.RU

ЕЩЕ РАЗ ОБ УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА! - Программа конференции 6 доклады на пленарном заседании 13


^ ЕЩЕ РАЗ ОБ УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА!
________________________________________
Мазурчик Н.А., методист по русскому языку Калининского р-на

Проблема грамотности современного человека – одна из острейших. Почему значительное число выпускников наших школ не овладевает законами родного языка, почему речь их бедна, невыразительна? Вероятно, все начинается с азов: с уроков русского языка.

Общеизвестно, что урок родился около 400 лет тому назад. Отцом его и учредителем считается Я.Л.Коменский. Существуя уже несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Требования к современному уроку порождены стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить и в повседневности ценности достойной жизни.

Ситуация современного урока русского языка – это ситуация расставания с уроком строгим, упорядоченным, регламентированным, где ученики дисциплинированные, исполнительные, работающие в режиме вопроса – ответа.

Три постулата можно выделить в технологиях современного урока русского языка:

I. Нa уроках русского языка должны изучаться не "параграфы", не "правила", а закономерности жизни родного языка. Знание законов русского языка делает наших учеников увереннее, сильнее, свободнее в выборе. Вчерашнее "вы должны запомнить" на современном уроке преобразовывается в сегодняшнее " мы с вами должны искать, раскрыть, выявить, рассмотреть, осмыслить, освоить, проиллюстрировать и т. д.".

Например, на уроке русскою языка в 5 классе при изучении темы "Диалог" можно удачно использовать уже известный ученикам текст стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино".

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия про день Бородина!

Каков смысл тиpe в начале стихотворения? Как надо читать? Почему автор так начинает стихотворение? Почему автор в конце строфы ставит знак восклицания, а не вопроса? Что должна интонация, но замыслу автора, передать: восхищение или вопрос?

Важна форма вопроса: не как нужно писать, а почему автор так пишет? Сегодня мы говорим об уроках русского языка, на которых формируется речевая, языковая личность, социально адаптированный и коммуникативно-адаптированный человек. Пора осознать разумное следование методическим новациям, исходить из признания системности. В.В.Виноградов: "Любой языковой знак осознаемся лишь в контексте всей системы данного языка". Преподавание русского языка, как любое метаобщение (речь о речи), принципиально основано на двух системах:

Язык – целостное явление, и потому система обучения языку, построенная линейно, противостоит "врождённой грамотности" – восприятию целостного текста с подсознательным анализом языковых закономерностей.

Познание языка через искусственно расчленённое образование (правила, формулировки, схемы) при неверных методических приёмах может разрушить сложившиеся в сознании учащегося схемы своего природного, целостного восприятия, без которых грамотность невозможна.

Значительной ошибкой в методике преподавания русского языка является преподнесение сначала правила, а потом уже приведение текста как иллюстрации.

Чтение текста уже после усвоения какой-либо формулировки заставляет концентрировать внимание ученика именно на ней, тем самим происходит разрушение текстовой целостности, что препятствует единству восприятия. Поэтому часто после изучения правил, например, безударных гласных в корне слова, ученики начинают допускать, на взгляд учителя, фантастические ошибки: co6epaть – сбербанк и т.д.

Как часто наши ученики овладевают правилами (особенно к экзаменам), но не овладевают навыками правописания, возникает запредельное торможение, приводящее к личностным деформациям.

Под нашим руководством ученики стараются освоить правила, а не

подлинные модели языка, которые являются базой формирования практической грамотности. Дидактический материал на сегодняшнем уроке должен обеспечивать естественное восприятие учениками текста-иллюстрации, а не paздробленнoe – через упражнения. Вероятно, нам не нужно торопиться с упражнениями в их традиционном (нетекстовом) виде, пока у учеников не сформулирован навык самостоятельного рассмотрения темы как проблемной задачи.

Все средства урока (целеполагание, структура, форма, содержание, opганизационно-методические приемы и т. д.) должны подвести ученика к вопросу: почему так пишется. Доводы, до которых ученик додумался сам, кажутся ему самыми убедительными, и они легче осваиваются.

С непродуктивною уровня "Я – ученик" ребенок должен выйти на уровень "я – исследователь". Постоянный творческий поиск ученика на уроках русского языка – умело актуализированный педагогом процесс познания.

Начинать надо всегда с хороших текстов, с уяснения и разворачивания ассоциативных связей при целостном восприятии словесной картины:

При изучении русского языка надо стараться исключить сугубо теоретические ответы, представляющие собой повторение готовых формулировок и ничего не говорящие о подлинном знании языка, его владении.

Что значит обучить русскому языку? Это значит, привести в систему возникшие в подсознании ученика взаимосвязи, соотношения, аналогии между различными единицами языка на всех его уровнях.

Текст на уроках русского языка активизирует интерес, внимание ученика, формирует его положительную мотивацию.

В этой связи хочется привести в качестве примера методические пособия доктора педагогических наук Е.B.Любичевой, из серии "Посредством слова творю я мир": "О культуре Слова, о тайнах Звука и загадках Буквы", богатейшие материалы которого по лексике, фонетике и орфографии позволят учителю сделать уроки русского языка в 5 клacce увлекательными и деятельностными; "О строительном материале Слова. Учимся проверять себя". В этом пособии увлекательно, на примерах интереснейших текстов раскрываются секреты изобразительной силы русского словообразования, его стилистические возможности. Разнообразные формы работы со словом и текстом помогут пяти – шестиклассникам освоить нормы русской правописной и речевой грамотности.

В пособии "Именные части речи. Путешествие в Страну Грамматики" авторы сумели представить грамматические категории в живой взаимосвязи с лексическим значением слова на морфологическом уровне.



et-linterprtation-sotrique-stranica-8.html
eta-ekskursiya-bila-podgotovlena-dlya-mladshih-shkolnikov-k-urokam-moskvovedeniya-no-ona-budet-interesna-i-uchashimsya-5-6-klassov.html
eta-istoriya-bolezni-vzyata-iz-kollekcii-sajta.html
eta-kniga-dlya-cheloveka-kotorij-hochet-napisat-scenarij-postavit-film-i-sigrat-v-nem-glavnuyu-rol-stranica-16.html
eta-kniga-dolzhna-bila-vijti-eshe-v-nachale-2003-goda-s-drugoj-storoni-v-eto-samoe-vremya-mi-razrabotali-vtoruyu-versiyu-russkoj-modeli-effektivnogo-soblazneniya.html
eta-kniga-istoriya-o-poiskah-lyubvi-krizise-i-somneniyah-chelovecheskom-stanovlenii-iskaniyah-istini-gde-prichudlivim-obrazom-perepletayutsya-mistiki-drevnosti-i-f-stranica-8.html
  • control.bystrickaya.ru/bolshaya-tehnicheskaya-enciklopediya-tehnicheskaya-enciklopediya-tehnicheskij-slovar-tom-ii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stanislav-labunskij-perstni-legatov-dejstvuyushie-lica-voennie-stalkeri-departamenta-razvedki-potapenko-stranica-13.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/slozhivsheesya-na-sovremennom-etape-razvitiya-doshkolnoj-pedagogiki-mnogoobrazie-vidov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-programm-vospitaniya-i-razvitiya-detej-rannego-i-d.html
  • college.bystrickaya.ru/34-organizaciya-obrabotki-i-peredachi-otpravlyaemih-dokumentov-prikaz-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-transporta.html
  • student.bystrickaya.ru/0-dolya-prinadlezhashih-licu-obiknovennih-akcij-emitenta-0-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-sovetov-utverzhdennih-prikazami-rosobrnadzora-v-2009-2010-gg-stranica-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/antroposarij-osinushki-saga-o-treh-pokoleniyah.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-vospitatelnoj-raboti-mou-sosnovskoj-srednej-shkoli-1-na-2008-2009-uchebnij-god-analiz-vospitatelnoj-raboti-shkoli.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-16-amerikanskie-paralleli-na-fone-sovremennoj-postmodernistskoj-literaturi-kotoraya-utopila-sebya-v-samoironii.html
  • education.bystrickaya.ru/1-mirovaya-valyutnaya-sistema-i-sovremennie-problemi-eyo-razvitiya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/za-svobodnuyu-rossiyu.html
  • university.bystrickaya.ru/finansovaya-otchet.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mayak-novosti-07122007-lesnikova-valeriya-1500-grizlov-b-v-monitoring-smi-8-10.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iz-livijskih-gorodov-sirt-i-ras-lanuf-rossiyan-planiruetsya-evakuirovat-paromom-iz-tripoli-samoletami-mchs-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-22022011.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obosnovanie-racionalnoj-proizvodstvennoj-strukturi-selskohozyajstvennogo-predpriyatiya-oao-agroobedinenie-kuban.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-po-proizvodstvennoj-praktike-po-informacionnim-tehnologiyam-ekonomicheskih-specialnostej.html
  • learn.bystrickaya.ru/godovoj-otchyot-o-rabote-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-verhnetulomskaya-detskaya-muzikalnaya-shkola-municipalnogo-obrazovaniya-kolskij-rajon-murmanskoj-oblasti.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-osobennostej-predstavlenij-o-lyubvi-u-mladshego-shkolnika-s-6.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razrabotka-i-provedenie-kadrovoj-politiki-v-firme.html
  • school.bystrickaya.ru/chelovecheskij-smisl-estestvennih-i-tehnicheskih-nauk.html
  • assessments.bystrickaya.ru/blazhennaya-starica-elena-sostaviteli-svetlana-devyatova-olga-tulskaya-tambovskie-duhovnie-svetilniki.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vostochnij-dualizm-chto-eto-takoe-vedicheskogo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/biohimicheskij-sostav-krovi-podopitnih-kur-nesushek-n-3-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-finansovom-polozhenii-za-31-dekabrya-2010-goda-otchet-o-finansovom-polozhenii-za-31-dekabrya-2010-goda-7-otchet.html
  • testyi.bystrickaya.ru/53-metodicheskie-rekomendacii-i-perechen-variantov-kontrolnih-rabot.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respubliki-kazahstan-kostanajskij-pedagogicheskij-institut-fakultet-istorii-i-iskusstv.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/smi-centralnie-informagentstva-smi-centralnie-informagentstva-10-18-06-2009-ria-novosti-goryachaya-liniya-1.html
  • student.bystrickaya.ru/1956-1957-aleksandr-krajnij-u-istokov-trinadcatogo-vstuplenie-s-postupleniem.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/brachno-semejnoe-i-nasledstvennoe-pravo-po-sudebniku-hammurapi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskij-pasport-ustanovk-a-biologicheskoj-ochistki-stochnih-vod.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-25-sostav-trudozatrat-i-vosproizvodstvo-sposobnosti-k-trudu-apologiya-kapitala-politicheskaya-ekon-omiya-tvorchestva.html
  • credit.bystrickaya.ru/otkritoe-akcionernoe-obshestvo-predpriyatie-emelyanovka.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspredelenie-postuplenij-i-rashodov-obshaya-chast.html
  • student.bystrickaya.ru/2249-iii20-protokol-publichnih-slushanij-2-ot-26-avgusta-2009-goda-po-proektu-aktualizirovannij-generalnij.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-strategicheskih-napravleniyah-razvitiya-industrii-informacionnih-tehnologij-it-v-rossii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.