Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология ? - страница 4
.RU

Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология ? - страница 4


по

лом, надо уйти с вербального уровня. А. Л. Тоом описывает в упомянутой выше работе, как он показал своей маленькой доче­ри смысл операции "вычитание", как бы отрезая ломти от боль­шого куска хлеба.

Интересно отметить, что математически одаренные дети, как правило, легко переходят с вербального уровня на уровень зрительных представлений и обратно; их мышление более гибко и многопланово. Они не всегда могут найти подходящее дискур­сивное объяснение того пути, который они прошли при решении задачи, что, впрочем, характерно и для взрослых математиков, но зато переход от текстовой записи к стоящим за ней знаковым операциям не вызывает у них сложностей.

^ 3) "Компьютерная метафора"

и ее место в изучении языка

и связанных с ним когнитивных процессов

Укажем на следующий важный мотив, общий как для об­суждения проблем языка и развития речи, так и для обсуждения проблем развития мышления. В обоих случаях явно ощущается отсутствие метаязыка, пригодного не только для обсуждения се­мантических проблем, но прежде всего для общих теоретических построений.

За неимением лучшего, а также под влиянием иллюзий о всемогуществе computer sciences, в качестве такого языка был вы­бран и продолжает использоваться язык компьютерных анало­гий (см. приведенную выше цитату из Брунера). Это приводит к далеко идущим последствиям, из которых для данного обсужде­ния важны следующие:

  1. Онтологизация компьютерной метафоры;

  2. Механистические представления о психических процес­сах.

"Компьютерная метафора" может быть полезным инстру­ментом только в той мере, в которой ее сугубая метафоричность остается предметом научной рефлексии. Мы должны помнить, с

Ill

какой целью эта метафора создана и в каких границах примени­ма. Собственно, как уже отмечалось выше, это справедливо для любой модели. Модель эффективна как инструмент познания именно в меру понимания ее отличия от оригинала.

Однако влияние именно компьютерных аналогий в своих минусах представляется значительно более сильным, нежели вли­яние физиологического редукционизма, поскольку компьютер­ные модели овеществлены в виде реально работающих и весьма эффективных объектов: вычислительных машин и сетей.

Более того, все больше рутинных интеллектуальных опера­ций в современных компьютерах реализованы аппаратно, т. е. все эти операции "запаяны в железо". Это скрывает от нас меха­низмы функционирования компьютера и способствует ощуще­нию чуда и всемогущества машины.

Хотя исследователи с некоторого момента стали отрицать то, что человек может быть уподоблен компьютеру, локальная исследовательская практика неявно базируется именно на нео­правданных аналогиях. Мы не будем здесь рассматривать эту проблему детально и ограничимся некоторыми наиболее важны­ми ее аспектами.

В той мере, в которой в основе любого компьютера лежит формально-логическая схема в виде, например," машины Тью­ринга", т. е. системы формально-логических операций, искуше­ние компьютерными аналогиями подкрепляет представления о том, что человек мыслит по законам формальной логики (ср., напр. [Macnamara 1986]). По мере расширения возможностей компьютеров и их внедрения в практику на уровне повседневнос­ти, эти иллюзии все менее осознаются и все более углубляются. Это приводит к усилению механистичности в представлениях о структуре когнитивных процессов. Компьютер кажется могуще­ственнее человека. Тем больше уверенность, что он может успеш­но моделировать человеческую деятельность — прежде всего, по­знавательную. При этом странным образом не рефлектируются ни источники этого могущества, ни источники ограничений. Не­обходимым печальным следствием из этой мифологемы является онтологизация той "схемы мира", с которой работает компьютер. После того, как неявно и без рефлексии укореняется мифо­логема о том, что машина может создать нечто, адекватное мо-

112

дели наших знаний, в том числе — нашего знания языка и/или о языке, укореняются представления о том, что человек в некото­ром роде устроен наподобие компьютера. Например, употребляя выражение "словарь символов" применительно к человеку, мы забываем, что нам неизвестно ничего о том, что в действительно­сти представляют собой сами эти символы. Говоря об операциях с символами, мы опускаем то обстоятельство, что мы не знаем, что это за операции — но скорее всего, они отнюдь не сводимы к тем, которые известны нам из формальных логик.

Одновременно неявно формируются и уже воспринимают­ся как само собой разумеющиеся представления о том, что наше "интрапсихическое" содержит в себе эти символы, а также "се­ти", "узлы", фреймы, скрипты и т. п. объекты совершенно так же, как подобные объекты содержатся в компьютерных моде­лях или даже в памяти компьютера.

Таким образом, компьютерная модель проецируется на ре­альный мир и, в пределе, начинает претендовать на его подмену.

Заметим, что еще у Пиаже, т. е. до и вне связи с компью­терными технологиями, мы находим описания познавательных процессов человека, сформулированные в терминах, заимство­ванных из формальной логики. В частности, не вполне ясно, по­нимал ли Пиаже, что слово операция должно было бы быть ин­терпретировано метафорически. Даже удивительно, что многие влиятельные авторы как бы забывают, что формальная логика имеет прескриптивный, а не дескриптивный характер, а поэтому поведение человека едва ли может быть описано в ее терминах [Frumkina, Mikhejev 1994].

Существенно также, что, в отличие от жестко запрограми-рованного компьютера, человек склонен решать сходные задачи разными способами, в силу чего неоправданными оказываются концепции, построенные по схеме "или-или" [Фрумкина 1994]. Это принципиальный момент, который заслуживает специально­го анализа. И еще один не менее важный момент: человеческий интеллект тем мощнее, чем больше его возможность оперировать крупными блоками, которые могут укрупняться и разукрупнять­ся "по ходу дела", т. е. применительно к контексту задачи.

Каждая аппаратно реализованная функция также может, вообще говоря, соответствовать большому набору операций, но

113

она жестко задана раз и навсегда. Уже поэтому никакая аппа-ратно реализованная функция не может быть моделью сложных психических операций. Напротив того, принципиальным свой­ством человеческой психики является ее пластичность: человек формирует нужные ему блоки в зависимости от контекста, т. е. не одним определенным способом, как это задано программой, а любыми способами, полезными в каждом отдельном случае. [Фрумкина 1980; 1994; Фрумкина и др. 1990; Звонкий 1990; Се­мантика и категоризация 1991].

9. Вместо заключения

Выше мы очертили круг проблем, связанных с современ­ным состоянием эпистемологии лингвистики. Предпочитая оста­вить финал данного очерка открытым, я напомню читателю сло­ва М. К. Мамардашвили, для которого процесс познания всегда имел характер личного и трагического опыта :

"Действительно, что открывает нам объективное знание и чем оно само является? Оно открывает гармонии и порядок в ми­ре, в котором человек живет, но большем, чем он сам, открывает сцепление и образ явлений целого, стоящие вне человеческих на­дежд, упований, желаний, использований, интересов, ценностей. А человек тем не менее стремится их знать и удерживать в своем видении независимо от того, каким бы страшным и ужасным в смысле своих последствий для человека ни оказался открывший­ся образ сцепления событий. . . Единственное, с чем может быть соразмерен мировой порядок, как, впрочем, и всякая, самая ма­лая частная гармония, открывшаяся нашим представлениям и за­тем участвующая в бесконечном процессе их обогащения и упо­рядочивания — это с нашими интеллектуальными силами, спо­собностью к объективному видению и пониманию, не имеющими предела в каком-либо конечном, окончательном знании. . . " [Мамардашвили 1973].

i

114

Литература

Англо-русский синонимический словарь. М., 1979.

Апресян 1973— Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. М., 1973.

Арутюнова 1982— Арутюнова Н. Д. Лингвистические проблемы референции//Новое в зарубежной лингвистике. М., 1982. Вып. 13.

Арутюнова J988 — Арутюнова Н. Д. Типы языковых зна­чений: оценка, событие, факт. М., 1988.

Блок 1973— Блок М. Апология истории, или ремесло ис­торика. М., 1973.

Вендлер 1987— Вендлер 3. Факты в языке//Философия. Логика. Язык. М., 1987.

Витгенштейн 1985 — Витгенштейн Л. Философские иссле­дования // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 16.

Гипотеза 1980 — Гипотеза в современной лингвистике. М., 1980.

Гуревич 1988 — Гуревич А. Я. Историческая наука и исто­рическая антропология // Вопросы философии, 1988. № 1.

Гуревич 1990— Гуревич А. Я. Средневековый мир: Культу­ра безмолвствующего большинства. М., 1990.

Гуревич 1993 — Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". М., 1993.

Гумбольдт 1984 — Гумбольдт В. Избранные труды по язы­кознанию. М., 1984.

Жолковский 1964 — Жолковский А. К. Предисловие // Ма­шинный перевод и прикладная лингвистика. М., 1964. Вып. 8.

Звонким 1970 — Звонкий А. К. Абстракции с языковой под­держкой // Язык и структура знания. М, 1990.

Ле Гофф 1992 — Ле Гофф Ш. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. М., 1992.

Лекторский 1970 — Лекторский В. А. Теория познания // Философская энциклопедия, М., 1970. Т. 5.

Мамардашвипи 1973— Мамардашвили М. К. Наука и цен­ности — бесконечное и конечное. Вопросы философии, 1973. № 8.

115

Мельчук 1974— Мельчук И. А. Опыт теории лингвистиче­ских моделей "Смысл-Текст". М., 1974.

Мельчук 1974 а— Мельчук И. А. Об одной модели по­нимания речи (семантическая теория Р. Шенка) // НТИ, 1974 а, сер. 2, № 6.

Мельчук, Жолковский 1984— Мельчук И. А., Жолковский А. К. Толково-комбинаторный словарь современного русского языка. Вена, 1984.

Невская, Леушина, Павловская 1982— Невская А. А., Леу-шина Л. И., Павловская М.Б. О межполушарных различиях в способах обработки информации // Экспериментальные исследо­вания в психолингвистике. М., 1982.

Никитина 1978 — Никитина С. Е. Тезаурус по теоретичес­кой и прикладной лингвистике. М., 1978.

Новое в зарубежной лингвистике. Логика и лингвистика. М., 1982. Вып. 13.

Новое в зарубежной лингвистике. Прикладная лингвисти­ка. М., 1983. Вып. 12.

Новое в зарубежной лингвистике. Логический анализ есте­ственного языка. М., 1986. Вып. 18.

Падучева 1961 — Падучева Е. В. Возможности изучения языка методами теории информации //Ахманова и др. О точных методах исследования языка. М., 1961.

Петров 1987— Петров В. В. От философии языка к фило­софии сознания // Философия. Логика. Язык. М., 1987.

Прогноз в речевой деятельности 1976— Прогноз в речевой деятельности. Авт. коллектив: Р. М. Фрумкина, П. Ф. Андруко-вич, А. П. Василевич, Е. Н. Герганов. М., 1976.

Семантика и категоризация 1991 — Семантика и категори­зация. Авт. коллектив: Фрумкина Р. М., Михеев А. В., Мостовая А. Д., Рюмина Н. A.M., 1991.

Сокулер 1988— Сокулер 3. А. Проблема обоснования зна­ния. М., 1988.

Старостин 1994 — Старостин С. А. Рабочая среда для лингвиста // Гуманитарные науки и новые информационные тех­нологии. М., 1994. Вып. 2.

Степанов 1975 — Степанов Ю. С. Методы и принципы со­временной лингвистики. М., 1975.

116

Тоом 1989— Тоом А. Л. Личный опыт и научное мышле­ние//Язык и когнитивная деятельность. М., 1989.

Три мнения об одной книге 1989— Три мнения об одной книге//Язык и когнитивная деятельность. М., 1989.

Тульвисте 1988— Тульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. Таллинн, 1988.

Философия. Логика. Язык 1987— Философия. Логика. Язык. М., 1987.

Фрумкина 1971 — Фрумкина Р. М. Вероятность элементов текста и речевое поведение. М, 1971.

Фрумкина 1975 — Фрумкина Р. М. Статистические методы и стратегия лингвистического исследования //Изв.ОЛЯ АН СССР, 1975. Т. 34, №2.

Фрумкина 1978 — Фрумкина Р. М. Соотношение точных методов и гуманитарного подхода: лингвистика, психология, психолингвистика / Изв. ОЛЯ АН СССР, 1978. Т. 37, № 4.

Фрумкина 1980— Фрумкина Р. М. О специфике гипотез в психолингвистике // Гипотеза в современной лингвистике. М., 1980.

Фрумкина 1981 — Фрумкина Р. М. Язык и мышление как проблема лингвистического эксперимента // Изв.ОЛЯ АН СССР, 1981. Т. 40, №3.

Фрумкина 1984— Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.

Фрумкина 1989— Фрумкина Р. М. Проблема "язык и мыш­ление" в свете ценностных ориентации // Язык и когнитивная де­ятельность. М., 1989.

Фрумкина 1990 — Фрумкина Р. М. Заметки на полях книги Т. Винограда и Ф. Флореса "Understanding computers and cogni­tion" //Язык и структура знания. М.,1990.

Фрумкина 1990 а— Фрумкина Р. М. Идеи и идеологемы в лингвистике //Язык и структура знания. М., 1990.

Фрумкина 1992 — Фрумкина Р. М. Концептуальный ана­лиз с точки зрения лингвиста и психолога // НТИ, 1992. Сер. 2, № 3.

Фрумкина 1993 — Фрумкина Р. М. Языковые гештальты и проблема представления знаний // Сборник научных трудов, по­священных 70-летию М. Янакиева. София, 1993.

117

Фрумкина 1994— Фрумкина P.M. Современные концеп­ции развития речи ребенка: компьютерные технологии в процес­се обучения //Гуманитарные науки и новые информационные технологии. М., 1994. Вып. 2.

Фрумкина 1994 а— Фрумкина Р. М. Размышления на по­лях новой книги Анны Вежбицкой // НТИ, 1994. Сер. 2, № 4.

Фрумкина, Звонкий, Ларичев, Касевич 1990— Фрумкина Р. М., Звонкий А. К., Ларичев О. И., Касевич В. Б. Представле­ние знаний как проблема // Вопросы языкознания, 1990. № 6.

Чейф 1975— Чейф У. Л. Значение и структура языка. М., 1975.

Шенк 1980— Шенк Р. Обработка концептуальной инфор­мации. М., 1980.

Шрейдер 1988— Шрейдер Ю. А. Концепции интеллекту­альных систем. Научно-аналитический обзор. М., 1988.

Вгипег 1990 — Bruner J. Acts of meaning. L.; Cambridge (Mass.), 1990.

Chomsky 1968 — Chomsky N. Language and mind. N. Y., 1968.

Frumkina 1994 — Frumkina R., Mikhejev A. Meaning and cate­gorization. N. Y., 1994 (forthcoming).

Macnamara 1986 — Macnamara J. A border dispute. The place of logic in psychology. Cambridge; L., 1986.

Wierzbicka 1972 — Wierzbicka A. Semantic primitives. Frankfurt, 1972.

Wierzbicka 1985 — Wierzbicka A. Lexicography and conceptual analysis. Ann Arbor, 1985.

Wierzbicka 1987 — Wierzbicka A. English speech act verbs. Syd­ney; N. Y., 1987.

Wierzbicka 1988— Wierzbicka A. The semantics of grammar. Amsterdam, 1988.

Wierzbicka 1992— Wierzbicka A. Semantics, culture, and cogni­tion. N. Y.; Oxford, 1992.

Winograd, Flores 1987— Winograd Т., Flores F. Understanding computers and cognition. Reading e. a., 1987.

evropejskaya-ekonomicheskaya-komissiya-punkt-5-predvaritelnoj-povestki-dnya-prochie-voprosi.html
evropejskaya-konferenciya-ministrov-transporta-2-rue-andr-pascal-f-75775-paris-cedex-16.html
evropejskaya-konvenciya-o-zashite-prav-cheloveka-i-osnovnih-svobod-zdes-i-dalee-ekpch-evropejskaya-konvenciya-konvenciya.html
evropejskaya-konvenciya-po-pravam-cheloveka-i-osnovnim-svobodam-i-rossijskoe-zakonodatelstvo-chast-11.html
evropejskaya-konvenciya-po-pravam-cheloveka-i-osnovnim-svobodam-i-rossijskoe-zakonodatelstvo-chast-5.html
evropejskaya-konvenciya-yavlyaetsya-svoeobraznim-prodolzheniem-i-razvitiem-vseobshej-deklaracii-prav-cheloveka-1948-g-odnako-v-otlichie-ot-nee-konvenciya-ne-tolko-provo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-sootvetstvuet-gosudarstvennomu-standartu-napravleniya-anglijskij-yazik.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zapchasti-podlezhashie-zamene-v-sootvetstvii-s-aktom-osmotra-ts-ld11.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/korporativnie-setevie-hranilisha-dannih.html
  • urok.bystrickaya.ru/prakticheskaya-rabota-2-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-russkij-yazik-dlya-specialnosti-0312-prepodavanie.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vospitateli-dou-matematicheskoe-razvitie-doshkolnikov-tehnologicheskij-aspekt-kafedra-doshkolnogo-obrazovaniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/metallicheskie-konstrukcii-blagodarya-svoim-tehniko-ekonomicheskim-pokazatelyam-primenyayutsya-vo-vseh-otraslyah-narodnogo-hozyajstva.html
  • crib.bystrickaya.ru/iv-chetvert-tema-kolichestvo-chasov.html
  • spur.bystrickaya.ru/kotoraya-nuzhna-v-obyazatelnom-poryadke-organizaciya-nacional-socialisticheskoj-nemeckoj-rabochej-partii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-dmitrij-sergeevich-savelev-elena-mihajlovna-kochergina-cena-bessmertiya-fantasticheskie-pritchi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-sledovatelej-sledstvennogo-komiteta-pri-prokurature-rossijskoj-federacii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nora-roberts-rebellion-1988.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-51.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istochniki-finansirovaniya-deficita-sobranie-deputatov-emetkinskogo-selskogo-poseleniya-reshenie.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nms-dlya-servernih-sistemnih-plat.html
  • literatura.bystrickaya.ru/richard-knaak-krovavoe-nasledie.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/veleyar-rppo-hozyaeva-lesa-na-voprosi-otvechaet.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-tipologiya-genotip-sredovih-effektov-federalnaya-programma-knigoizdaniya-rossii-recenzenti-kand-psihol-nauk.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osvald-shpengler-kulturologiya-kak-integrativnaya-nauka-o-kulture.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-sovetskogo-ugolovnogo-prava-a-a-gercenzon-sh-s-gringauz-n-d-durmanov-m-m-isaev-b-s-utevskij-izdanie-1947-g-allpravo-ru-2003-stranica-10.html
  • school.bystrickaya.ru/kadrovoe-obespechenie-podgotovki-specialistov-otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nedostatki-proiznosheniya-zvukov-r-i-r-i-sposobi-ih-korrekcii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/recepti-preparatov-primenyaemih-v-lor-klinike.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8-vetu-noch-anzhelika-nikak-ne-mogla-usnut-trepetnie-videniya-volnuyushih-sobitij-gryadushego-dnya-videlis-ej.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koncepciya-razvitiya-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-v-rossijskoj-federacii-na-period-do-2005-goda.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-finansi-i-kredit-dlya-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-v-pishevoj-promishlennosti-programma-rassmotrena-na-zasedanii-kafedri-ekonomiki-i-menedzhmenta.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ponyattya-krimnalstichno-vers-chast-4.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodi-ochistki-vodi.html
  • control.bystrickaya.ru/e-uajt-zharatushia-aparar-zhol-mazmni.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-postavka-knizhnoj-produkcii-v-gou-13-nevskogo-rajona-sankt-peterburga-v-2008-godu-po-adresu-ul-dibenko-d-17-korp-3-nachalnaya-cena-gosudarstvennogo-kontrakta-stranica-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-pravovie-osnovi-deyatelnosti-politicheskih-partij-i-obshestvenno-politicheskih-dvizhenij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-321-g-kursk-09-noyabrya-2009-g-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-napravlenie-030600-istoriya.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-obshej-i-neorganicheskoj-himii-uchebno-metodicheskoe-posobie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prigovo-r-imenem-respubliki-kazahstan-almalinskij-rajonnij-sud-g-almati-stranica-5.html
  • learn.bystrickaya.ru/garmonicheskoe-i-duhovnoe-razvitie-lichnosti-sredstvami-tradicionnoj-krestyanskoj-kulturi-v-svyazi-s-etim-celyu-nashego-proekta-yavlyaetsya-garmonicheskoe-i-duhovnoe-razvitie-lichnosti-sredstvami-tradicionnoj-krestyan.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.