.RU

Еще Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» ставит имя Демосфена рядом с именем Цицерона, и древние говорили о них, обращаясь к Цицерону: «Тебя, Марк Туллий





1. Введение.

Еще Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» ставит имя Демосфена рядом с именем Цицерона, и древние говорили о них, обращаясь к Цицерону: «Тебя, Марк Туллий, Демосфен предвосхитил в том отношении, что ты не первый оратор, а ты его уличил в том, что он не единственный». Но речи их сходны не только в непревзойденной своей силе убеждения, но и по содержанию: и Цицерон, и Демосфен были настоящими патриотами своих государств и воплощали в жизнь идеи свободы и равенства.


2. Сравнение приемов красноречия Демосфена и Цицерона.

А. Достижение эмоционального накала.

«Главным средством Демосфена-оратора становится его умение увлечь слушателей тем душевным волнением, которое испытывал сам, говоря о положении родного полиса в эллинском мире и о внешней политике демократии по отношению к другим системам и государствам»i. Именно насыщенность чувствами делала речь понятной и близкой каждому слушателю. Например, в «Третьей филиппике» Демосфен может восклицать «…может быть, иной человек, сидя здесь, уже хотел бы спросить: «Что нам делать?» Я, клянусь Зевсом, расскажу об этом и даже внесу письменное предложение». Здесь же удачно использован прием риторического вопроса, который часто встречается у Демосфена. Этот элемент его речей – постоянное обращение с вопросами к аудитории, «угадывание ее мыслей» – заставляет слушателей быть постоянно в напряжении, слушать очень внимательно и мысленно отвечать на каждое обращение оратора, таким образом оценивая все сказанное. «В чем же причина, - может быть, возникает у вас недоумение, - почему и олифяне, и эретрийцы, и орейцы охотнее слушали ораторов, говоривших в пользу Филиппа, чем тех, которые говорили в пользу их же самих?» - спрашивает сам себя Демосфен, и тут же поясняет этот вопрос, развивая свою мысль. «Теперь вы, конечно же, видите, что…» - продолжает он в той же речи, Третьей Филлипике, и слушатели действительно не могут не согласиться с последующей фразой.

«Известный ритор Квинтелиан, сопоставляя стили Демосфена и Цицерона, говорил, что у первого «ничего нельзя сократить», а ко второму «ничего нельзя прибавить»ii. Цицерон был не менее, чем Демосфен, искусен в средствах достижения эмоционального накала. Однако он для этого использовал также перечисление («Катилину, безумствующего в своей преступности, злодейством дышащего, гибель отчизны нечестиво замышляющего, мечом и пламенем вам и этому городу угрожающего, мы, наконец, из Рима изгнали…» (Вторая речь «Против Катилины»); ампликацию, или преувеличение («Я утверждаю, что во всей Сицилии, столь богатой, … не было ни одной серебряной, ни одной коринфской или делосской вазы, ни одного драгоценного камня или жемчужины, … которых бы он не разыскал, не расмотрел и, если они ему понравились, не забрал себе», Третья речь «Против Верреса»)


Б. Приемы софистики.

Фигура умолчания часто встречается в речах обоих ораторов. Демосфен мог перечислить все факты, кроме одного, общеизвестного, и слушатели невольно догадывались о нем сами. Таким образом они словно сами находили в своей памяти подтверждение сказанному оратором, и начинали с ним соглашаться. К умолчанию Демосфен прибегает и в своей победной речи «За Ктесифонта о венке», после которой Эсхин был вынужден бежать из Афин, чтобы не платить большой штраф. А ведь с юридической стороны был прав именно Эсхин. По закону нельзя было награждать венком человека, который не отчитался в своей деятельности, а Демосфен принял венок без отчета. Поэтому об этой стороне он умалчивает, и переключает внимание слушателей с сути дела на патетическую часть вопроса, а уж здесь ему не было равных. В речи «О венке» он говорил о своей патриотической деятельности, вспоминал о предательство Эсхина, когда тот был главой промакедонской партии в Афинах.

Примерно так же поступил и Цицерон, выступая перед римским сенатом с первой речью «Против Луция Сергия Катилины». В ней не содержалось ни одного существенного обвинения, так как фактических доказательств против Катилины не было, но речь эта была шедевром ораторского искусства. Главным аргументом, основой своего обвинения Цицерон делает здесь преступный характер Катилины. Он использует инвективу, то есть обвинение. «Есть ли позорное клеймо, которым твоя семейная жизнь не была бы отмечена? Каким только бестыдством не ославил ты себя в частной жизни?»

Начинает Цицерон свою речь серией патетических риорических вопросов («Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды?») Далее он выстраивает еще серию эффектных, перечислений, и заключает ее афоризмом «О времена! О нравы!». Затем от антитезы «Сенат это понимает, консул видит, а этот человек еще жив» он переходит к градации и поправке: «Да разве только жив? Нет, даже приходит в сенат, участвует в обсуждении…». Далее оратор переходит к исторической аналогии, сравнивая Катилину со свергнутыми тиранами-олигархами. А так как мудрость предков для древних римлян неоспорима, то и обвинение получается вполе весомым. После произнесения первой речи «Против Катилины» обвиняемый, не выдержав позора, покинул Рим.

Как видно из речей греческих ораторов того времени, в последние годы существования афинской демократии они не раз прибегали к сознательному переиначиванию фактов, тенденциозной трактовке, к приемам, которые сейчас мы назвали бы недостойными. К высокой патетике времен Перикла Демосфен мог примешивать бранные слова, не стесняться самых низкопробных уреков, обвинять противника в провалившихся актерских увлечениях, изменах жены, в том, что он сам запутался в любовных связях. Например, когда Демад возмущается «Меня поучает, и кто? Демосфен! Свинья – Афину!», то Демосфен парирует: «Эту самую Афину позавчера в Коллите поймали в чужой постели». «Когда известный вор по кличке Железяка и тот пытается сострить насчет его бессонных ночей и работы при свете лампы, - «Знаю, знаю, - сказал Демосфен, - тебя огорчает, что ночью у меня в доме горит светильник. Зато вы, граждане афинские, не удивляйтесь кражам: воры у нас железные, а стены глинобитные». (Плутарх, «Демосфен и Цицерон»)


В. Средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности, применяемые Демосфеном, очень разнообразны. Вероятно, чаще всего он употреблял метафору и гиперболу. Развернутая метафора – «богиня Молвы» – играет важную роль в его обвинениях против Эсхина, она изобличает подкуп. Что касается гиперболы, то оратор использует ее, например, чтобы польстить аудитории: «…вы явили себя воинами не просто безупречными, но достойными восхищения за ваш строй, выучку и отвагу. Вот почему вас восхваляли, а сами вы благодарили богов жертвами и праздниками».

«Один из греческих комиков, высмеивая любовь Демосфена к антитезам, говорит:

Наконец-то получил я то, что потерял давно,

И притом не «как подарок», но «как свою собственность».

Приемы Цицерона также разнообразны. Ему свойственны перечисления, исторические аналогии, сравнения и даже персонификации, антитезы. В одном предложении он может виртуозно переходить от одной фигуры к другой. Например в одной из речей «Против Катилины» он задает риторический вопрос, одновременно являющийся перечислением с градацией: «Неужели ты не повелишь заключить его в тюрьму, повлечь на смерть, предать мучительной казни?» В той же речи Цицерон персоницицирует образ родины. «Но теперь отчизна, наша общая мать, тебя ненавидит, боится и уверена, что ты уже давно не помышляешь ни о чем другом, кроме отцеубийства». Далее он произносит целую тираду от имени этой ожившей отчизны, изображая то, что, по его мнению, она могла бы сказать Каталине: «…Поэтому удались и избавь меня от этого страха; если он справедлив, чтобы мне не погибнуть; если он ложен – чтобы мне, наконец, перестать бояться».

Не менее искусно он умеет выстраивать свою речь с точки зрения благозвучия. Целые абзацы его текстов могут быть построены на ассонансах и аллитерациях, что дает ощутимый психологический эффект – от этого речь приобретает особое очарование, убедительность.

Периоды в речах Демосфена расположены симметрично, что дает ритмичность речи. Благозвучие внутри каждого периода достигается преобладанием долгих слогов и отказом от скопления кратких слогов.


3. Заключение.

Мыслители, политики, - Демосфен и Цицерон входили в десятку великих ораторов древности. Их речи можно изучать с точки зрения юриспруденции, ибо это образцы адвокатской речи, с точки зрения психологии, - их слова могли повернуть настроение людей на 180 градусов, литературы, исторических особенностей и т.д., и т.п. Но мало кто помнит, что в Элладе не существовало газет и телевизора, и именно поэтому ораторское искусство развилось там до такого высочайшего уровня. Если бы кто-нибудь из великих ораторов древности жил сейчас, он стал бы великим журналистом. Вероятно, современному человеку их деятельность легче всего воспринимать именно с такого ракурса.


Список использованной литературы:

  1. Плутарх, «Избранные жизнеописания», М:. «Правда», 1987г.

  2. Е. Н. Корнилова, «Риторика – искуство убеждать», М:. УРАО, 1998г.

  3. Н. Ф. Дератань, «Хрестоматия по античной литературе», М:. Учпедгиз, 1958.




i Е. Н. Корнилова, «Риторика – искусство убеждать», Москва, 1998г., Изд. УРАО, стр. 64.

ii Е.Н. Корнилова, «Риторика – исскуство убеждать», Москва, 1998г., Изд. УРАО, стр. 119.


Lu /var/www/pars_docs/tw_refs/192/191974/191974.doc 16.10.1998

estestvnauki-v-celom-sistema-oboznachdlya-slepih-po-tochnnaukam-bbk-20-byulleten-novih-postuplenij-za-sentyabr-2007-goda.html
estestvoznanie-ekologiya-zashita-naseleniya-nazvanie-istochnika.html
estestvoznanie-ob-utverzhdenii-federalnih-perechnej-uchebnikov-rekomendovannih-dopushennih-k-ispolzovaniyu-v-obrazovatelnom.html
estestvoznanie-publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-licej-102-imeni-akademika-mihaila.html
estet-hudonosov.html
esteticheskaya-hirurgicheskaya-konturnaya-plastika-tela-14-01-17-hirurgiya.html
  • college.bystrickaya.ru/107-energetika-ksiporindari-normi-oborudovaniya-zdanij-pomeshenij-i-sooruzhenij-sistemami-avtomaticheskoj-pozharnoj.html
  • composition.bystrickaya.ru/ocenku-izmeryaemoj-velichini-konspekt-lekcij-dlya-3-kursa-dnevnogo-obucheniya-po-discipline-metrologiya-standartizaciya.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-bezmolvii-i-molitve-dobrotolyubie-tom-5.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-o-pravoslavnom-predanii-svyatogorec-tom-i-s-bolyu-i-lyubovyu-o-sovremennom-cheloveke.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-vistavka-risunkov-vojna-glazami-detej-biblioteka-gimnazii-resurs-nravstvenno-patrioticheskogo-vospitaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/t-g-petrashova.html
  • writing.bystrickaya.ru/belki-i-aminokisloti.html
  • credit.bystrickaya.ru/podgotovka--pedagogicheskih-kadrov-nauchnij-psihologo-pedagogicheskij-zhurnal-metodologiya-teoriya-praktika.html
  • studies.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-12-713-11-aprelya-2011-g-stranica-10.html
  • letter.bystrickaya.ru/muzikalnaya-zhizn-uralskoj-provincii-konca-h-i-h-nachala-hh-vekov-na-primere-permskogo-kraya-17-00-02-17-muzikalnoe-iskusstvo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematika-referatov-po-istorii-i-metodologii-istoricheskoj-nauki.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-a-azarenok-v-a-usolcev-stranica-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-29-imeni-sepsyakovoj-t-f.html
  • bystrickaya.ru/vopros-radiacionnoj-bezopasnosti-v-ekologicheskom-obrazovanii-v-srednej-shkole-chast-14.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/profilaktika-travmatizma-okazanie-skoroj-medicinskoj-pomoshi-pri-dtp.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-dlya-molodih-predprinimatelej-v-oblasti-dizajna-i-modi-2012-yce.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/yazik-zhestov-ili-rech-bez-slov.html
  • reading.bystrickaya.ru/kriterii-otneseniya-opasnih-othodov-k-klassu-opasnosti-dlya-okruzhayushej-prirodnoj-sredi-utv-prikazom-mpr-rf-ot-15-iyunya-2001-g-n-511.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-anglijskij-yazik-dlya-specialnosti-080100-ekonomika-bakalavriat-institut-ekonomiki-i-finansov-forma-obucheniya-zaochnaya.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-v-gogol-istoriya-pervaya-sueta-vokrug-divana-stranica-2.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-kompyuter-stranica-2.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-v-ustrojstva-prevrashayushie-opaseniya-v-yav-lefevr-v-a-konfliktuyushie-strukturi-izdanie-vtoroe-pererabotannoe.html
  • credit.bystrickaya.ru/ona-funkcioniruet-po-zakonomernostyam-globalnoj-kapitalisticheskoj-sistemi-krizis-bez-konca-ili-novaya-faza-kapitalizma.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-kto-iz-perechislennih-lyudej-yavlyaetsya-izobretatelem-akvalanga.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-po-kursu-servisnaya-deyatelnost-tema-gostinichnie-uslugi-i-ih-standartizaciya.html
  • composition.bystrickaya.ru/otdel-gpn-pozharskogo-rajona-ugpn-gu-mchs-rossii-po-pk-stranica-2.html
  • control.bystrickaya.ru/drevneevrejskaya-literatura-stranica-5.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekciya-i-teoreticheskie-i-metodologicheskie-voprosi-izucheniya-russkogo-yazika-stranica-5.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-28-aprelya-1997-g-n-83.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/l-a-kudrich-zav-kursom-medicini-katastrof-kafedri-voennoj-i-ekstremalnoj-medicini-gou-vpo-tgma-roszdrava-professor-d-m-n-stranica-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/mestnie-soobshestva-i-organi-municipalnogo-upravleniya-ponyat-chtobi-vzaimodejstvovat.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskij-razdel.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13536-20320-ceni-na-produkciyu-i-uslugi-s.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mayak-novosti-08092006-maksimova-evgeniya-1200-gosduma-rf-monitoring-smi-9-11-sentyabrya-2006-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-visshaya-matematika-cikl.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.