.RU

ЕЩЕ РАЗ ОБ УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА! - Программа конференции 6 доклады на пленарном заседании 13


^ ЕЩЕ РАЗ ОБ УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА!
________________________________________
Мазурчик Н.А., методист по русскому языку Калининского р-на

Проблема грамотности современного человека – одна из острейших. Почему значительное число выпускников наших школ не овладевает законами родного языка, почему речь их бедна, невыразительна? Вероятно, все начинается с азов: с уроков русского языка.

Общеизвестно, что урок родился около 400 лет тому назад. Отцом его и учредителем считается Я.Л.Коменский. Существуя уже несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Требования к современному уроку порождены стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить и в повседневности ценности достойной жизни.

Ситуация современного урока русского языка – это ситуация расставания с уроком строгим, упорядоченным, регламентированным, где ученики дисциплинированные, исполнительные, работающие в режиме вопроса – ответа.

Три постулата можно выделить в технологиях современного урока русского языка:

I. Нa уроках русского языка должны изучаться не "параграфы", не "правила", а закономерности жизни родного языка. Знание законов русского языка делает наших учеников увереннее, сильнее, свободнее в выборе. Вчерашнее "вы должны запомнить" на современном уроке преобразовывается в сегодняшнее " мы с вами должны искать, раскрыть, выявить, рассмотреть, осмыслить, освоить, проиллюстрировать и т. д.".

Например, на уроке русскою языка в 5 классе при изучении темы "Диалог" можно удачно использовать уже известный ученикам текст стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино".

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия про день Бородина!

Каков смысл тиpe в начале стихотворения? Как надо читать? Почему автор так начинает стихотворение? Почему автор в конце строфы ставит знак восклицания, а не вопроса? Что должна интонация, но замыслу автора, передать: восхищение или вопрос?

Важна форма вопроса: не как нужно писать, а почему автор так пишет? Сегодня мы говорим об уроках русского языка, на которых формируется речевая, языковая личность, социально адаптированный и коммуникативно-адаптированный человек. Пора осознать разумное следование методическим новациям, исходить из признания системности. В.В.Виноградов: "Любой языковой знак осознаемся лишь в контексте всей системы данного языка". Преподавание русского языка, как любое метаобщение (речь о речи), принципиально основано на двух системах:

Язык – целостное явление, и потому система обучения языку, построенная линейно, противостоит "врождённой грамотности" – восприятию целостного текста с подсознательным анализом языковых закономерностей.

Познание языка через искусственно расчленённое образование (правила, формулировки, схемы) при неверных методических приёмах может разрушить сложившиеся в сознании учащегося схемы своего природного, целостного восприятия, без которых грамотность невозможна.

Значительной ошибкой в методике преподавания русского языка является преподнесение сначала правила, а потом уже приведение текста как иллюстрации.

Чтение текста уже после усвоения какой-либо формулировки заставляет концентрировать внимание ученика именно на ней, тем самим происходит разрушение текстовой целостности, что препятствует единству восприятия. Поэтому часто после изучения правил, например, безударных гласных в корне слова, ученики начинают допускать, на взгляд учителя, фантастические ошибки: co6epaть – сбербанк и т.д.

Как часто наши ученики овладевают правилами (особенно к экзаменам), но не овладевают навыками правописания, возникает запредельное торможение, приводящее к личностным деформациям.

Под нашим руководством ученики стараются освоить правила, а не

подлинные модели языка, которые являются базой формирования практической грамотности. Дидактический материал на сегодняшнем уроке должен обеспечивать естественное восприятие учениками текста-иллюстрации, а не paздробленнoe – через упражнения. Вероятно, нам не нужно торопиться с упражнениями в их традиционном (нетекстовом) виде, пока у учеников не сформулирован навык самостоятельного рассмотрения темы как проблемной задачи.

Все средства урока (целеполагание, структура, форма, содержание, opганизационно-методические приемы и т. д.) должны подвести ученика к вопросу: почему так пишется. Доводы, до которых ученик додумался сам, кажутся ему самыми убедительными, и они легче осваиваются.

С непродуктивною уровня "Я – ученик" ребенок должен выйти на уровень "я – исследователь". Постоянный творческий поиск ученика на уроках русского языка – умело актуализированный педагогом процесс познания.

Начинать надо всегда с хороших текстов, с уяснения и разворачивания ассоциативных связей при целостном восприятии словесной картины:

При изучении русского языка надо стараться исключить сугубо теоретические ответы, представляющие собой повторение готовых формулировок и ничего не говорящие о подлинном знании языка, его владении.

Что значит обучить русскому языку? Это значит, привести в систему возникшие в подсознании ученика взаимосвязи, соотношения, аналогии между различными единицами языка на всех его уровнях.

Текст на уроках русского языка активизирует интерес, внимание ученика, формирует его положительную мотивацию.

В этой связи хочется привести в качестве примера методические пособия доктора педагогических наук Е.B.Любичевой, из серии "Посредством слова творю я мир": "О культуре Слова, о тайнах Звука и загадках Буквы", богатейшие материалы которого по лексике, фонетике и орфографии позволят учителю сделать уроки русского языка в 5 клacce увлекательными и деятельностными; "О строительном материале Слова. Учимся проверять себя". В этом пособии увлекательно, на примерах интереснейших текстов раскрываются секреты изобразительной силы русского словообразования, его стилистические возможности. Разнообразные формы работы со словом и текстом помогут пяти – шестиклассникам освоить нормы русской правописной и речевой грамотности.

В пособии "Именные части речи. Путешествие в Страну Грамматики" авторы сумели представить грамматические категории в живой взаимосвязи с лексическим значением слова на морфологическом уровне.



et-linterprtation-sotrique-stranica-8.html
eta-ekskursiya-bila-podgotovlena-dlya-mladshih-shkolnikov-k-urokam-moskvovedeniya-no-ona-budet-interesna-i-uchashimsya-5-6-klassov.html
eta-istoriya-bolezni-vzyata-iz-kollekcii-sajta.html
eta-kniga-dlya-cheloveka-kotorij-hochet-napisat-scenarij-postavit-film-i-sigrat-v-nem-glavnuyu-rol-stranica-16.html
eta-kniga-dolzhna-bila-vijti-eshe-v-nachale-2003-goda-s-drugoj-storoni-v-eto-samoe-vremya-mi-razrabotali-vtoruyu-versiyu-russkoj-modeli-effektivnogo-soblazneniya.html
eta-kniga-istoriya-o-poiskah-lyubvi-krizise-i-somneniyah-chelovecheskom-stanovlenii-iskaniyah-istini-gde-prichudlivim-obrazom-perepletayutsya-mistiki-drevnosti-i-f-stranica-8.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-filosofiya-drevnej-indii-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-pod-red-mapelman.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vizitka-na-konkurs-uchenik-goda-poyavlyayus-s-sumkoj-v-plashe-pod-muziku.html
  • crib.bystrickaya.ru/grafik-raboti-rajonnoj-rabochej-gruppi-po-priemke-gotovnosti-uchrezhdenij-obrazovaniya-rajona-k-osushestvleniyu-obrazovatelnoj-deyatelnosti-v-novom-2011-2012-uchebnom-godu-i-k-rabote-v-osenne-zimnij-period.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vzaimosvyaz-predvaritelnogo-i-sudebnogo-sledstviya-chast-13.html
  • literature.bystrickaya.ru/emil-zolya-zherminal-emil-zolya-zherminal-chast-pervaya-stranica-6.html
  • knigi.bystrickaya.ru/silnaya-vera-v-kachestvo-svoego-tovaraeto-vtoroj-programma-uspeshnih-prodazh-effektivnih-delovih-peregovorov-i.html
  • college.bystrickaya.ru/2-kakova-maksimalno-dopustimaya-krutizna-sklona-a-pri-rabote-gusenichnoj-samohodnoj-mashini-poperek-sklona.html
  • exam.bystrickaya.ru/vibiraya-budushee-orientiruemsya-na-opit.html
  • uchit.bystrickaya.ru/struktura-elementov-marketingovogo-obespecheniya-i-ih-faktornoe-postroenie-stranica-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-dlya-studentov-vii-semestr.html
  • reading.bystrickaya.ru/kultura-kraya-istoriya-yaroslavskogo-kraya-19302005-gg.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast2-dzhon-grinder-iz-lyagushek-v-princi.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-rossijskoj-federacii-za-2009-god.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-spbgu-opredelen-pobeditel-konkursa-na-edinogo-arendatora-universitetskih-stolovih-i-kafe-raspolozhennih-v-peterburge-stranica-9.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-rossijskij-gosudarstvennij-gumanitarnij-universitet-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-obuchayushego-uroka-po-teme-elektroliz.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-b-m-kizyaev-uchenij-sekretar.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-24-aleksandr-men-istoriya-religii-tom-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-moskva-2007-bbk-32-88-32-845-7-b-64-stranica-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-2003-ekologicheskij-otchet-oao-gazprom.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sbornik-trudov.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-20-strategiya-pobedi-kniga-istorii-uspeha-uchenikov-bogatogo-papi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovmestnaya-programma-nacionalnie-menshinstva-v-rossii-razvitie-yazikov-kulturi-smi-i-grazhdanskogo-obshestva-programma-konferencii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-obshie-polozheniya-stranica-8.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogo-5-9-kl-uchebnij-plan-obsheobrazovatelnih-klassov-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svedeniya-ob-obespechennosti-obrazovatelnogo-processa-uchebnoj-literaturoj-ili.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10-stats-sekretar-mid-sostavitel-perevodchik-yurij-felshtinskij-predislovie-vyacheslava-dashicheva.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchyot-o-vipolnenii-gosudarstvennogo-i-obshestvennogo-zakaza-na-obrazovanie-poluchenie-obshestvennogo-priznaniya-dostizhenij-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-i-bezzubova-i-l-s-kavtaskina.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/l-n-hodunova-kandidat-pedagogicheskih-nauk-direktor-c.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dissertaciya-na-soiskanie-uchyonoj-stepeni-stranica-5.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sutta-pitaka-khuddaka-nikya-jtaka-eka-nipata-1-apannaka-jataka-stranica-43.html
  • college.bystrickaya.ru/32treat-missing-values-obrabotka-propushennih-znachenij-fakultet-radiotehniki-i-kibernetiki.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-formirovaniya-ponyatiya-plazma-v-shkolnom-kurse-fiziki.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lichnoe-strahovanie-v-respublike-kazahstan.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.