«Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум»
.RU

«Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум»


Тема урока: «Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум».

(Мастерство психологического анализа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»).


Цели урока:

1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;

2) воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;

3) становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;

4) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;

5) формирования потребности в систематическом чтении художественных произведений.


Оборудование. Компьютер, телевизор, портрет Л.Толстого, презентация, кадры из фильма «Война и мир», видеоклип «Война и мир».


Эпиграф: Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

(Ф.И.Тютчев)


^ ХОД УРОКА.


  1. Слово учителя


Два века отделяет нас с вами от событий, описанных в романе. С каким настроением вы читали роман? Что вам понравилось? Какие герои останутся надолго в вашей памяти?


Рада, что вам понравился роман. А сейчас я проверю, как вы знаете содержание романа. Прослушайте строки из стихов русских поэтов и ответьте на вопросы:

кто из героев романа мог бы произнести эти слова? К кому они могут быть обращены? К какому эпизоду романа могут относиться?

И вновь – порывы юных лет,

И взрывы сил, и крайность мнений…

Но счастья не было и нет,

Хоть в этом больше нет сомнений!

(А.Блок. Андрей Болконский после измены Наташи с Анатолем)


Так пел ее голос, летящий в купол.

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче…

(А.Блок. Пение Наташи Ростовой)


Благословляю все, что было,

Я лучшей доли не искал.

О, сердце, сколько ты любило!

О, разум, сколько ты пылал!

Пускай и счастие, и муки

Свой горький проложили след,

Но в страстной буре, в долгой скуке

Я не утратил прежний свет…

(А.Блок. Вторая встреча А.Болконского с дубом)


Я знаю, ты моя награда

За годы боли и труда,

За то, что я земным отрадам

Не предавалась никогда,

(Анна Ахматова. Княжна Марья)


Дышать твоим ровным дыханьем,

И верить твоей тишине,

И знать, что последним прощаньем

Придешь ты проститься ко мне.

…Возникнешь в дыму песнопений,

Зажжешься надгробной свечой,

И станешь у смертных ступеней

Беречь мой последний покой

(В,Зоргенфрей. Наташа Ростова у постели умирающего князя Андрея)


Ты чуть вошел… Я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала и в мыслях молвила: «Вот он».

(А.Пушкин. Встреча Наташи и Андрея на балу)


…И пусть черты ее нехороши

И нечем ей прельстить воображенье, -

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

И если так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

( Н.Заболоцкий. Наташа Ростова ).


Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

(А.Блок. Пьер Безухов )


Как открывается заржавевшая дверь,

С трудом, с усилием – забыв, что было,

Она, моя нежданная, теперь

Свое лицо навстречу мне открыла.

И хлынул свет – не свет, не свет, но целый сноп

Живых лучей, - не сноп, но целый ворох

Весны и радости…

( Н,Заболоцкий. Ночь в Отрадном. Князь Андрей).


^ 2 Объявление темы урока. Постановка цели.

Более пятисот героев населяют страницы романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». «Люди, как реки»,- говорит Толстой, подчеркивая многогранность и сложность человеческой личности и непрерывное движение ее души.

Сегодня мы попытаемся приоткрыть тайну создания писателем своих любимых и нелюбимых героев, рассмотрим средства создания образа персонажа.

Мы постараемся постичь художественный гений Толстого, который с непостижимым мастерством использовал полный арсенал художественных средств для раскрытия внутреннего мира своих героев.


Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете эти слова? Всегда ли только слова могут сказать о чувствах? (Взгляд, улыбка, мимика, жесты).


^ 3. Работа по теме урока.


- Назовите художественные приемы, которые использует Л.Толстой в романе «Война и мир», приемы, помогающие раскрыть сущность всех героев романа.


(Пейзажные зарисовки, портретная живопись: часто повторяющиеся детали портрета, глаза, улыбка, речевая характеристика героев (монологи, диалоги), динамика духовного роста).


^ 1) Наблюдение над использованием пейзажа как способа раскрытия внутреннего мира героев, их психологического состояния.


- Защита учащимися презентации »Небо – символ вечности»


Многого князь Андрей ждал от Аустерлицкого сражения. Приведем его мысли: “Хочу славы! Хочу быть известным людям, хочу быть любим ими, одного этого я хочу, для одного этого я живу”).


-Будучи раненным, он видит небо. Небо заполняет его взор. О чем Андрей Болконский начинает думать?


( “Да! Все пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба”).


- Что же это всё значит? Зачитайте свои творческие зарисовки: что вы думаете по этому поводу?


Чтение творческих работ учащихся.


Вывод: Скорей всего это то, я думаю, доказательство, чем живёт, жил герой Толстого в последнее время. Величие в жизни есть небо. Но как достичь этого величия? Оно так же далеко, мало понятно, как это же небо. Стремление к личному счастью ничтожно, если это счастье не связано с чем-то большим, общим, с “небом”)

Жизнь, по мнению Болконского, дается со страданием, тайная глубина и значительность для него еще не открыта. Он ищет справедливости и совершенства. В чистом виде в жизни найти их невозможно. Поэтому навсегда непереходим для него разрыв: небо – земная реальность. Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни.


^ Две встречи с дубом.


Б).Выступление учащихся.( Сопровождение кадрами из фильма «Война и мир»)


По дороге в Отрадное князь Андрей видит старый дуб. Была ранняя весна. Ярко светило солнце. По синему небу плыли белые облака. Но дуб еще голый, с корявыми сучьями и болячками. И в душе Андрея все еще болячки, все еще неверие.


Сейчас перед нами предстанет старый дуб.


Чтение учеником отрывка из текста.


(« На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз толще, старше берез, составлявших лес, он был десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и обломанною корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.


“Весна, и любовь, и счастье! - как будто говорил этот дуб. – И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вот смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинаковые, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков. Как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам”.)


- О чем думает князь Андрей, глядя на дуб?


( Глядя на этот дуб, князь Андрей думает: “Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь – наша жизнь кончена!” Нужно “доживать жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не жалея”).


И вот вторая встреча с дубом.


(Чтение учащимися наизусть отрывка о второй встрече с дубом).


И решение его: “Жизнь не кончена в 31 год”.


- О какой кончине говорит князь Андрей?

- Давайте точку превратим в вопрос. А когда мы можем сказать о человеке, что жизнь для него кончена?


Вывод: Чтобы жить по-настоящему, надо любить и страдать - вот нравственная доминанта романа “Война и мир”.


-Что олицетворяет дуб в первую встречу? ( безнадежность).

- А во вторую встречу? ( символ радостной веры в счастье.)


Что же произошло с Болконским между этими двумя встречами с дубом?


(Лунная ночь в Отрадном)


4. На картине Николаевой нарисована Наташа Ростова. Она на фоне весенней лунной ночи в Отрадном. Наташа взволнована прелестью родной природы и красотой весенней ночи. Она высунулась из окна и готова куда-то улететь.


Учитель: А теперь маленькая игра нашего воображения. Представьте себе, что наш класс – это Отрадное. Лунная ночь. Пригласим со страниц романа Наташу Ростову. Андрей Балконский этажом ниже Наташи Ростовой и слышит ее голос.


Инсценирование: “Наташа и лунная ночь”.


- Только один раз.


- Да когда же ты спать будешь?


- Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз…


- Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.


- Ты спи, а я не могу.


- Соня! Соня! Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же Соня. Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.


- Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну. Видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – тоже, туже, как можно туже, натужиться надо,- и полетела бы. Вот так!


Вывод: пейзаж в романе помогает нам раскрыть внутреннее состояние героев.


^ 2).Портретная живопись в романе.

Для того, чтобы создать художественный образ, писателю – реалисту необходимо использовать множество изобразительных средств. И, пожалуй, один из самых распространённых приёмов создания образа – описание внешнего облика персонажа.


- Красота истинная и ложная. Какой красоте отдает предпочтение Толстой? Почему?


(Толстой невысоко ценит внешнюю красоту, как будто не доверяет ей. Он хочет донести до нас мысль о том, что физическая красота со временем исчезнет, а внутренняя останется с человеком навсегда. Внутренняя красота – дар, но этот дар может развить в себе каждый. Эта мысль одинаково близка и Пушкину, и Толстому. Поэтому при создании портрета действующего лица у них единый подход).

- Скажите, как Толстой показывает чаще всего свое отношение к героям?

(При помощи неизменных деталей)


- Узнайте героев по деталям, соедините детали с персонажами, к которым они относятся. (Работа в парах).


зеркальные глаза Наташа Ростова

массивный толстый старый князь Болконский

тонкие руки князь Василий Курагин

губка с усиками княжна Марья

лучистые глаза Наполеон

полные, красивые плечи Долохов

светлые наглые глаза Сперанский

напудренный парик Пьер Безухов

жирные ляжки Элен

сияющее, разрумянившееся лицо княгиня Болконская.


(Князь Василий, Пьер Безухов, Сперанский, княгиня Болконская,

княжна Марья, Элен, Долохов, старый князь Болконский, Наполеон,

Наташа Ростова).


Вывод:

У неприятных Толстому персонажей, неизменными оказываются то жесты, то улыбки, то интонации.

Чем важнее духовная жизнь персонажа, тем меньше неизменных деталей портрета.


3).Портретная деталь - это прием выделения во внешнем виде персонажа какой-то отдельной черты, которая подчеркивает характер персонажа: глаза, походка, жест.


Именно Толстому принадлежат слова: «Глаза – зеркало души»

Действительно ли это так? Докажите? (Учащиеся приводят примеры)


- Скажите, какое лицо притягивает внимание и кажется вам особенно симпатичным? (Улыбающееся).


А сейчас будем изучать улыбки, мы будем работать с улыбкой. Обращали ли вы внимание на то, что люди улыбаются по-разному?

Знаете ли вы свою улыбку? Улыбку мамы? Близких людей?

Напишите, какую бы улыбку хотелось видеть вам по отношению к себе?


(Учащиеся пишут, зачитывают)


Чтобы верно ответить на наши вопросы, обратимся за помощью к гениальному психологу – Л. Н. Толстому.


Индивидуальная работа.


А. П. Шерер и князь Василий – улыбка - ширма.

Князь Ипполит – антиулыбка, улыбка идиота.

Элен – неизменяющаяся маска.

Маленькая княгиня Лиза – улыбка белочки с усиками.

Князь Андрей Болконский – гримаса, усмешка.

Граф Пьер Безухов – улыбка ребенка.


Вывод: с помощью художественного слова автора мы учимся разбираться в людях. И невольно некоторые задумываются: “А какая улыбка у меня? Что она несет людям? Умею ли я общаться с людьми?”


4). Динамика духовного роста.


В создание портретной живописи Толстой вносит открытие: он раскрывает диалектику души человека.

Одной из самых характерных особенностей Толстовских характеристик является особый метод обрисовки, из которого явствует, как развивается данный характер, как созревает физический и духовный облик героев романа. Это умение показывать рост характера, динамическое воспроизведение личности не имеет себе равного в литературе 1-й половины 19-го века.

Докажите это на примере героев.


1-ый ряд: на образе Пьера Безухова

( Пьера Безухова мы наблюдаем в разные периоды жизни. Знакомясь с Пьером, мы узнаем, что он: грузный, большой, с робкой , доброй улыбкой.

Наблюдая Пьера в момент увлечения масонством, мы замечаем, как облик физический в точности повторен, да и моральный тоже; прибавлен только элемент большей самоуглубленности. Наконец, Пьер после встречи с Платоном Каратаевым представлен в другом виде: Пьер очень изменился физически; он уж не казался толст, хотя имел вид крупности. Улыбка — полна оживления, и весь этот новый облик Пьера дает пример наличия этой длительности роста; они зафиксированы статически; между тем как у Толстого образ Наташи последовательно меняется и физически и в своих основных внутренних свойствах).

2-ой ряд: на образе Андрея Болконского.

(Автор показывает на первых страницах романа в салоне А.Шерер его „усталый, скучающий взгляд“ и надменное обращение, отмечает его пресыщение окружающим обществом и женой.

Под небом Аустерлица нас поражает его потрясение открывшейся бездной неба.

Мы видим мрачное, усталое лицо Андрея после смерти жены в сцене первой встречи с дубом.

Надежда, любовь, вера в счастье отражаются в его взоре после встречи с Наташей.

Злость, суровость, отчаяние – после измены Наташи.

Просветленное прозрение, умиротворение после того, как понял, что правда – в любви ко всем живущим на земле.

3-ий ряд: на образе Наташи Ростовой.

Портрет Наташи и последовательные изменения ее характера: „черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками..... бросилась к матери и засмеялась“. В этом внешнем облике есть и внутренние черты характера; весь образ дает ощущение слитного целого: тут и наружность, и жест, и улыбка, и смех, и живость движений. И позже — не заменит автор одну подробность другой, не покажет ли нам Наташу очень красивой, потому что внешняя красота для него не важна.

Мы видим в финале романа Толстого уже не очаровательную тоненькую и подвижную девушку, а зрелую сильную женщину, любящую жену и мать. С прежней страстью Наташа отдается заботам о муже и детях.

Вывод.Таким образом, в романе Толстого "Война и мир" роль портретной характеристики героев велика и многообразна. Она помогает раскрытию их характеров, подчеркивая определяющие черты их натуры, позволяет проследить эволюцию их внутреннего мира. Точность и лаконизм толстовских портретных характеристик делает его героев яркими и запоминающимися, они остаются в памяти читателей на всю жизнь.

Любимым героям Толстого не хватает слов, но они умеют сказать о том, что происходит у них в душе глазами, улыбкой.

Кстати, речь героев тоже важна, тем более она представлена в романе в основном диалогами и внутренними монологами.

4. Обобщение

Что вы можете сказать о мастерстве Толстого–психолога?

(Не прекращающая работа души, вечной поиск - это признак одарённости, внутреннего благоустройства).


Роман «Война и мир» - это книга высокой нравственности. Роман заставляет задуматься над проблемами, которые волнуют каждого человека: верность, дружба, любовь, честь… В наше непростое время, когда пересматриваются все ценности, так нужен чистый источник, из которого можно почерпнуть самое святое, самое незапятнанное, самое светлое. Я думаю, роман «Война и мир» является именно таким источником.

Давайте еще раз прикоснемся к этому источнику, чтобы на долгие годы запомнить его.


Просмотр клипа о «Войне и мире»


5. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Над чем меня заставил задуматься роман «Война и мир»?

evrazijskoe-patentnoe-vedomstvo-eapv-patenti-i-zdravoohranenie-v-prilozhenii-k-nastoyashemu-dokumentu-privodyatsya.html
evrei-nazivayut-emigraciyu-planomernim-istrebleniem-issledovanie-polya-rassinera-paul-rassinier.html
evrei-v-bolshevistskoj-partii-dannij-material-vzyat-s-oficialnogo-sajta-gazeti.html
evrejskaya-avtonomnaya-oblast-lica-kotorim-prisuzhdeni-premii-v-razmere-30-tisyach-rublej.html
evrejskaya-etika-antisemitizm.html
evrejskaya-narodnaya-pesnya.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenieo-poryadke-organizaciii-provedeniya-vnutrivuzovskogo-testirovaniya-normativnoe-regulirovanie.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-5-fenomenologiya-chelovechestva-intellektualnaya-nasledstvennost-intellektualnaya-missiya-chelovechestva-informacionno-programmiruemaya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostoyanie-zdorovya-uchashihsya-analiz-vospitatelnoj-raboti-mou-novomihajlovskoj-sosh-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-rabochaya-programma-po-literaturnomu-chteniyu-predstavlyaet-soboj-celostnij-dokument-vklyuchayushij.html
  • lesson.bystrickaya.ru/stihotvorenie-na-zabolockogo-o-krasote-chelovecheskih-lic.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-zarabotnoj-plati-na-predpriyatii-chast-4.html
  • znanie.bystrickaya.ru/816-svedeniya-o-sushestvennih-sdelkah-sovershennih-emitentom-111024-rossiya-moskva-ul-dushinskaya-d-7-str-1.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhanie-kursa-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-finansovomu-pravu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-v-2-plasticheskaya-anatomiya-dlya-studentov-specialnosti-070601-dizajn-graficheskij-dizajn-napravleniya-070600-dizajn.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nochevala-tuchka-zolotaya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-inostrannogo-yazika-kolomilceva-n-n-gimnaziya-28-g-kostromi-osnovnie-formi-organizacii-pd-detej.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-persi-dzhekson-i-labirint-smerti.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/valyutnij-rinok-i-valyutnie-operacii-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/proishozhdenie-vselennoj-bolshoj-vzriv-chast-5.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-97-kod-da-vinchi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-21-kolichestvo-suzhdenij-v-analiziruemoj-gazete-a-i-verhovskaya-vedushij-nauchnij-sotrudnik-instituta.html
  • school.bystrickaya.ru/capfa-slovarya-avtolyubitelya-ot-a-do-ya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kratkoe-soderzhanie-mizantrop-moler.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sejchas-kogda-mi-dozhivaem-poslednie-mesyaci-poslednego-veka-vtorogo-tisyacheletiya-chto-bi-tam-ni-govorili-a-xxi-stoletie-nastupit-lish-1-yanvarya-2001-goda-hot-tr.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii-stepen-klinicheskie-rentgenologicheskie-laboratornie-pokazateli-obostreniya-yarko-virazheni-35.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-kursa-formirovanie-bazovih-znanij-o-sisteme-visshego-medicinskogo-obrazovaniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekti-literaturo-vedcheskih-rabot-po-probleme-zhanra-l-vchernec-i-dr.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strategiya-razvitiya-regiona.html
  • knigi.bystrickaya.ru/samoidentifikaciya-nacii-prilozheniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8-a-doma-vse-odno-ne-uderzhat-protivnik-na-gorizonte-glava-1-goj-i-dzhoj.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-himicheskoe-zagryaznenie-okruzhayushej-sredi-lui-brouer-farmacevticheskaya-i-prodovolstvennaya-mafiya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sozdanie-sistemi-monitoringa-i-ocenki-kachestva-obrazovaniya-v-obsheobrazovatelnom-uchrezhdenii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vfgorbatyuk-koncepciya-sozdaniya-avtomatizirovannogo-rabochego-mesta-arm-prepodavatelya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-8-impulsnie-elementi-s-ferromagnitnimi-serdechnikami-vvedenie-v-specialnost.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-diplomnij-proekt-soderzhit-stranic-136-risunkov-17-tablic-24-istochnikov-15-prilozhenij-5.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-uchastnikam-otkritogo-aukciona-obshie-svedeniya-stranica-24.html
  • college.bystrickaya.ru/002-008-900-elektronnij-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ekologiya-i-ustojchivoe-razvitie.html
  • turn.bystrickaya.ru/ponyatie-fonema.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vremennoe-celoe-geroya-bahtin-m-m-avtor-i-geroj-v-esteticheskoj-deyatelnosti-problema-otnosheniya-avtora-k-geroyu.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-u-shekspir-pisatel-i-ego-epoha-tragediya-romeo-i-dzhuletta-konflikt-zhivogo-chuvstva-i-semejnoj-vrazhdi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.