ЕЩЕ РАЗ ОБ УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА! - Программа конференции 6 доклады на пленарном заседании 13
.RU

ЕЩЕ РАЗ ОБ УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА! - Программа конференции 6 доклады на пленарном заседании 13


^ ЕЩЕ РАЗ ОБ УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА!
________________________________________
Мазурчик Н.А., методист по русскому языку Калининского р-на

Проблема грамотности современного человека – одна из острейших. Почему значительное число выпускников наших школ не овладевает законами родного языка, почему речь их бедна, невыразительна? Вероятно, все начинается с азов: с уроков русского языка.

Общеизвестно, что урок родился около 400 лет тому назад. Отцом его и учредителем считается Я.Л.Коменский. Существуя уже несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Требования к современному уроку порождены стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить и в повседневности ценности достойной жизни.

Ситуация современного урока русского языка – это ситуация расставания с уроком строгим, упорядоченным, регламентированным, где ученики дисциплинированные, исполнительные, работающие в режиме вопроса – ответа.

Три постулата можно выделить в технологиях современного урока русского языка:

I. Нa уроках русского языка должны изучаться не "параграфы", не "правила", а закономерности жизни родного языка. Знание законов русского языка делает наших учеников увереннее, сильнее, свободнее в выборе. Вчерашнее "вы должны запомнить" на современном уроке преобразовывается в сегодняшнее " мы с вами должны искать, раскрыть, выявить, рассмотреть, осмыслить, освоить, проиллюстрировать и т. д.".

Например, на уроке русскою языка в 5 классе при изучении темы "Диалог" можно удачно использовать уже известный ученикам текст стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино".

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия про день Бородина!

Каков смысл тиpe в начале стихотворения? Как надо читать? Почему автор так начинает стихотворение? Почему автор в конце строфы ставит знак восклицания, а не вопроса? Что должна интонация, но замыслу автора, передать: восхищение или вопрос?

Важна форма вопроса: не как нужно писать, а почему автор так пишет? Сегодня мы говорим об уроках русского языка, на которых формируется речевая, языковая личность, социально адаптированный и коммуникативно-адаптированный человек. Пора осознать разумное следование методическим новациям, исходить из признания системности. В.В.Виноградов: "Любой языковой знак осознаемся лишь в контексте всей системы данного языка". Преподавание русского языка, как любое метаобщение (речь о речи), принципиально основано на двух системах:

Язык – целостное явление, и потому система обучения языку, построенная линейно, противостоит "врождённой грамотности" – восприятию целостного текста с подсознательным анализом языковых закономерностей.

Познание языка через искусственно расчленённое образование (правила, формулировки, схемы) при неверных методических приёмах может разрушить сложившиеся в сознании учащегося схемы своего природного, целостного восприятия, без которых грамотность невозможна.

Значительной ошибкой в методике преподавания русского языка является преподнесение сначала правила, а потом уже приведение текста как иллюстрации.

Чтение текста уже после усвоения какой-либо формулировки заставляет концентрировать внимание ученика именно на ней, тем самим происходит разрушение текстовой целостности, что препятствует единству восприятия. Поэтому часто после изучения правил, например, безударных гласных в корне слова, ученики начинают допускать, на взгляд учителя, фантастические ошибки: co6epaть – сбербанк и т.д.

Как часто наши ученики овладевают правилами (особенно к экзаменам), но не овладевают навыками правописания, возникает запредельное торможение, приводящее к личностным деформациям.

Под нашим руководством ученики стараются освоить правила, а не

подлинные модели языка, которые являются базой формирования практической грамотности. Дидактический материал на сегодняшнем уроке должен обеспечивать естественное восприятие учениками текста-иллюстрации, а не paздробленнoe – через упражнения. Вероятно, нам не нужно торопиться с упражнениями в их традиционном (нетекстовом) виде, пока у учеников не сформулирован навык самостоятельного рассмотрения темы как проблемной задачи.

Все средства урока (целеполагание, структура, форма, содержание, opганизационно-методические приемы и т. д.) должны подвести ученика к вопросу: почему так пишется. Доводы, до которых ученик додумался сам, кажутся ему самыми убедительными, и они легче осваиваются.

С непродуктивною уровня "Я – ученик" ребенок должен выйти на уровень "я – исследователь". Постоянный творческий поиск ученика на уроках русского языка – умело актуализированный педагогом процесс познания.

Начинать надо всегда с хороших текстов, с уяснения и разворачивания ассоциативных связей при целостном восприятии словесной картины:

При изучении русского языка надо стараться исключить сугубо теоретические ответы, представляющие собой повторение готовых формулировок и ничего не говорящие о подлинном знании языка, его владении.

Что значит обучить русскому языку? Это значит, привести в систему возникшие в подсознании ученика взаимосвязи, соотношения, аналогии между различными единицами языка на всех его уровнях.

Текст на уроках русского языка активизирует интерес, внимание ученика, формирует его положительную мотивацию.

В этой связи хочется привести в качестве примера методические пособия доктора педагогических наук Е.B.Любичевой, из серии "Посредством слова творю я мир": "О культуре Слова, о тайнах Звука и загадках Буквы", богатейшие материалы которого по лексике, фонетике и орфографии позволят учителю сделать уроки русского языка в 5 клacce увлекательными и деятельностными; "О строительном материале Слова. Учимся проверять себя". В этом пособии увлекательно, на примерах интереснейших текстов раскрываются секреты изобразительной силы русского словообразования, его стилистические возможности. Разнообразные формы работы со словом и текстом помогут пяти – шестиклассникам освоить нормы русской правописной и речевой грамотности.

В пособии "Именные части речи. Путешествие в Страну Грамматики" авторы сумели представить грамматические категории в живой взаимосвязи с лексическим значением слова на морфологическом уровне.



et-linterprtation-sotrique-stranica-8.html
eta-ekskursiya-bila-podgotovlena-dlya-mladshih-shkolnikov-k-urokam-moskvovedeniya-no-ona-budet-interesna-i-uchashimsya-5-6-klassov.html
eta-istoriya-bolezni-vzyata-iz-kollekcii-sajta.html
eta-kniga-dlya-cheloveka-kotorij-hochet-napisat-scenarij-postavit-film-i-sigrat-v-nem-glavnuyu-rol-stranica-16.html
eta-kniga-dolzhna-bila-vijti-eshe-v-nachale-2003-goda-s-drugoj-storoni-v-eto-samoe-vremya-mi-razrabotali-vtoruyu-versiyu-russkoj-modeli-effektivnogo-soblazneniya.html
eta-kniga-istoriya-o-poiskah-lyubvi-krizise-i-somneniyah-chelovecheskom-stanovlenii-iskaniyah-istini-gde-prichudlivim-obrazom-perepletayutsya-mistiki-drevnosti-i-f-stranica-8.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iskusstvo-byulleten-novih-postuplenij-2009-god.html
  • books.bystrickaya.ru/bileti-i-otveti-po-turizmu-i-ekskursiyam-chast-28.html
  • reading.bystrickaya.ru/kultura-epohi-ellinizma-filosofiya-nauchnaya-sistema-grecii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-osnovi-informacionnih-tehnologij-v-dizajne-po-napravleniyu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/evolyuciya-na-zemle.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kaskad-kaliningrad-n005-1722009-str-iz-monitoring-regionalnih-smi-po-teme-obrazovanie-period-na-17.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekcionnij-kompleks-tezisi-lekcijillyustrativnij-i-razdatoch-nij-material-spisok-literaturi.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-ii-informatika-tema-7-apparatnoe-i-programmnoe-obespecheniya-pevm.html
  • desk.bystrickaya.ru/planeta-zemlya-kak-rezonansnaya-sistema-yu-v-mazurin-nad-gornimi-hrebtami-horvatii-okraini-avstro-vengerskoj-imperii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-12-pribavochnij-produkt-kak-osnova-socialno-klassovoj-differenciacii-apologiya-kapitala-politicheskaya-ekon-omiya-tvorchestva.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obsherossijskie-novosti-v-oblasti-razvitiya-malogo-predprinimatelstva-za-period-s-31-05-2010-po-04-06-2010.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchnaya-i-uchebnaya-rabota-na-kafedre-gidrobiologii-nauchnie-znaniya-dlya-celej-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-i-bezopasnosti-rossii-stranica-14.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-referatov-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-uchebno-issledovatelskih-rabot-tri-stranici.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yazikov-narodov-prozhivayushih-v-g-kazani.html
  • college.bystrickaya.ru/1-organizacionno-pravovoe-obespechenie-obsheobrazovatelnoj-deyatelnosti-geologicheskogo-fakulteta.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-zachatiyu-soveti-supruzheskim-param.html
  • abstract.bystrickaya.ru/102-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-umk-d-specialnost-080105-finansi-i-kredit.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-specialnosti-140601-elektromehanika-centra-distancionnogo-obrazovaniya-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/penzenskie-stradaniya-sem-professionalnih-granej-zhurnalista-tv.html
  • klass.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-po-viboru-studentov-predprinimatelskie-riski.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-uchrezhdenij-v-kotorie-bilo-postavleno-novoe-oborudovanie-muzikalnie-instrumenti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-numeraciya-schet-predmetov-razryadi-stranica-9.html
  • college.bystrickaya.ru/13predotvrashenie-rtutnogo-zarazheniya-v-rezultate-rastekaniya-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5postupayushie-vne-konkursa-ob-obrazovanii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pervoe-uprazhenie-yu-l-kapten-osnovi-meditacii-vvodnij-prakticheskij-kurs.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rinok-cennih-bumag-i-birzhevoe-delo-chast-4.html
  • letter.bystrickaya.ru/nachalo-hristologicheskih-sporov-istoriya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soglasovano-stranica-5.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ugolovnoe-pravo-uchebnik-pod-red-ld-gauhmana-sv-maksimova-m-elit-2007.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-si-101-finansovij-analiz-kommercheskih-investicij-v-nedvizhimost-kontaktnie-dannie-nacionalnogo-uchebnogo-centra-rieltorov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-hudozhestvenno-tvorcheskih-sposobnostej-shkolnikov-sredstvami-izobrazitelnogo-iskusstva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/stolici-russkoj-slavi.html
  • klass.bystrickaya.ru/4slovo-o-pogibeli-russkoj-zemli-d-s-lihachev-i-g-p-makogonenko.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sake-komacu-gibel-drakona-stranica-8.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-predmet-osnovnie-ponyatiya-i-sistema-disciplini-sudebnie-i-pravoohranitelnie-organi-respubliki-uzbekistan-stranica-28.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.