-rossijskoe-zakonodatelstvo-chast-5.html
evropejskaya-konvenciya-yavlyaetsya-svoeobraznim-prodolzheniem-i-razvitiem-vseobshej-deklaracii-prav-cheloveka-1948-g-odnako-v-otlichie-ot-nee-konvenciya-ne-tolko-provo.html
  • learn.bystrickaya.ru/fantasticheskij-puteshestvennik-mihail-evgrafovich-saltikov-shedrin-istoriya-odnogo-goroda.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nicah-zhurnala-publikuyutsya-rezultati-issledovanij-rossijskih-i-zarubezhnih-uchenih-osnovnoe-mesto-zanimayut-publikacii-posvyashennie-problemam-baltijskogo-regiona.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/islandiya-chast-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-pokazateli-statisticheskij-otchet-po-sajtu-http.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-ponyatie-intellektualnoj-sobstvennosti-i-sistema-ee-pravovoj-ohrani-glava-intellektualnaya-sobstvennost-kak-obekt-pravovoj-ohrani-9.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spasateli-likvidirovali-pozhar-na-zavode-izofleks-v-lenoblasti-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-16022011.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/slovo-pri-poluchenii-gosudarstvennoj-premii-2000goda-stranica-7.html
  • exam.bystrickaya.ru/ustav-soveta-evropi-ot-5-maya-1949-goda-programma-disciplini-mezhdunarodnoe-ekonomicheskoe-pravo-dlya-specialnosti.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-11-pol-i-razlichnie-vidi-deyatelnosti-kontrolnie-voprosi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverzhdeno-prikazom-federalnoj-sluzhbi-po-ekologicheskomu-tehnologicheskomu-i-atomnomu-nadzoru-ot-8-aprelya-2005-g-205.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tyumenskie-izvestiya-25082011-yugra-perehodit-na-pensionnij-standart-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-26-avgusta-2011-goda.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-opredelenie-pogreshnosti-vnutrennih-otnositelnih-kpd-cvd-i-csd-turbini-k-500-240.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-prepodavaniyu-specialnosti-klinicheskaya-ordinatura.html
  • report.bystrickaya.ru/i-ekologichnost-proektnih.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-r-galperin-ocherki-po-stilistike-anglijskogo-yazika-stranica-29.html
  • education.bystrickaya.ru/2017-zhili-14-surdeg-882-aulisi-pavlodar-oblisini-dlet-departament-2017-zhili-25-mamirda-5518-trkeld.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-provedeniyu-itogovogo-mezhdisciplinarnogo-gosudarstvennogo-ekzamena-po-specialnosti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-finansi-organizacii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prakticheskaya-rabota-po-sostavleniyu-prezentacii-moyo-predpolozhenie-esli-lyudi-nashego-sela-tak-privetstvuet-eto-derevo-sohranyayut-starie.html
  • desk.bystrickaya.ru/pamyatka-dlya-studentov-gruppi-tgv-31-po-izucheniyu-disciplini-tehnicheskie-osnovi-sozdaniya-mikroklimata-v-pomeshenii-6-semestr.html
  • learn.bystrickaya.ru/galanova-ma-ispolzovanie-multimedijnih-tehnologij-kak-faktor-povisheniya-kachestva-obrazovaniya.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vulkani-i-tipi-vulkanicheskih-izverzhenij-chast-2.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-perceptivnaya-psihika-uchebnik-1-e-izd-1976-g-2-e-izd-1993-g-napisannij-vidnim-zoopsihologom-k.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lekciya-26-nedelnij-razdel-itro-20-2-20-7-stranica-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnogo-processa-umk-po-fizicheskoj-kulture-soderzhanie-primechanie-rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-fizicheskaya-kultura-dlya-vseh-napravlenij-podgotovki.html
  • studies.bystrickaya.ru/aktualnost-tvorchestva-fm-dostoevskogo.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-seminara-telefoni-doveriya-rossijskij-opit-sluzhb-ekstrennoj-psihologicheskoj-pomoshi-detyam-i-podrostkam-v-sfere-socialnoj-zashiti-detstva-moskva-novosibirsk-20-21-iyunya-2007-g.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-municipalnih-sluzhashih-respubliki-tatarstan-aktualnie-voprosi-municipalnogo-upravleniya-teoriya-i-praktika-s-11aprelya-po-13-aprelya-2011-goda.html
  • lesson.bystrickaya.ru/matematicheskoe-modelirovanie-nefti-i-gaza.html
  • letter.bystrickaya.ru/novosti-mayak-23122008-1000-novosti-12.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-i-vospitaniya-detej-v-detskom-sadu-izdanie-3-e-pererabotannoe-stranica-12.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdeli-i-temi-dlya-samostoyatelnogo-izucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-botanika-2-chast.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-teoriya-upravleniya-metodi-i-funkcii-upravleniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shest-lekcij-prochitannih-v-shtutgarte-s-27-dekabrya-1910-g-po-1-yanvarya-1911-g-ga-126-stranica-5.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-v-yaryomenko-uvazhaemie-chitateli-te-kto-znakom-s-dvumya-predidushimi-publichnimi-otchetami-shkoli.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.