.RU

Эссе о молодежных практиках, близких идеологии прав и достоинства человека - страница 12


243 «Еще одна важная предпосылка для начала перемен. Поскольку любые несанкционированные проявления общественной активности в рамках советской системы были запрещены и достаточно сурово преследовались, общественная активность принимала суррогатные и сублимированные формы. Повышенное общественное внимание к событиям в литературе, театре, кинематографе фактически было проявлением сублимированной общественности, той самой, которая не находила адекватного поведенческого выхода своей потребности в социальном действии, стремлении что-то изменить. И находила сублимированные формы – на сцене, в дискуссии вокруг литературных произведений, персонажей позднесоветской культуры, сюжетов советской и дореволюционной истории» - От театра к карнавалу: культурная динамика перестройки. Открытые семинары «Полит.ру». Цикл «Истоки и судьба перемен: Культурная динамика 1953-2005 гг.». Семинар №3. Стенограмма // www.polit.ru 22. 05. 2006.
244 Книга в единственном экземпляре, сделанная «вручную» как артефакт (дизайн верстки, иллюстрации, необычная, уникальная типографика – шрифты, «визуальный синтаксис» и др.) в духе Давида Бурлюка, Алексея Крученых, «Чукоккала» Корнея Чуковского и др.

245 «Динамика процесса примерно такова: 1988 г. - 366 изданий, 1989 г. - 966, 1990 г. - 1366, 1991 г. - 1566. И это не учитывая рок-самиздат (около 300), фэнзины (тоже около 300), а также то, что, по понятным причинам, небольшой группе исследователей не удалось выловить» - Суетнов А. Бессмертный самиздат. Сегодня он деполитизировался и не зовет на площадь // Независимая газета, №136 (2446), 27.08.2001 (http://www.ng.ru).

246 К примеру, стимулом самиздатовской активности, как правило, являются не проблемы со свободой слова, печати, собраний, а «цензура» экономического характера, потребность в самовыражении и получении обратной связи на «внутренний монолог». Отчетливо прослеживается демократизация самиздата: им заняты не только интеллектуалы, «легализуется» уличное просторечье, сленг, обсценная лексика и др.

247 Малотиражные печатные издания, выпускаемые «для своих» на ризографах, ксероксах или домашнем принтере.

248 См. из диалога Г. Павловского и И. Засурского «Агитпроп или самиздат» («Отечественные записки» 2003, №4): «Самиздат — это поиск не вообще информации, а поиск экзистенциально значимой для тебя информации, за которую ты готов на каждом промежуточном рубеже взять ответственность. Система самиздата не говорила, что в мире уже есть вся необходимая для тебя информация. Но в процессе движения ты встречал других людей — и это было гарантировано, ты иначе не мог просто двигаться в этом пространстве, — которые обладали новыми возможностями, входами в какие-то другие разветвления траектории. Они давали линки. И все эти люди образовывали сообщество, в котором все заведомо свои. Это была некая община. Они так же относятся к информации в силу того, что так же рискуют, участвуя в этом, они так же относятся к базовым ценностям, как и ты. Без этого самиздат был бы невозможен совершенно. Предельная утопия самиздата - бесконечный и лавинообразный процесс. Собственно, утопия эта практически почти была реализована: одного арестуют, тут же вылезают новые неизвестные трое, которые пишут протест против ареста того первого. Они пишут хроники текущих событий, хронику печатают, и они уже находятся внутри этой хроники...».

249 Каждый номер – моментальный снимок тусовки в ее связях (авторитеты, люди-легенды, знаковые события и др.) и отношениях ко внешнему миру (кому – анафема, кому – респект).

250 Романтика медиа-активизма, с точки зрения правозащитных теорий, не должна конкурировать с профессиональной журналистикой. Блоги, форумы и чаты не решат проблемы становления независимых СМИ, свободы слова и печати. Они не в состоянии давать объективную информацию по всему спектру событий (стандартная «сетка»: политика, экономика, культура, спорт, светская жизнь, «жизненные истории»). Большая часть граждан России не только еще не вошла в воды электронных информационных потоков, но по экономическим и психологическим причинам оказалась вытолкнутой из «галактики Гутенберга» (сокращение подписки, недоверие к печатным СМИ).

251 «Дистро» – точки некоммерческой дистрибьюции альтернативной, радикальной, субкультурной продукции (книги, записи, фильмы, атрибутика, футболки, банданы и др.). Развитыми сетями дистро в России обладают анархистские группы, а также вездесущие панки.

252 Классическая школа учит не только тем предметам, по которым выдается аттестат. Распорядок дня, нормы поведения в классе и на перемене, схема рассадки учителя и учеников, требования к внешнему виду и прочие приемы незаметной дидактики подготавливает воспитанника к жизни в индустриальной среде. Школа – та же фабрика (с «гудками», цеховым делением, серийным производством типовых деталей и навыками преодоления «сопротивления материала»). Скрытые программы есть у каждого социального института. К примеру, военные функции в Советской Армии играли второстепенную роль; массовый призыв, дисциплинарные практики, численность вспомогательных войск, ударный труд на уборке урожая и другие признаки указывали, что задачи гражданского воспитания (или, точнее, «гражданской муштры») для СА были основными. Схожий сдвиг приоритетов сейчас можно наблюдать при реформе государственной системы высшего образования: образовательные и научные функции вузов уходят на второй план; на первом – их ранжирование в качестве элитных клубов.

253 Спорной остается идея имплантировать отдельный курс по правам человека в школьную программу (что не отрицает важности преподавания прав человека на материале истории религиозных войн, тоталитаризма, ГУЛАГа и Холокоста, становления идеологий и др.). Растущее отчуждение между учителями и учениками в рамках кризиса системы государственного образования подрывает доверие к ценностям прав человека, делает их частью «принудительного», формализованного знания, снижает внимание к их мировоззренческому аспекту. Уровень доверия к неформальным каналам получения информации значительно выше, что с лихвой покрывает многочисленные издержки на их обслуживание.

254 Банк «Этика» создан в Италии около семи лет назад на волне пацифистского и экологического движения. В настоящий момент филиалы банка открыты в нескольких европейских странах, сумма частных вкладов достигла 253 миллионов евро. Клиентам даны гарантии, что ни цента кредитов не будет выдано коммерческим или государственным структурам, занятых в производстве оружия или генетически модифицированных организмов, загрязняющих окружающую среду, систематически нарушающих социально-трудовые права рабочих и др.

255 FARE («Football against racism in Europe») – «Футбол против расизма в Европе» - Сеть гражданских организаций в 13-ти странах Европы.

256 Разделяю точку зрения тех, кто считает, что часть активистского опыта в принципе не передаваема рационально и относится к малоизученной области «гражданской религии» (термин, широко употребляемый в США и отсутствующий в языке российского гражданского общества). Почему священно право на жизнь? Почему надлежит отменить смертную казнь? Можно аргументировать с позиций морали, критиковать несовершенство судебной системы, низкий уровень цивилизационного развития… А можно – через апелляцию к религиозному опыту: «не убий». Живой человек сакральнее, чем любая идея, идеал, идеология. Точка.

257 В этом смысл проекта «Открытой Гражданской Академии» Молодежного Правозащитного Движения. Инструментальные знания (технологии) в области защиты прав, свобод и достоинства человека эффективнее всего передавать молодым активистам через учебную литературу, практикумы, стажировки, консультации, стандартные лекционно-семинарские занятия, методики дистантного образования. Для трансляции мировоззрения (в любой его ипостаси – философии, науке, религии, эстетике, этике) нужны «неформальные формы» - дискуссии «по вселенским проблемам», летние лагеря вроде рязанского «Гражданина мира» или пермского проекта «По рекам памяти», проекты типа «Открытой Гражданской Академии» Молодежного Правозащитного Движения, кухонные разговоры, «рюмки чая» после работы и др.

258 В отличие от расцвета клубной культуры в 90-х развитие культуры кафе и в особенности так называемых концептуальных кафе (посещая которые люди воспроизводят желательную для себя субкультурную идентичность, знакомятся, ведут осмысленные разговоры) несут с собой иное качество социальности. В условиях, когда средний класс постепенно догоняет цены в подобного рода заведениях, это проявляется в ином качестве общественного мнения: оно конденсируется из обсуждений, а не извлекается из соцопросов как заяц из цилиндра фокусника. Инакомыслие, изгнанное из медиапространства, получает дополнительный тонус в пространстве нейтральной публичной сферы.

259 Открытые семинары и публичные лекции, проводимые «Билингвой» по соглашению с www.polit.ru, Центром экстремальной журналистики и др., а также презентации книг, артистических проектов, результатов исследований, устраиваемые совместно с издательствами, аналитическими центрами и др.

260 Крейг О’Хара. Философия панка: больше чем шум // http://www.zaraz.org/lib/punk_phil.html

261 Омельченко Е. Молодежь России между активностью и пассивностью // см. на сайте www.region.ulsu.ru

262 http://scythia.narod.ru/index.htm

263 Из стихотворения Бориса Рыжего






Стр.



evolyuciya-mezhbankovskih-raschetov.html
evolyuciya-nauchnih-vozzrenij-na-problemu-gosudarstvennogo-finansirovaniya-investicij.html
evolyuciya-organizacionnoj-kulturi-krupnih-promishlennih-predpriyatij-rossii-vo-vtoroj-polovine-hh-nachale-xxi-vv.html
evolyuciya-povedeniya-chto-takoe-psihologiya-v-2-h-t-t-1-per-s-franc-m-mir-1992-496-s.html
evolyuciya-proektov-sovetskoj-mnogorazovoj-kosmicheskoj-sistemi-svoi-pozivnie-ya-kedr-ya-kedr-zarya-kak.html
evolyuciya-romannogo-tvorchestva-dzhozefa-hellera.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upravlenie-chelovecheskimi-resursami-uchebnoe-posobie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vlakonichnoj-forme-dajte-pismennie-otveti-na-sleduyushie-voprosi-znachenie-belkov-aminokislot-v-pitanii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-i-usloviya-provedeniya-sorevnovanij-sorevnovaniya-provodyatsya-svobodnim-stilem-s-obshego-starta-po-vosmi-vozrastnim-gruppam-yunoshi-1994-95-g-r-8-km-4-kruga-po-2-km.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prestuplenie-crime-stranica-26.html
  • desk.bystrickaya.ru/otkritogo-krizisa-psihologii-stranica-13.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2-uchyot-izderzhek-obrasheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-specialnosti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-uchebnie-programmi-prikaz-171-ot-31-08-2010g-protokol-1-ot-30-08-2010g-po-mou-sosh-22-predsedatel-direktor-mou-sosh-22.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sankt-peterburgskij-gosudarstvennij-universitet-sobitiya-stranica-10.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skromnost-svyatogo-ravvina-entoni-de-mello-molitva-lyagushki.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-umnozhenie-vektora-na-chislo-2-chasa-plan-no-realizovannij-v-kakom-to.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-uroka-aktualizaciya-proverka-znanij-izuchenie-novogo-materiala-soobshenie-uchashihsya.html
  • reading.bystrickaya.ru/kto-yavlyaetsya-avtorom-koncepcii-razvivayushego-i-vospitivayushego-tematicheskij-plan-i-setka-chasov---.html
  • composition.bystrickaya.ru/platonov-va-vohmyanina-an-medvedev-oyu-lemi-pitaniya-gigiena-bezopasnost-regionalno-orientirovannij.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervij-etap-dooperacionnij-menedzhment-resheniem-soveta-direktorov-ao-nacionalnij-medicinskij-holding.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-predstavlyaetsya-na-kafedru-v-ustanovlennie-sroki.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vmeste-s-tem-v-belarusi-vsyo-gromche-zvuchit-vopros-o-monokonfessionalnosti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-6-prestupleniya-protiv-sobstvennosti-kurs-lekcij-po-discipline-ugolovnoe-pravo-respubliki-kazahstan-osobennaya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/44-visotnaya-landshaftnaya-differenciaciya-ravnin-uchebno-metodicheskij-komplekt-disciplini-landshaftovedenie.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-obvinenij-s-nego-snyalas-tam-gde-stoyali-nashi-koni-zemlya-bila.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-a-pois-kto-mi-unas-vse-tak-ili-ne-tak-ichto-zhe-delat.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-n-chestyunina-2011-g-stranica-3.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shihova-tv-studentka-ozo-o-podgotovke-studentov-k-pedpraktike-v-nachalnoj-shkole.html
  • student.bystrickaya.ru/12-vidi-analiza-hozyajstvennoj-deyatelnosti-uchebnoe-posobie-nahodka-2003-udk-658-1-338-3-075-8-bbk-65-053.html
  • abstract.bystrickaya.ru/17-chasov-tehnologiya-issledovatelskoj-i-proektnoj-deyatelnosti.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uinston-grum-forrest-gamp-stranica-6.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovi-kommunikativnoj-kulturi-menedzhera.html
  • studies.bystrickaya.ru/39-zasedanie-sudebnogo-processa-po-delu-milicionerov.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vozniknovenie-i-evolyuciya-vselennoj-chast-6.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anomalii-i-deviantnoe-povedenie-v-obshestve-chast-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predstavlyaya-doklad-o-polozhenii-v-respublike-hotel-bi-prezhde-vsego-podcherknut-chto-istekshie-dva-goda-bili-dlya-dagestana-slozhnim-i-ochen-otvetstvennim-etapom.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-nauchno-issledovatelskij-seminar-dlya-specialnosti-030100-68-filosofiya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/upravlenie-zapasami-na-predpriyatii-strojservis-chast-6.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-automobile-tekst-1-uchebnoe-posobie-mozhet-bit-ispolzovano-dlya-podgotovki-aspirantov-l-f-gerasimova-2002.html
  • urok.bystrickaya.ru/posobie-prednaznacheno-dlya-prepodavatelej-medicinskih-vuzov.html
  • klass.bystrickaya.ru/63-mantrajoga-f75-glubinnoe-izmerenie-jogi-georg-fojershtejn-per-s-angl-i-a-zabelinoj-m-ripol-klassik.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.