.RU

ЕЩЕ РАЗ ОБ УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА! - Программа конференции 6 доклады на пленарном заседании 13


^ ЕЩЕ РАЗ ОБ УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА!
________________________________________
Мазурчик Н.А., методист по русскому языку Калининского р-на

Проблема грамотности современного человека – одна из острейших. Почему значительное число выпускников наших школ не овладевает законами родного языка, почему речь их бедна, невыразительна? Вероятно, все начинается с азов: с уроков русского языка.

Общеизвестно, что урок родился около 400 лет тому назад. Отцом его и учредителем считается Я.Л.Коменский. Существуя уже несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Требования к современному уроку порождены стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить и в повседневности ценности достойной жизни.

Ситуация современного урока русского языка – это ситуация расставания с уроком строгим, упорядоченным, регламентированным, где ученики дисциплинированные, исполнительные, работающие в режиме вопроса – ответа.

Три постулата можно выделить в технологиях современного урока русского языка:

I. Нa уроках русского языка должны изучаться не "параграфы", не "правила", а закономерности жизни родного языка. Знание законов русского языка делает наших учеников увереннее, сильнее, свободнее в выборе. Вчерашнее "вы должны запомнить" на современном уроке преобразовывается в сегодняшнее " мы с вами должны искать, раскрыть, выявить, рассмотреть, осмыслить, освоить, проиллюстрировать и т. д.".

Например, на уроке русскою языка в 5 классе при изучении темы "Диалог" можно удачно использовать уже известный ученикам текст стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино".

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия про день Бородина!

Каков смысл тиpe в начале стихотворения? Как надо читать? Почему автор так начинает стихотворение? Почему автор в конце строфы ставит знак восклицания, а не вопроса? Что должна интонация, но замыслу автора, передать: восхищение или вопрос?

Важна форма вопроса: не как нужно писать, а почему автор так пишет? Сегодня мы говорим об уроках русского языка, на которых формируется речевая, языковая личность, социально адаптированный и коммуникативно-адаптированный человек. Пора осознать разумное следование методическим новациям, исходить из признания системности. В.В.Виноградов: "Любой языковой знак осознаемся лишь в контексте всей системы данного языка". Преподавание русского языка, как любое метаобщение (речь о речи), принципиально основано на двух системах:

Язык – целостное явление, и потому система обучения языку, построенная линейно, противостоит "врождённой грамотности" – восприятию целостного текста с подсознательным анализом языковых закономерностей.

Познание языка через искусственно расчленённое образование (правила, формулировки, схемы) при неверных методических приёмах может разрушить сложившиеся в сознании учащегося схемы своего природного, целостного восприятия, без которых грамотность невозможна.

Значительной ошибкой в методике преподавания русского языка является преподнесение сначала правила, а потом уже приведение текста как иллюстрации.

Чтение текста уже после усвоения какой-либо формулировки заставляет концентрировать внимание ученика именно на ней, тем самим происходит разрушение текстовой целостности, что препятствует единству восприятия. Поэтому часто после изучения правил, например, безударных гласных в корне слова, ученики начинают допускать, на взгляд учителя, фантастические ошибки: co6epaть – сбербанк и т.д.

Как часто наши ученики овладевают правилами (особенно к экзаменам), но не овладевают навыками правописания, возникает запредельное торможение, приводящее к личностным деформациям.

Под нашим руководством ученики стараются освоить правила, а не

подлинные модели языка, которые являются базой формирования практической грамотности. Дидактический материал на сегодняшнем уроке должен обеспечивать естественное восприятие учениками текста-иллюстрации, а не paздробленнoe – через упражнения. Вероятно, нам не нужно торопиться с упражнениями в их традиционном (нетекстовом) виде, пока у учеников не сформулирован навык самостоятельного рассмотрения темы как проблемной задачи.

Все средства урока (целеполагание, структура, форма, содержание, opганизационно-методические приемы и т. д.) должны подвести ученика к вопросу: почему так пишется. Доводы, до которых ученик додумался сам, кажутся ему самыми убедительными, и они легче осваиваются.

С непродуктивною уровня "Я – ученик" ребенок должен выйти на уровень "я – исследователь". Постоянный творческий поиск ученика на уроках русского языка – умело актуализированный педагогом процесс познания.

Начинать надо всегда с хороших текстов, с уяснения и разворачивания ассоциативных связей при целостном восприятии словесной картины:

При изучении русского языка надо стараться исключить сугубо теоретические ответы, представляющие собой повторение готовых формулировок и ничего не говорящие о подлинном знании языка, его владении.

Что значит обучить русскому языку? Это значит, привести в систему возникшие в подсознании ученика взаимосвязи, соотношения, аналогии между различными единицами языка на всех его уровнях.

Текст на уроках русского языка активизирует интерес, внимание ученика, формирует его положительную мотивацию.

В этой связи хочется привести в качестве примера методические пособия доктора педагогических наук Е.B.Любичевой, из серии "Посредством слова творю я мир": "О культуре Слова, о тайнах Звука и загадках Буквы", богатейшие материалы которого по лексике, фонетике и орфографии позволят учителю сделать уроки русского языка в 5 клacce увлекательными и деятельностными; "О строительном материале Слова. Учимся проверять себя". В этом пособии увлекательно, на примерах интереснейших текстов раскрываются секреты изобразительной силы русского словообразования, его стилистические возможности. Разнообразные формы работы со словом и текстом помогут пяти – шестиклассникам освоить нормы русской правописной и речевой грамотности.

В пособии "Именные части речи. Путешествие в Страну Грамматики" авторы сумели представить грамматические категории в живой взаимосвязи с лексическим значением слова на морфологическом уровне.



et-linterprtation-sotrique-stranica-8.html
eta-ekskursiya-bila-podgotovlena-dlya-mladshih-shkolnikov-k-urokam-moskvovedeniya-no-ona-budet-interesna-i-uchashimsya-5-6-klassov.html
eta-istoriya-bolezni-vzyata-iz-kollekcii-sajta.html
eta-kniga-dlya-cheloveka-kotorij-hochet-napisat-scenarij-postavit-film-i-sigrat-v-nem-glavnuyu-rol-stranica-16.html
eta-kniga-dolzhna-bila-vijti-eshe-v-nachale-2003-goda-s-drugoj-storoni-v-eto-samoe-vremya-mi-razrabotali-vtoruyu-versiyu-russkoj-modeli-effektivnogo-soblazneniya.html
eta-kniga-istoriya-o-poiskah-lyubvi-krizise-i-somneniyah-chelovecheskom-stanovlenii-iskaniyah-istini-gde-prichudlivim-obrazom-perepletayutsya-mistiki-drevnosti-i-f-stranica-8.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-put-prodolzhaetsya-stranica-2.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-nachalnika-upravleniya-grazhdanskoj-zashiti-ispolnitelnogo-komiteta-g-kazani-f-m-timurhanova-na-apparatnom.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rol-gumanitarnih-i-socialno-ekonomicheskih-disciplin-v-podgotovke-sovremennih-menedzherov-materiali-stranica-4.html
  • essay.bystrickaya.ru/diplom-mikelandzhelo-antonioni-istoriya-tvorchestvo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-kazani-startuet-chempionat-po-tennisu-v-bryanske-otkrilsya-fizkulturno-ozdorovitelnij-kompleks-7-ryazanskaya-oblast.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prezident-rf-vnes-v-gosdumu-zakonoproekt-o-gosregulirovanii-deyatelnosti-po-organizacii-i-provedeniyu-azartnih-igr.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-prakticheskij-kurs-perevoda-2iya-ispanskij-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-035700-lingvistika.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/13-predeli-vidi-materialnoj-otvetstvennosti-rabotnika-materialnaya-otvetstvennost-rabotnika-za-usherb-prichinyonnij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-buhgalterskij-uchet-dlya-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-mashinostroeniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/institut-souchastiya-chast-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/ralli-ayubaj-sapataeva-glvira-durenbekizi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabota-s-elektronnoj-pochtoj-metodicheskoe-posobie-soderzhanie.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-ispolzovanii-polos-radiochastot-radioelektronnimi-sredstvami-fiksirovannogo-besprovodnogo-dostupa-o-videlenii-polosi-radiochastot-446-4461-mgc-dlya-portativnih-radiostancij.html
  • credit.bystrickaya.ru/pamyatka-dlya-studentov-gruppi-tmp-po-izucheniyu-disciplini-biologiya-i-mikrobiologiya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/psihologicheskie-problemi-umiraniya-i-smerti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrol-za-vipolneniem-programmi-vozlozhit-na-ministerstvo-finansov-respubliki-kareliya-glava-respubliki-kareliya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-osnovnoe-soderzhanie-dissertacii-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchyonoj-stepeni.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-informacionnij-otchet-ministerstva-molodezhnoj-politiki-i-sporta-respubliki-bashkortostan-o-realizacii.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-i-kozlov-glava-iz-knigi-formula-lichnosti.html
  • student.bystrickaya.ru/-4-yuridicheskie-fakti-obekti-pravootnoshenij-predislovie.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zdorovesberegayushie-tehnologii-v-rabote-uchitelej-inostrannih-yazikov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspisanie-2-kursa-pediatricheskogo-fakulteta-v-osennem-semestre-2010-2011-uch-goda.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabotu-s-detmisirotami-i-detmi-ostavshimisya-bez-popecheniya-roditelej.html
  • institut.bystrickaya.ru/tochki-ekonomicheskogo-rosta-atyashevskogo-municipalnogo-rajona-kompleksnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dutova-kenzhegul-zhspizi-42-furat-atindai-zhalpi-orta-mektep-direktor-orinbasari-sajram-audani.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-rossijskoj-federacii-za-2006-god.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konovalova-yu-f-otdelnie-aspekti-socialno-psihologicheskogo-portreta-internet-polzovatelej-n-auchnij-rukovoditel-k-psihol-n-docent-a-m-medvedev.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/satprem-i-ego-rabota-vizivayut-vo-mne-glubokoe-voshishenie-on-pozvolil-mne-opublikovat-solidnuyu-chast-svoih-proizvedenij-sostavlyayushih-odnu-iz-moih-izdatelskih-stranica-5.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/socialnaya-gotovnost-detej-k-obucheniyu-v-shkole.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predsezdovskaya-strada-kniga-rasschitana-na-vseh-komu-nebezrazlichna-sudba-rossijskih-nemcev.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sosh-4-im-a-g-golovko-visshaya-kvalifikacionnaya-kategoriya-protokol-zasedaniya-gmo-ot.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skorost-tri-kandidata-v-nedelyu-gosduma-rf-monitoring-smi-10-aprelya-2008-g.html
  • klass.bystrickaya.ru/94-ustranenie-cepnih-pravil-pravil-vida-a-v-konspekt-lekcij-moskva-2004-udk-519-713075519-76075-bbk-22-18ya7.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-konspekt-uroka-s-ispolzovaniem-multimedia-rol-iskusstva-v-poznanii-mira.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.